Оказывается, Врубель сошёл с ума, работая над своим последним, "Поверженным", Демоном. Я нахожу в этом злую иронию. поверженный Демон поверг своего создателя. Один из симптомов болезни была бессонница, и в этом я нашла созвучие со стихотворением Есенина, когда в бессонные ночи его навещал "Чёрный человек". Кто он, "чёрный человек" - Демон, тёмный дух, полный обиды, сломанный, но не сломленный? Или сам Врубель, одетый на рисунке в чёрное, ведь в Есенинском стихотворении Чёрный человек оказывается отражением самого поэта. Кстати, Врубель любил придумывать для себя и жены всякие необычные, стильные, иногда немного экстравагантные наряды, и всегда мечтал сыграть Гамлета, пусть даже при пустом зале. Я объединила эти две вещи в образе Врубеля, одев его в стилизованный костюм датского принца с плаката Мухи. В довершении всего, я погрузила его в кусты сирени - таинственного цветка, символа искусства Врубеля.
"Врубель позвал меня вместе с моими товарищами по Совету Третьяковской галереи А. П. Боткиной и В. А. Серовым взглянуть на оконченного им "Демона" - рассказывает Остроухов. - Вещь была очень интересная, хотя с большими НО. На одно из этих НО чисто по-товарищески указал Врубелю Серов. Это был крайне неправильный рисунок правой руки Демона. Врубель, сильно побледнев, прямо закричал на Серова не своим голосом:
- Ты ничего не смыслишь в рисунке, а суешься мне указывать! - и пошел сыпать прямо ругательствами. Дамы: Боткина и жена Врубеля сильно смутились. Совершенно спокойно обратился я к Врубелю:
- Что же это ты, Михаил Александрович, оставляешь гостей без красного вина? Зовешь к себе, а вина не ставишь.
Врубель моментально успокоился и заговорил обычным тоном:
- Сейчас, сейчас, голубчик, шампанского".
Я хочу фильм! Художественный фильм о Врубеле!
Демон и Тамара. Когда я увидела эту марку, то сразу поняла, что передо мной - Тамара.