Краснохолмские мосты

Dec 12, 2024 23:26

Строительство Большого и Малого Краснохолмских мостов, как и всех других новых московских мостов, осуществлено на основании постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 10 июля 1935 г. «О генеральном
плане реконструкции гор. Москвы», по которому новые Краснохолмские мосты располагаются по направлению проектируемой новой магистрали, соединяющей Таганскую площадь с Павелецким вокзалом.



На трассе находятся два моста: Большой Краснохолмский мост через Москва-реку и Малый Краснохолмский мост через водоотводный канал.





Большой Краснохолмский мост состоит из речного металлического арочного пролета, перекрывающего все русло реки, двух береговых пролетов консольно-балочной конструкции, которые перекрывают проезды по набережным и из подходов к мосту со стороны правого и левого берега. Подходы представляют собой железобетонные эстакады и земляные насыпные в’езды к ним между подпорными стенками.



Ширина Большого Краснохолмского моста поверху 40 м, включая тротуары по 3 м каждый. Ширина боковых сходов, прилегающих к трассе, принята равной 25 м, ширина набережных- 50 м. Длина Большого Краснохолмского моста с подходами 725,5 м; длина без подходов, но включая эстакады- 533 м.

Малый Краснохолмский мост состоит из подвесной балки длиной 42 м, лежащей на консолях береговых пролетов, скрытых в набережной.





Длина Малого Краснохолмского моста поверху равна 72 м.
Одной из основных особенностей трассы Краснохолмских мостов является косое пересечение ее с руслом реки и канала. Косина- Большого Краснохолмского моста составляет 35 градусов, Малого - 9 градусов.

Геологическое строение почвы, на которой сооружены оба Краснохолмские моста, в основном характеризуется следующими данными:
Верхний культурный слой, мощностью от 2 до 12 м имеет очень неоднородную структуру (строительный мусор, глинистый песок и суглинок). Современные аллювиальные отложения на правом берегу колеблются между 2 и 10 м, а на левом берегу доходят до 13 м. Непосредственно под культурным наносным слоем залегают иловатые, тонкопесчанистые, сильноглинистые пески. Эти пески сменяются бо
лее чистыми песками с гравием, причем на некоторых участках встречается сплошной гравий.
Каменноугольные отложения состоят из трещиноватых известняков, мергелей и глины. Глубина каменноугольных отложений от поверхности земли колеблется от 10 до 30 м.





Глубокое залегание прочных известняковых пород при больших горизонтальных и вертикальных нагрузках на опо
ры Большого Краснохолмского моста от арок определили большой об’ем кессонных работ.
Конструкция речного пролетного строения Большого Краснохолмского моста имеет ряд своеобразных деталей. К их числу относятся трубчатые стойки, не имеющие попе
речных связей. Распорки, соединяющие арки, настолько мощны, что воспринимают ветровые нагрузки, образуя таким образом безраскосную ветровую ферму.

Большой Краснохолмский мост имеет металлический речной пролет с ездой поверху.
Основными несущими конструкциями моста являются 7 двухшарнирных арок. Пролет арок между шарнирами равен 160 м. Шарниры арок расположены на отметке 123, т. е. на 3 м выше подпертого горизонта Москва-реки.





Все основные части арок сделаны из специальной стали, а второстепенные части - из стали 3.
Общий вес металлического пролетного строения 6700 т, опорных частей - 290 т. Для скрепления всех конструкций моста пришлось заклепать 280 тысяч заклепок.
Проезжая часть речного пролета представляет собой массивную железобетонную плиту, в которую было уложено 1200 м8 бетона и 300 т арматуры. .





Опоры речного пролета сооружены путем опускания железобетонных кессонов. В виду большой площади в плане речной опоры, основание каждой опоры выполнено из двух рядом стоящих отдельных кессонов, размерами 35,0X17,5 м с расстояниями между гранями в 4,5 м.
Глубина опускания кессонов составила в среднем, считая от горизонта воды, 27-30 м. Наибольшее давление на грунт в кессонах было 11 кг/см2.
Надкессонная кладка с отметки 112 до отметки 123 перекрыта железобетонной массивной плитой, которая связывает оба кессона в одну монолитную опору. На этой опо
ре расположены пять арок речного пролета и ряд стоек берегового пролета.





