Итальянская авиация в боях над Мальтой в 1940-41 годах.
Сразу же после вступления в войну Италии последовали налеты её ВВС на Мальту.
11 июня рано утром 13 бомбардировщиков "Савойя" S.79 бомбили Мальту в первый раз. На отражение налета вылетали несколько "Грладиаторов", которые имелись на острове, из части именуемой - Fighter Flight Hal Far, . Со стороны итальянцев, по мимо различных частей бомбардировщиков, на Сицилии присутствовала в начале 6я Группа истребителей, вооруженная новейшими на тот момент в Италии истребителями МС.200 Macchi.
Первый результативный бой последовал только 22 июня. Два "Гладиатора", летчики Woods и Burges, перехватили и сбили одиночный S.79, который вылетел с разведывательной миссией.
23.06.40
Также пара "Гладиаторов" пыталась отразить налет итальянских бомбардировщиков, которые прикрывались истребителями МС.200 из 6й Группы. Атаки по бомбардировщикам были безрезультатны и вмешался эскорт, один МС.200 атаковал самолет Бургеса (Burges) и в завязавшемся бою один на один итальянский истребитель был сбит, а летчик попал в плен.
Британцы оперативно усилили свою авиационную группировку на Мальте и уже в конце июня там появляются истребители "Харрикейн".
3.07.40
Пара S.79 совершала в районе Мальты разведку под прикрытием 9 CR.42 9й Группы. Одиночный "Харрикейн" атаковал и сбил один из бомбардировщиков, однако при возвращении на базу был атакован "Фиатом" CR.42 и сбит, самолет был разбит на посадке. Отличился ветеран войны в Испании, командир 9й Группы Magg. Ernesto Botto, которому удалось открыть счет итальянской истребительной авиации над Мальтой.
7.07.40
Летчику истребителю Вудсу (Woods) удалось сбить 1 S.79 из группы в таких 5 машин, который были с эскортом в 9 CR.42.
8 числа корабельные зенитчики сбили и один S.79 из группы атаковавшей британский флот.
9 июля при патрулировании над флотом палубные истребители Skua из 800 Sqn. c авианосца "Арк Роял", сбили один самолет-амфибию Z.506 B, а при отражении налета бомбардировщиков истребители "Скуа" уже из 803 Sqn. сбили один S.79 из 38 Группы.
10.07.40
У итальянцев произошла не согласованность между бомбардировщиками и истребителями, первые в числе 15 S.79 запоздали с вылетом и подлетели на 55 минут позже. Их эскорт 21 CR.42 9й Группы из-за израсходования горючего вынужденны были повернуть домой и бомбардировщики оказались одни над Мальтой.
Летчики "Харрикейнов", которых поднялось на перехват не менее трех, не преминули воспользоваться оплошностью противника и сбили 2 S.79, а третий был поврежден и сел на вынужденную посадку.
11.07.40
Итальянские самолеты разведчики вновь обнаружили Средиземноморский флот британцев вблизи Италии. Несколько полков с баз в Италии и даже из Ливии атаковали британский флот, на защиту флота вылетали авианосные истребители "Фулмары" и "Си Гладиаторы" и последним удалось сбить 1 S.79.
Такие же события происходили и следующие два дня, и "Си Гладиаторам" удалось сбить по крайней мере еще 1 S.79.
13 июля был сбит зенитками ночью 1 S.79, как из этого следует итальянцы начали производить и ночные налеты.
16 июля над Мальтой появилась новая Группа итальянских истребителей - 23я, несколько её "Фиатов" CR.42 совершали рекогносцировку в районе Мальты. Они были атакованы взлетевшими одним "Харрикейном" и одним "Гладиатором". Итальянцам удалось сбить "Харрикейн", а преследовавший его CR.42 разбился сразу же после падения противника об землю. Оба пилота лишились своих жизней, британцы потеряли первого своего пилота истребителя на Мальте погибшим.
