Николо-греческий монастырь

Nov 28, 2024 13:45

Никольский греческий монастырь (Николы Старого у Большого Крестца, Николы Большая Голова у крестного целования) - одна из старейших иноческих обителей Китай-города (1390). Николай был одним из самых почитаемых святых на Руси - и в Китай-Городе: на 1917 г. из 56 престолов 13 было посвящено св. Николе; Никольские ворота Кремля украшала икона св. Николая Можайского.



Николо-Греческий монастырь. На первом плане - надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи Богоявленского монастыря, далее расположенные через дорогу строения Никольского монастыря - колокольня и Никольский собор. 1883 г.



Святитель Николай Чудотворец

Первое упоминание о монастыре содержится в летописи от 1390 г., где он уже называется «Старым».



Митрополит Киприан

Летописец отметил тогда приезд в Москву митрополита Киприана, в продолжение многих лет добивавшегося этого сана и пытавшегося подсидеть митрополита Алексия, выдающегося церковного и политического деятеля во времена великого князя Дмитрия Донского. Князь резко выступал против Киприана и как-то приказал его арестовать: его схватили, ограбили, бросили нагого и голодного в сырую клеть, а впоследствии выгнали из Москвы. Прошло около четырнадцати лет, и только при сыне Дмитрия Донского великом князе Василии митрополит Киприан наконец-то прибывает в Москву. Далеко за городом, у села Котлы, его встретил с почетом сам великий князь с супругою, с братьями, со свитой и «со всеми христианы и бысть радость велия». Оттуда, как повествует летописец, все «поидоша в град Москву», где митрополит «облечеся у Николы у Старого», а уже далее он проследовал «к святей Богородици», где «сел на своем столе» (то есть занял митрополичий трон в кремлевском Успенском соборе.

Никольский монастырь был местом заключения новгородского архиепископа Иоанна, которого великий князь приказал митрополиту Киприану задержать в Москве во время распри с новгородцами.

В Никольском монастыре под покровительством патриарха работала мастерская выдающегося писца Михаила Медоварцева, выполнявшая заказы самого великого князя, а также его приближенных и высших церковных иерархов. Он трудился в монастыре около 30 лет - с конца XV в. до 1531 г. Сам же Михаил Медоварцев находился в центре общественнополитической жизни, был знаком со многими выдающимися деятелями своего времени.





Вид с Никольской улицы, 2023г

Этот монастырь был в продолжение многих сотен лет центром греческой колонии в Москве, особенно расцветшей в XVII в. - один из иноземных путешественников считал, что она сравнима с большим поселением греков в Риме.



Макет

Считается, что Спасский собор с небольшой монастырской территорией обособился от Никольского монастыря в конце 16 века, в результате чего образовалась Спасская обитель. И долгое время два монастыря существовали по соседству, разгородившись стеной



Иверская икона Божией матери

В 1648 г. архимандрит Иверского монастыря Пахомий перенес с Афона точную копию образа Иверской Богородицы. До постройки для нее специальной часовни у Воскресенских ворот икона находилась в Никольском монастыре. За это царь Алексей Михайлович передал монастырь греческому архимандриту Дионисию, разрешил грекам совершать в нем службы на родном языке, а год спустя там оставили только греческих монахов. Так монастырь вплоть до 1917 г. стал Никольским Греческим.

Из монастыря икону перенесли в 1669 г. в
часовню у Воскресенских ворот. Тогда же монастырю дали «жаловалную» грамоту, в которой подтверждалась принадлежность ее Иверскому Афонскому монастырю



2024г

Никольский монастырь являлся центром греческой колонии в Москве, проводником образованности и просвещения. Знаменитый московский митрополит Платон вспоминал, что, будучи студентом Славяно-греколатинской академии, он приходил в Никольский монастырь изучать греческий язык.

В Никольском монастыре находилось три церкви, судя по записи о пожаре 1564 г., когда сгорели две деревянные церкви, «да у Николы погорели верхи», откуда можно предположить, что Никольский собор был уже тогда не деревянным, а каменным. К 20-м годам XVIII в. собор обветшал, и монахи послали властям прошение: «Церковь св. Николая, что называется Старые Большие Главы в Иконном ряду в Греческом монастыре, от престарелости и от горелости сломана и вновь застроена и окроме невеликого подаяния православных, иных помощников к тому строению не имеют… Того ради просят, дабы учинить подаяние на помянутое строение церковное, что Царское Величество соизволит и будут не токмо они здесь, но и протчие отцы и братия их сущие на св. Афонской горе в монастыре Пресвятыя Богородицы Иверския вечно Господа Бога молить о царском здравии и о спасении».

