Синодальная типография (Печатный двор)

Nov 30, 2024 01:38

В завершение рассказа о Никольской прекрасная жемчужина - здание (№ 15), украшенное прихотливыми башенками, резными колонками, готическими арками, необычное, сказочно красивое






2024г

На фасаде его целых двое солнечных часов, выше их две мемориальных доски с трудноразбираемым текстом и изображения единорога и льва, стоящих на задних лапах, а во дворе, закрытое от посторонних взглядов, еще одно московское чудо - так называемый «Теремок», двухэтажное строение с фигурным крыльцом, в стиле русской архитектуры XVII в.



Фасад здания правильной палаты до реставрации в 1946-1947 годах.



1975

Это «колыбель» книгопечатания в России. Типография была основана по указу Ивана Грозного, в 1553 году. Катализатором послужило огромное количество ошибок в рукописных книгах для богослужения, которые допускали малограмотные переписчики. Бесчисленные погрешности неизменно приводили к разночтениям в текстах, ереси и горячим спорам. Царь, при поддержке митрополита Макария, решил положить этому конец с помощью книгопечатания. Издателем первой точно датированной печатной книги стал Иван Федоров. Первой книгой, напечатанной в Русском государстве Федоровым и его ближайшим сподвижником, Петром Мстиславцем, в 1564 году, стал «Апостол».



"Апостол"

В Смутное время, во время пожара в Москве в 1611 году, Печатный двор сгорел дотла, и мастерские временно переместились в палаты Кремля. К 1620 году на старом месте возвели двухэтажное строение, перевезя в него из Дворцовой палаты Кремля семь типографских станков. Однако всего через несколько лет пожар вновь уничтожил все деревянные постройки Печатного двора. По указу царя Михаила Фёдоровича, в 1642-1645 годах русские зодчие Трефил Шарутин и Иван Неверов построили двухэтажный каменный дом, над воротами которого, в качестве символов царской власти, красовались изображения льва и единорога в то время, как башня здания была увенчана двуглавым орлом.



1645г

В каменных палатах дома, выходившего фасадом на Никольскую улицу, расположились Правильня и Печатный приказ (орган управления Русского государства). Была также создана библиотека, в которой хранились все книги, издававшиеся исключительно по царскому указу. Типография называлась Государевым печатным двором. Такой расклад действовал до 1653 года, пока Печатный двор не был передан духовенству. Патриарх Никон стал распорядителем типографии, получив право собственноручно издавать указы о выпуске новых книг и их последующей продаже. С 1703 года, по указу Петра I, в стенах типографии стали издавать первую российскую газету - «Ведомости».

С 1564 по 1711 год было отпечатано, в общей сложности, около 700 изданий, включая Евангелия, Псалтырь, Часовник, полемические сочинения, переводы и учебную литературу. В 1722 году типографию передали созданному Святейшему Синоду, и до 1917 года тут была Московская синодальная типография, одна из самых больших в России. В типографии использовался уникальный набор шрифтов, включая коптский и сирийский.

В 1773 г., в ночь с 8 на 9 сентября, в башне Печатного двора прошла трещина, и ее пришлось разобрать, а в 1810 г. приступили к разборке и всего старинного корпуса по улице из-за его ветхости. Историк М.П. Погодин вспоминал, как он юношей проходил мимо разбираемого строения и когда подломили стену, то она с ужасным треском упала и Погодина ушибло камнем.



Фасад Московской Синодальной типографии,1815

Проект нового здания поручили Алексею Никитичу Бакареву, работавшему, в частности, над перестройкой Никольской башни Московского кремля, и академику архитектуры Императорской Академии художеств, архитектору Ивану Львовичу Мироновскому, который занимался восстановлением зданий Кремля и Иоанно-Предтеченского монастыря после пожара 1812 года. . Стройка была закончена только в 1814 году.



1895-1898

Главный фасад типографии выполнен в псевдоготическом стиле и поражает богатством декоративного оформления: центральный ризалит акцентирован массивными резными полуколоннами с замысловатым растительным орнаментом и украшен барельефами, изображающими льва и единорога - исторический символ Московского печатного двора. Всё это должно подчеркнуть преемственность Синодальной типографии и Московского печатного двора,



Синодальная типография, 1900г

Помимо полуколонн, на фасаде размещено множество небольших каменных резных элементов. Здание отличается характерными для готической архитектуры островерхими завершениями окон и острыми башенками на крыше; кроме того, по бокам ризалита размещены таблички с краткой историей Печатного двора и Синодальной типографии, а на фронтоне с советских лет остался герб Советского Союза.







2023г

По обе стороны от центрального входа на фасаде размещены солнечные часы.



Правильная палата Печатного двора,1898

Комплекс Синодальной типографии включает более старые корпуса, сохранившиеся от прежнего Печатного двора: Правильную и Книгохранильную палаты (1679, архитекторы: Степан Дмитриев, Иван Артемьев) и боковые корпуса (середина 18 века, архитекторы: Дмитрий Ухтомский, Иван Мичурин), но они находятся во внутреннем дворе и недоступны рядовому наблюдателю.



Княжеский герб Ухтомских

Со старых ворот сюда перенесли льва и единорога. Фасад украшен знаменитыми солнечными часами, стрельчатыми готическими окнами и башенками с замысловатым орнаментом. Фронтон украшал двуглавый орел, который позже заменил герб СССР.







2023г

Самое старое здание Печатного двора - Правильная палата(Теремок) - находится во дворе.



А.Г.Векслер

Ученый-археолог А.Г. Векслер, первый главный археолог Москвы (с 1998-2009 год) установил, что подземный этаж этой палаты относится к концу XV века, т. е. в ее основе - древнейшее гражданское строение Москвы. Теремок в 1872-75 годах восстанавливал один из пионеров архитектурной реставрации в России, архитектор Николай Андреевич Артлебен.



Н.А.Артлебен



Вид Московской Синодальной типографии с южной парадной стороны, Никольская улица,1823

Было пристроено крыльцо, перестроен верх в русском стиле XVII века и декорирован фасад, выходящий на Театральную площадь. Интерьеры расписывали палехские мастера.



Чертёж северного фасада Правильной и Книгохранительной палат Московского Печатного двора синодальной типографии,1873



Проект реставрации Правильной и Книгохранительной палат Московского Печатного двора синодальной типографии для музея,1872-1873
Автор:Николай Андреевич Артле́бен

В 1875 году Правильную палату Печатного двора посетил император Александр II. В начале XX века там находился музей печатного дела .

В 1918 г. здания ненадолго занял Комитет государственных сооружений и общественных работ ВСНХ, а Синодальную типографию передали в типографию «Гознака». Потом в этом здании хранились архивы историко-культурной и экономической секций Единого архивного фонда. Там же помещались редакции журналов «Красный архив» и «Архивное дело», находилось Центральное архивное управление, и неудивительно, что именно в этом здании в 1930 г. открыли подготовительные курсы по архивоведению, преобразованные через два года в Историко-архивный институт имени историка-марксиста М.Н. Покровского, ставший частью Российского государственного гуманитарного университета.



Реставрация здания Московского Печатного двора,1947

Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года № 1327 зданию Синодальной типографии присвоен охранный статус объекта культурного наследия федерального значения.

Никольская, #осеньвкармане, #92фотодня

Previous post Next post
Up