21.07.40
Мальтийские зенитчики сбили один S.79. В тот же день в этом районе отметилась еще одна новая Группа итальянских истребителей - 17я, пилоты которой сбили один "Суордфиш" британцев.
29 июля опять отличились авианосные истребители британцев, они сбили один S.79, правда был потерян и один палубный истребитель, который сел на воду из-за израсходования горючего.
31.07.40
Девятка CR.42 23й Группы сопровождала разведывательный S.79 в районе Мальты. На перехват поднялись 3 "Гладиатора" Fighter Flight Hal Far (боеготовых "Харрикейнов" не было). От огня Сержанта Манлио Тарантино (Manlio Tarantino) взорвался один "Гладиатор", обожженный летчик которого спасся на парашюте. В то же время не сплоховали и британцы, Вудс (Woods) сбил командира вылетавшей группы итальянцев Капитана Антонио Чиоди (Antonio Chiodi), который погиб.
1 августа истребители "Скуа" из 803 Sqn. с авианосца "Арк Роял" сбили один S.79, из атаковавших флот бомбардировщиков вылетавших с Сардинии.
На следующий день "Скуа" из 800 Sqn. сбили самолет-амфибию Z.506 B. В тот же день при атаке аэродрома на Сардинии был сбит зенитками один "Суордфиш".
13.08.40
Ночью Мальтийские истребители сбили один S.79. В тот же день группа "Суордфишей" с Мальты атаковали порт на побережьи Сицилии, но зенитчики итальянцев были на чеку и британцы от их огня потеряли три машины.
15.08.40
Десять S.79 в двух группах, с сопровождением из 18 CR.42 17й Группы, наносили удар по аэродрому Мальты Хал Фар. Их попытались перехватить четыре взлетевших "Харрикейна", но вмешался эскорт и в результате боя один из летчиков 17й Группы сбил "Харрикейн", пилот которого погиб. На земле итальянцы уничтожили бомбами один "Суордфиш".
16 августа британцы сформировали из частей и пилотов Мальты 261й Эскадрон.
17 августа авианосные "Си Гладиаторы" сбили над своим флотом один S.79.
24.08.40
Итальянские бомбардировщики в числе 6 S.79 вновь атаковали аэродромы Мальты. На перехват вновь поднялась четверка "Харрикейнов", на этот раз 261го Эскадрона и она опять была связана боем с истребителями "Фиат" CR.42 23й Группы, которых было 17. В бою один "Харрикейн был поврежден и при посадке снес шасси, а итальянцы потеряли один CR.42 сбитым, летчик попал в плен.
31 августа "Си Гладиаторы" с авианосца "Арк Роял" сбили в этот день два самолета-амфибии итальянцев Z.506 B.
2.09.40
При защите флота "Фулмары" из 806 Sqn. сбили сначала разведывательный самолет-амфибию Z.506 B, а потом три бомбардировщика S.79, из налетавших групп таких самолетов итальянцев.
7.09.40
Десятка S.79 , с эскортом из 17 CR.42 23й Группы, совершила налет на Валетту. На перехват вылетели 3 "Харрикейна" и 3 "Гладиатора" 261го Эскадрона. В бою одному из британских пилотов удалось сбить один S.79.
17.09.40
В этот день целью 12 итальянских Ю-87 был аэродром Луга, их прикрывали 21 CR.42 23й Группы и 6 МС.200 из 6й Группы. По данным итальянцев они подверглись нападению 8 "Харрикейнов" и 5 "Гладиаторов", в реальности британцев было меньше. В итоге боя британские истребители без потерь сбили 1 Ю-87 и 1 CR.42. Итальянским пикировщикам удалось уничтожить на земле один "Веллингтон".
В тот же день "Фулмар" 806 Sqn. сбил один Z.506 B, а другой такой самолет был сбит "Сандерлендом" из 230го Эскадрона.