Разобрали ветхий монастырский собор в 1723 г. и в следующем году построили нижнюю Никольскую церковь, а над нею иждивением князя Дмитрия Кантемира построили еще одну в 1735 г. и освятили во имя Иверской иконы Богоматери 18 сентября. В церкви находились древние иконы греческого письма в серебряных ризах и с серебряными лампадами перед ними.

Монастырь с тех пор стал родовой усыпальницей Кантемиров. В 1734-36 гг. наследники Кантемира построили над собором верхнюю церковь во имя Иверской иконы (позже - Успения). В 1767 г. Матвей Кантемир обновил монастырскую церковь во имя свв. Константина и Елены (1644).

Восстановленный после пожара 1737 г., монастырь почти не изменялся до конца XIX в. Поновляли - по проекту М. Казакова - только главный собор: он сильно обветшал к к. XVIII в. Тогда он приобрел классический вид с портиками и большим куполом и башенкой, известный по старым фотографиям.

К концу XVIII столетия соборный храм монастыря пришел в ветхость и в 1795 г. был заменен новым строением и, как пишется иногда, по проекту знаменитого зодчего Матвея Казакова, хотя и в списках его работ этой постройки нет. Судя по фотографии, сделанной для альбома Найденова в 1880-х гг., это был храм с классическими портиками и пологим куполом, на котором высилась стройная купольная беседка с маленькой главкой.



Проект чугунного зонтика над часовней Св. Николая Никольского греческого монастыря,1902

Крупные перестройки произошли в конце XIX столетия: старые кельи заменили новыми, чьи торцевые фасады выходят на Никольскую (правый корпус имеет свой номер 13, отличный от номера здания монастыря). Это строительство производил по своему проекту архитектор К.Ф. Буссе в 1893 г., причем в левом (если смотреть со стороны улицы) сохранились два старых этажа со сводами (примерно начала XVIII в.). Сейчас этот корпус бывших келий отрезан от монастырского участка проходом с Никольской на площадь Революции.

В начале XX в. монастырь, следуя своему соседу, Заиконоспасскому монастырю, также строит большое доходное здание по линии Никольской улицы. В 1901 г. архитектор Г.А. Кайзер возводит строение, украшенное несколько грубоватыми деталями в русском стиле, с воротами в центре под колокольней



Никольский греческий монастырь. Торговый корпус со святыми вратами и надвратной колокольней, 1901
Автор:Георгий Александрович Кайзер



Собор Николо-Греческого монастыря,1930
Собор. Верхняя церковь. Построена в 1786 году. Перестроена в 1801 г. Разобрана в 1934 г. Вид со стороны ул. Никольской.
Источник:Музей архитектуры им. А.В. Щусева

В советское время Никольский монастырь, конечно, был закрыт, в его помещениях процветал «союз воинствующих материалистов» во главе с Бухариным. В 1935 г. единственный монастырский собор разрушили.



Дмитрий Кантемир

Перед разрушением румыны выкупили останки Дмитрия Кантемира.



Бывший собор Николаевского греческого монастыря за месяц до разрушения. Раскопки захоронений

Останки же Антиоха Димитриевича взять не захотели: сочли его предателем, «переметнувшимся» на русскую сторону, и могила Антиоха пропала при сносе Никольской обители, как и могилы грузинской царицы Катерины Георгиевны, грузинского генерала Парсадана Папунова, кахетинского князя Чолокаева и архимандритов Никольского монастыря Аверкия, Самуила, Киприана и Нафанаила. Часть надгробий была передана в музей при Донском монастыре.



Антиох Кантемир

Уцелевшие корпуса бывших келий заняли научные учреждения и различные мастерские с магазинами. Здание часовни с бывшей колокольней позднее передали Московскому историко-архивному институту.

Китай-город, монастыри, Никольская, история

Previous post Next post
Up