Большой Устьинский мост

Dec 13, 2024 16:51

Красивой 134-м аркой перекинулся через Москва-реку Большой Устьинский мост, построенный на месте старого низкого и узкого моста.
Старый мост пропускал только один ряд экипажей в каждую сторону вдоль трамвайных путей. По новому мосту могут двигаться в каждую сторону 4 ряда автомашин. 40-м ширина моста обеспечивает ему такую же пропускную способность, какую имеет любая из реконструируемых улиц столицы.




Старый мост пропускал под собою только небольшие катеры и лодки, новый мост открыл свободный путь большим пассажирским и грузовым волжским пароходам.
Широкой лентой протянулась трасса нового моста от Яузских ворот через Москва-реку к Садовникам, кладя на
чало продолжения Бульварного кольца по Замоскворечью. Полная длина реконструируемого участка Бульварного кольца составляет 753 м, из которых 478 м приходится на мост и подходы к нему.



Мост перекрывает Москва-реку одним арочным пролетом в 134 м. Шесть стальных арок коробчатого сечения высоко повисли над поверхностью реки. Кроме главного речного пролета мост имеет еще два береговых пролета, перекрывающих проезды по набережным. В отличие от других мостов столицы, береговые пролеты Большого Устьинского моста выполнены также из металла. Здесь применена балочная конструкция, причем достигнуто значительное уменьшение высоты балок, а именно: при пролете 41,0 м коробчатые балки имеют высоту 1,32 м, т. е. 1/30 часть пролета.





Все металлические конструкции моста выполнены из стали СДС*), что также позволило уменьшить поперечные сечения элементов конструкций и облегчить вес моста.
Второй отличительной чертой Нового Устьинского моста является применение сплошного плоского металлического настила на проезжей части вместо железобетонных плит, примененных на других мостах. Асфальтовое покрытие на мосту укладывается непосредственно на металлический на
стил. Общий вес металла в речном и береговых пролетах составляет 7250 т.









Металлические береговые пролеты моста по обоим берегам переходят в железобетонные эстакады, внутренние помещения которых будут использованы для различных нѵжд города. Подходы к эстакадам сделаны в виде насыпей, ограниченных с трех сторон невысокими подпорными стенками, облицованными серым гранитом.
*
* *
Строители пришли на площадку Устьинского моста •осенью 1936 года. Прежде чем приступить к основным строительным работам, пришлось затратить много времени и сил на освоение площадки.
Вот краткий перечень главнейших работ этой категории: постройка временного пешеходного моста через Москва-реку, перекладка на него трубопроводов со старого моста, пе
рекладка всевозможных кабелей, прокладка по дну Моск
ва-реки временного канализационного дюкера, постройка временного мостика через Яузу для временной укладки на •нем подземных сооружений, разборка старого моста через Москва-реку, перенос линии высоковольтной передачи, снос целого ряда домов и т. д.
Этими работами был занят коллектив строителей до лета 1937 года. Одновременно строители занимались изучением методов производства основных работ - сооружения опор моста. Действительно, над этим вопросом стоило призадуматься. Сооружение опор намечено было произвести в открытых котлованах весьма внушительных размеров: 40 м ширины и 60 м длины.
Котлованы примыкали непосредственно к реке и нужно было заглубиться ниже уровня воды в реке на 8 м по левому берегу и на 10 м по правому. Дело осложнялось еще тем, что на правом берегу с обеих сторон котлована стояли многоэтажные новые дома (Кожевенный институт и жилой дом Мосэнерго), безопасность которых надо было гарантировать.

Грунтовые условия были весьма неблагоприятны - наносные илистые грунты на левом берегу и водоносные пески на нравом. Опоры нужно было заложить на плотный известняк, расположенный под этими грунтами. Для ограждения котлована был применен частично металлический шпѵнт «Лаккован», и частично составной дощатый шпунт. Находившиеся в земле старинные подземные сооружения, фундаменты зданий и старые набережные не позволили забить шпунт по замкнутому контуру и оставшиеся «окна» представляли прямую угрозу безопасности работ. Много временя и средств затратили строители, отыскивая надежные методы проходки правобережного котлована. В конце концов решили применить способ замораживания периметра котлована за шпунтовым ограждением.
С марта 1937 года приступили к бурению 214 замораживающих скважин. Пройдено было 3640 пог. м. скважин. Монтаж замораживающей станции и всей конструкции занял все лето и только в последних числах августа 1937 года был пущен в экісплоатаціиію первый компрессор Холодильной установки. В конце сентября пустили второй компрессор и лишь в ноябре смогли приступить к разработке правобережного котлована.
По левому берегу за это время было сделано немногим больше, так как почти все лето рабочие с Устьинского моста были заняты на строительстве Крестовского и других мостов. Таким образом весна и лето 1937 года почти ее были использованы для производства основных работ. За это время было вынуто из котлована только 47 ООО м3 грунта без применения водоотлива.
Разворачивать основные работы начали с октября 1937 г. Пришлось перестраивать всю организацию работ, так как, бетонный завод, приспособленный к получению материалов с барж, оказался ненужным и непригодным. Весь бетон стали получать с центрального завода на Лабазной улице и подвозили его автомашинами. Система подачи и развозки бетона была в корне изменена.
Последние месяцы 1937 года, ставшие первыми месяцами разворота работ, были тяжелым периодом перестройки, когда чувствовался недостаток во всем: в людях, в механизмах, в материалах и в продуманной четкой организации.

















2023г

Упорная борьба всего коллектива за выполнение плана и за соблюдение сроков, установленных партией и правительством, увенчались успехом в январе 1938 года. Строительство Устьинского моста, - самого отстающего из всей системы треста Гормост, - впервые выполнило месячный план. Было уложено за месяц 11 085 м3 бетона - цифра рекордная для строящихся городских мостов.
Перелом в работе на строительстве Большого Устьинского моста был отмечен передачей коллективу строителей переходящего красного знамени треста и постройкома. Не ослабляя темпов, коллектив продолжал бороться за соблюде
ние правительственных сроков постройки.

Вынуто трунта из котлованов 85 120 м3; уложено бетона в опоры, эстакады и подпорные стенки 40 200 м3; уложено арматуры в конструкции 747 т, сделано насыпей подходов 20 300 м3.

Источник Инженер И. И. СКРИПЧИНСКИЙ Начальник строительства Боль
шого Устьинского моста

мосты Москвы, строительство, история

Previous post Next post
Up