25 сентября в бою сошлись истребители, девятка МС.200 из 6й Группы завязала над Мальтой бой с тремя "Харрикейнами" и двумя "Гладиаторами" 261го Эскадрона. В итоге боя был сбит один Macchi, пилот которого погиб.
4.10.40
Опять произошел бой истребителей МС.200 из 6й Группы с британскими пилотами 261го Эскадрона и снова итальянцы лишились одного МС.200.
8 октября пятерка S.79 атаковала в сумерках порт на Мальте, один из британских истребителей перехватил их и смог сбить один бомбардировщик.
12.10.40
Вновь отличились палубные истребители британцев, "Фулмары" с авианосца "Илластриес" при защите кораблей. Они сбили один Z.506 B и два S.79 из десяти таких машин 36 Полка (Stormo), еще один S.79 был поврежден и разбился на Сицилии, вероятно он на счету З/А.
27 октября истребители 261 Sqn. в числе 6 "Харрикейнов" и 2 "Гладиаторов" вновь сошлись в бою с 9 МС.200 из 6й Группы и снова бой закончился не в пользу итальянцев, один их МС.200 был так сильно поврежден, что пилоту пришлось его покинуть с парашютом над своим аэродромом.
30 октября британский "Мериленд" сбил один Z.506 B.
1.11.40
В этот день не вернулся с боевого задания один "Веллингтон" с Мальты. На поиск уцелевших вылетело два "Сандерленда" 228го Эскадрона, один из них был перехвачен двумя МС.200 из 6й Группы и сбит. Другой перехватили еще два Macchi из той же 6й Группы и один CR.42 23й Группы , но не смотря на серьезные повреждения этот "Сандерленд" ушел.
2.11.40
11 МС.200 из 17й Группы и 5 CR.42 эскортировали 12 S.79 в налете на Мальту. Итальянские истребители, по их данным, были вовлечены в "собачью схватку" с 5 "Харрикейнами", а по данным британцев на отражение налета взлетело только два или три истребителя, среди которых один был "Гладиатором". Не смотря на такое соотношение сил, итальянцы вновь потерпели неудачу, один их МС.200 был сбит с гибелью пилота.
8.11.40
Авианосный "Си Гладиатор" сбил самолет-амфибию Z.501. На следующий день другой самолет-амфибия Z.506 В был сбит также авианосным истребителем "Фулмар". В тот же день при перелете на Мальту пропал без вести один "Мериленд" британцев. Также в этот день или на следующий 9 числа палубные истребители из 808 Sqn. сбили еще один Z.506.
10 ноября опять были успешны в своих перехватах палубные истребители "Фулмар" 806 Sqn. с авианосца "Илластриес", они сбили очередной Z.506 В, а также один S.79 из группы в девять таких машин.
В течении 11 - 13 ноября истребители с авианосцев сбили по крайней мере еще 2 "Канта" Z.506.
12.11.40
Снова повстречались над Мальтой Macchi из 6й Группы, которых было 12, с "Харрикейнами" 261го Эскадрона. Результат стычки стал уже привычным, один МС.200 был сбит, летчик погиб.
16 и 20 ноября британцы лишились по одному "Велингтону", которые не вернулись из ночных вылетов.
26.11.40
Итальянские истребители наконец то дали сдачи, тройка CR.42 из 23й Группы во время разведки в районе Мальты, была атакована парой "Харрикейнов" 261 Sqn. Один из британских пилотов сбил "Фиат" CR.42, но сам в свою очередь был сбит другим CR.42, оба пилота погибли.
Также в этот день был потерян палубный "Суордфиш" при налете на остров Лерос.
27 ноября опять активно себя вел британский флот, прикрывавшие его "Фулмары" 808го Эскадрона сбили один Z.506 В. Далее "Фулмары" атаковали появившиеся над флотом 10 бомбардировщиков S.79, в эскорте у которых были 5 CR.42 из 3й Группы. Истребители итальянцев вмешались и им удалось сбить один "Фулмар", "Савойи" же, не смотря на повреждения восьми из них от огня зениток и истребителей, все вернулись на свои базы.