Для противодействия большому опрокидывающему моменту от распора арок, кессонное основание устоя отодвинуто в сторону берега так, что передняя грань кессона отстоит от осей шарниров арок на 11,5 м.
Одним из ответственных моментов строительства было сооружение выносных пят, которые возводили одновремен
но с опусканием кессонов. В этом заключалась основная трудность возведения речных опор. Выносные пяты клали из бетонных блоков, зигзагообразных в плане и ступеньчатых в вертикальной плоскости.
Всего на сооружение речных опор пошло 73 000 м3 бетона и 2000 т арматуры.





Береговой пролет Большого Краснохолмского моста представляет собой двухпролетную неразрезную балку с неравными пролетами и одной консолью. Общая длина бе
регового пролета поверху равняется 69 м. Береговой пролет имеет в свету отверстие 38,5 м; он состоит из 7 главных балок.
Опорные части выполнены из трех неподвюкных и 11 подвижных катковых опор под каждым пролетным строе
нием. Балансиры - шаровые. Материал опорных частей - сталь Л-5 (литая).
Опоры береговых пролетов состоят из 14 железобетонных стоек по 7 в каждом ряду. Стойки со стороны металлического арочного пролета опираются на береговую опору. Со стороны консоли они опираются на ленточный бетонный фундамент, основанный на железобетонных сваях, размером 30 X 30 см.





Общий об’ем бетона, уложенного в два береговых пролета, составляет 7200 м3, вес арматуры -1260 т, количество забитых свай 482 шт.
Эстакады Большого Краснохолмского моста устроены с учетом использования помещения под ними для двухэтаж
ных гаражей. Для этого по фасаду эстакады устраивается декоративная стенка и аркада.
Эстакады представляют собой поперечные железобетонные рамы, связанные продольными балками и плитами. Поперечные рамы -четырехпролетные с консолями. Каждая стойка имеет отдельный фундамент - башмак, основанный на 5-8 железобетонных сваях сечением^ 30 X 30 см. В эстакадах устроены температурные швы, делящие их на секции. На каждом берегу имеются по три прямоугольных и по одной косой секции.
На сооружение эстакад пошло 5250 м3 железобетона, 880 т арматуры, 1700 готовых железобетонных свай и 56 набивных (пневматических) свай.
Насыпи подходов выполнены с продольными и поперечными подпорными стенками. Массивные продольные стенки
основаны на бетонном ленточном фундаменте, рамные продольные стенки на правом берегу основаны на сваях, а на левом берегу также на ленточном фундаменте. Поперечные подпорные стенки все рамные и основаны на сваях.
Проезжая часть моста состоит из асфальто-бетона, толщиной в 8 см, уложенного на тощем- бетоне. Под слоем тощего бетона находится изоляция из битумной массы, армированной двумя слоями джутового полотна. Тротуары перекрыты железобетонными плитами.
За все время строительства на сооружение речных береговых опор пошло 73 ООО м3 бетона, на речной пролет для проезжей части - 1200 м3 и на береговые пролетные строения 7200 м3 бетона.
До сентября 1937 года строительство новых Краснохолмских мостов находилось в глубоком прорыве. План из месяца в месяц не выполнялся. Бригады часто не выполняли даже нормы. Однако с сентября 1937 г., при активной помощи Моссовета, Московского комитета и Городского комитета партии и лично товарища Хрущева наступил решительный перелом и краснохолмцы по боевому развернули борьбу за успешное окончание стройки.

Новые Краснохолмские мосты были сданы трудящимся Красной столицы досрочно. К 1-му мая 1938 года по мостам было открыто движение.

Источник А. А. ФИЛИППОВ
Начальник строительства Краснохолмских
мостов

мосты Москвы, строительство, история

Previous post Next post
Up