Также в этот день палубные истребители из 800го Эскадрона сбили разведчик итальянцев Ro.43.
28.11.40
Шестерка "Фулмаров" с авианосца "Илластриес", не далеко от Мальты, при патрулировании встретилась с 6 CR.42 из 23й Группы. В завязавшемся бою летчики "Фулмаров" одержали верх, они сбили один CR.42, пилот которого погиб.
Также в этот день 10 S.79 атаковали объекты на Мальте, у них было большое прикрытие, состоявшее из 12 CR.42 из 23й Группы и 10 МС.200 из 6й Группы. Однако оно не помогло, "Харрикейнам" 261 Sqn. удалось атаковать бомбардировщики и сбить один из них.
В декабре в районе Мальты страсти поутихли, только 18.12.40 в ночном вылете британский истребитель сбил над Мальтой один S.79 из 30го Stormo.
Бои над Мальтой, а также в центральной части Средиземного моря в 1940 году обошлись авиации Италии в 56 сбитых самолетов, из которых 4 сбиты зенитками, а остальные 52 самолета сбиты в воздушных боях. Для сравнения британцы потеряли сбитыми в воздухе только 15 самолетов, из них 8 в воздушных боях, эти потери включают и авианосные самолеты.
Итальянским истребителям которые участвовали в операциях против Мальты похвастаться было особо не чем. Они смогли сбить только 7 самолетов британцев, а сами потеряли в воздушных боях 12 своих машин. Из 7 побед - 5 были истребители британцев, а все 12 потерянных итальянцами истребителей были сбиты истребителями противника, соотношение 5 : 12 (1 : 2,4).
По группам истребителей итальянцев успехи и потери распределялись так:
группа - реально сбили (из них истребителей) - потери в воздушных боях
9я Группа CR.42 - 1 (1) - 0 группа минимально участвовала в боях у Мальты
6я Группа МС.200 - 1 - 5
23я Группа CR.42 - 3 (3) - 6
17я Группа МС.200 - 2 (1) - 1
Всего - 7 (5) - 12
Интересно отметить, что довольно успешно сражались летчики 23й Группы на бипланах CR.42, а 6я Группа воевавшая на современных монопланах МС.200 действовала очень не удачно, летчики группы не сбили ни одного истребителя противника, а потеряли от их действия 5 своих машин.
1941
С января 1941 года в операциях против Мальты начала активно действовать немецкая авиация. Итальянская авиация почти сразу стала отодвигаться на второй план, однако надо сказать, что британские истребители успешно действовавшие ранее против итальянской авиации, не менее успешно продолжили, особенно в начале, действовать против немецкой.
9.01.41
Десятка S.79 32 Stormo атаковала корабли британского флота, палубные "Фулмары" 808го Эскадрона поспешили на помощь и им удалось сбить два бомбардировщика.
Также в этот день 16 МС.200 6й Группы действовали в районе Мальты, шестерка из них штурмовала аэродром Луга, повредив 3 "Веллингтона". Они были в свою очередь атакованы пятью "Харрикейнами" из 261 Sqn., в результате боя было сбито два МС.200.
10 января палубные "Фулмары" продолжали оборонять флот, им удалось сбить один торпедоносец S.79, из нескольких пытавшихся торпедировать авианосец "Илластриес".
Более ожесточенный бой провели "Фулмары" с немецкими Ю-87ми, они сбили два Ю-87, а сами потеряли от огня их стрелков один свой истребитель.
Истребителю МС.200 6й Группы удалось сбить разведчик "Мериленд".
18.01.41
Снова 6й Группа итальянцев потеряла один свой истребитель МС.200, который пропал без вести в вылете по эскорту Ю-88.
19.01.41
В серьезных столкновениях в воздухе этого дня британские истребители 261го Эскадрона сбили не менее семи самолетов противника из которых два были итальянскими. Это были самолет-амфибия Z.506 В и CR.42 из 23й Группы. Британцы потеряли в воздушных боях два истребителя - "Харрикейн" и "Фулмар".
24.01.41
"Си Гладиаторы" из 806 Эскадрона сбили один Ю-88 немцев и один Z.506 В.
1.02.41
На Мальтийском "фронте" появились новые итальянские истребители, пятерка CR.42 из 156й Группы сопровождала разведывательный S.79. Они подверглись нападению тройки "Харрикейнов" 261го Эскадрона и в бою был сбит один "Фиат", его летчик при этом погиб.
Кроме новой 156й Группы итальянцев, в феврале на Сицилии появилась первые немецкие одномоторные истребители Ме-109 из 7./JG26. После этого относительно спокойная жизнь Мальтийских истребителей закончилась, в боях с новым противником они стали нести постоянные потери.
9.02.41
Морские летчики из 808го Эскадрона сбили один бомбардировщик итальянцев Cant Z.1007.
Следующий эпизод с потерей для одних и победой для других, с участием итальянских самолетов произошел только 23 марта, спустя более месяца. В этот день не вернулся из боевого вылета один Z.501 итальянцев.
3.04.41
Авианосные "Фулмары" сбили очередной самолет-амфибию Z.506.
20.04.41
Девятка CR.42 23й Группы участвовала, совместно с МС.200 из 17й Группы, в сопровождении трех S.79. Перехватывали эту группу только два Мальтийских "Харрикейна" и им удалось сбить один CR.42 из 23й Группы.
7.05.41
"Бофайтеры" из 252го Эскадрона сбили в этот день один итальянский самолет "Савойя" S.82.
С начала июня немецкая авиация действовавшая против Мальты передислоцировалась в другие районы. Это значительно облегчило положение мальтийской авиагруппировки британцев. В этой связи можно заметить например, что действовавший здесь, с февраля по май 1941 против авиации Мальты, 7й штаффель "Шлагетер" 7./JG26 добился выдающихся успехов. Его пилоты сбили не менее 35 самолетов, из которых 33 были "Харрикейны", а сами при этом потерь не понесли.
2.06.41
Пятерка "Бленхеймов" с Мальты атаковала итальянский конвой из шести судов, в это время над эскортом была пара "Фиатов" CR.42 из 23й Группы, которым удалось сбить один "Бленхейм", который судя по всему откололся от своих товарищей. При этом оставшаяся четверка "Бленхеймов" добилась успеха, им удалось потопить параход "Montello".
3.06.41
Итальянцы потеряли один S.79, который сбили новые на Мальте истребители из 249го Эскадрона.
В ночь с 7 на 8 июня "Харрикейн" из 249 Sqn. сбил бомбардировщик BR.20.
9.06.41
Четверка "Харрикейнов" 249го Эскадрона с помощью радара была наведена на четверку S.79. В бою британские истребители сбили один S.79, но при этом был потерян один "Харрикейн", который судя по всему был сбит стрелками бомбардировщиков.
11.06.41
17 МС.200 из 7й Группы сопровождали разведчик S.79 в район Мальты. На перехват поднялись 7 "Харрикейнов" из новоприбывшего 46го Эскадрона, в первом своем бою против итальянцев британские истребители, не смотря на многочисленный эскорт, сбили разведчик. Однако итальянским истребителям удалось нанести ответный удар, им удалось сбить один "Харрикейн".
Пара мальтийских "Бленхеймов" атаковала конвой итальянцев, но корабельные зенитчики были на чеку и сбили одного из нападавших.
12.06.41
Разведчик S.79 на этот раз сопровождался 15 МС.200 из 7й Группы в ближнем прикрытии и еще 15 МС.200 из 17й Группы в дальнем прикрытии. На перехват взлетело 18 "Харрикейнов", по девять из 46го и 249го Эскадронов. В завязавшемся большом бою, в который включились все истребители сторон, итальянцы одержи верх. Истребители из 17й Группы сбили два "Харрикейна" из 249 Sqn. еще один совершил вынужденную посадку. Потери итальянцев в бою составили один МС.200 из 7й Группы, его сбили летчики 46го Эскадрона.
Позже на поиск пропавшего пилота из 7й Группы вылетел самолет-амфибия "Кант" Z.506 В с эскортом из двух CR.42 из 23й Группы. На их перехват взлетело несколько "Харрикейнов" из 46го Эскадрона, не менее четырех самолетов. Последовательными атаками они сразу сбили Z.506 В, а далее произошел весьма запутанный бой между истребителями в котором британцы заявили сбитыми 3 CR.42 и один МС.200 из трех или четырех таких машин присоединившихся к бою. Сами британцы потеряли в бою один "Харрикейн". По итальянским данным в бою участвовали только два CR.42, из которых один был сбит, а другой поврежден и летчик последнего заявил сбитым один "Харрикейн". Возможно в этом бою британские истребители воевали не только с противником, а и между собой и сбили свой самолет.
Позже итальянцы направили на поиск пропавших экипажей еще один "Кант" Z.506 В уже с большим эскортом, 9 CR.42 из 23й Группы в ближнем эскорте и 15 МС.200 7й Группы в дальнем эскорте, плюс 9 МС.200 17й Группы вылетали на свободный поиск. Не смотря наличие многочисленных итальянских истребителей в воздухе, семерка "Харрикейнов" 249го Эскадрона взлетела по засечке радара и снова британские истребители сбили Z.506 В.
17 июня Сицилию покинули две истребительные группы итальянцев - 6я и 17я, а 16я Группа истребителей прибыла на остров.
18.06.41 девятка МС.200 16й Группы в вылете в районе Мальты завязала бой с группой "Харрикейнов" из 249го Эскадрона, поднявшихся на перехват. В итоге боя британцы заявили одну достоверную победу и одну предположительную победу. У итальянцев один Macchi был поврежден и совершил аварийную посадку, летчик получил ранение, а побед они не заявили. Но как не странно победу истребители Дуче одержали, один "Харрикейн" был поврежден огнем противника и на пути на базу загорелся, его летчику пришлось спасаться на парашюте.
19 числа британская авиация с Мальты потеряла один "Бленхейм" не вернувшимся с задания.
22 июня один мальтийский "Бленхейм" был сбит зенитками кораблей итальянского конвоя.
25.06.41
Большая группа МС.200 в числе 36 машин, в числе которых 10 были из 10й Группы и 12 из 16й Группы, сопровождали одиночный S.79. На перехват поднялись 18 "Харрикейнов" из которых только девять истребителей 46го Эскадрона вели бой с противником. В итоге боя истребители, упомянутого Эскадрона, сбили два Macchi из 16й Группы.
27.06.41
45 МС.200 из 7й, 10й, 16й Групп сопровождали разведчик S.79, правда из истребителей 19 вернулись раньше. Девятка "Харрикейнов" 46 Sqn. вылетела на перехват и в завязавшемся бою им удалось сбить два МС.200 из 10й Группы. Пилоты последней заявили сбитыми 3 "Харрикейна" и пять предположительно, а 612я Эскадрилья самолетов-амфибий доложила о пленении британского летчика. Однако 46й Эскадрон потерь не понес, но в этот день британцы потеряли один "Харрикейн" при перелете на Мальту группы таких машин с авианосца "Арк Роял".
29 июня не вернулся из боевого вылета один мальтийский "Бленхейм".
30.06.41
Летчики еще одного появившегося не давно 126го Эскадрона в бою с несколькими МС.200 из 7й Группы сбили один Macchi.
Основной источник: Christopher Shores "Malta: The Hurricane Years 1940-41"