Моя любимая классика. Никколо Паганини: "Надо сильно чувствовать, чтобы чувствовали другие".

Oct 27, 2015 00:44

Найдется ли еще один такой художник, жизнь и слава которого сияли бы таким ярким солнечным блеском, художник, которого весь мир в своем восторженном поклонении признал бы королем всех художников.
/Ф. Лист/



Никколо Паганини родился 27 октября 1782 года в г.Генуя (Италия). Он был третьим ребёнком в семье Антонио Паганини и Терезы Боччардо, имевших шестерых детей. Его отец был одно время грузчиком, позднее имел в порту лавку, а при переписи населения Генуи, выполненной по приказу Наполеона, назван «держателем мандолин». С четырех лет мандолина, скрипка и гитара стали спутниками жизни музыканта. Учителями будущего композитора сначала был отец - большой любитель музыки, а затем Дж.Коста - скрипач собора Сан-Лоренцо. Первый концерт Паганини состоялся, когда ему было 11 лет. Среди исполняемых сочинений в нем прозвучали и собственные вариации юного музыканта на тему французской революционной песни «Карманьола».

Очень скоро имя Паганини приобрело широкую известность. Он концертировал по Северной Италии, с 1801 по 1804 г. жил в Тоскане. Именно к этому периоду относится создание знаменитых каприсов для скрипки.
В этих произведениях нашел отражение импровизаторский дар Паганини, изумлявший публику на его концертах.
Пьесы такого плана привлекают свободой развития мысли, использованием всех красочных возможностей скрипки. Бесконечно кружащаяся мелодическая линия в предельно быстром темпе напоминает о своеобразном музыкальном жанре «Вечного движения» («Perpetuum mobile»), к которому Паганини тоже обращался.
Будучи одним из первых художников-романтиков, Паганини вывел скрипку из домашних салонов на сцены больших концертных залов и оперных театров, заставив её звучать как целый оркестр.

image Click to view



Постепенно слава о Паганини вышла за пределы Италии. Многие европейские скрипачи приезжали померяться с ним силами, но никто из них не мог стать его достойным конкурентом.

В возрасте 46 лет, на вершине славы, Паганини впервые выезжает за пределы Италии. Его концерты в Европе вызвали восторженную оценку передовых деятелей искусства. Ф. Шуберт и Г. Гейне, И В. Гете и О. Бальзак, Э. Делакруа и T. A. Гофман, Р. Шуман, Ф. Шопен, Г. Берлиоз, Дж. Мейербер и многие другие находились под гипнотическим влиянием скрипки Паганини

Виртуозность Паганини была фантастической, воздействие ее на слушателей невероятно и необъяснимо. Для современников он казался загадкой, феноменом. Одни считали его гением, другие - шарлатаном; имя его еще при жизни начало обрастать различными фантастическими легендами. Паганини поражал публику своим поистине нечеловеческим талантом. Скрипка будто бы стала продолжением его души и тела и была подвластна ему как никому другому. Сила воздействия искусства скрипача на слушателей была настолько велика, что заставляла рыдать Дж.Россини, доводила женщин до обморока, а Ф. Лист, которого его игра вывела из длительной депрессии, впоследствии писал: «Когда сорокалетний Паганини, талант которого в то время достиг вершин совершенства, выступал в концертах, публика испытывала потрясение, словно перед каким-то сверхъестественным явлением».

Эмоциональные переживания, насыщенный гастрольный график на протяжении нескольких лет привели Паганини к тяжелым заболеваниям, заставившим его покинуть сцену на два с половиной года. Единственной отрадой для больного скрипача стали занятия с маленьким сыном генуэзского купца Камилло Сивори. Для своего ученика Паганини сочинил множество пьес, полезных, по его словам - «как с точки зрения овладения инструментом, так и для формирования души». Жемчужина среди этих миниатюр - Cantabile ре мажор, отличающееся особой пластичностью, выразительностью мелодической линии.

image Click to view



Паганини играл не только на скрипке, гитаре, но и на альте. Надо сказать, что до него альт влачил жалкое существование: в оркестре он использовался лишь для игры в ансамбле со скрипками или виолончелями. Дело в том, что играть на альте было неудобно: он был слишком велик и требовал непривычной для скрипачей растяжки пальцев. Знаменитый скрипичный мастер Антонио Страдивари уменьшил традиционные размеры альта и сделал его более удобным для игры. Правда, при этом несколько изменился тембр инструмента - он стал звучать сумрачно и немного глуховато.
Зимой 1833 года Паганини встретился с французским композитором Гектором Берлиозом и предложил ему написать сочинение для альта. Берлиоз принял это предложение и создал симфонию для альта «Чайльд-Гарольд в Италии» на сюжет знаменитой поэмы Байрона. Так альт обрел вторую жизнь в руках двух талантливых музыкантов.
Много писал для альта и сам Паганини. Его соната стала первым сольным сочинением, написанным для альта. Любопытно, что после исполнения им самим она долго считалась утраченной и была обнаружена в одной из частных коллекций много лет спустя после его смерти.

image Click to view



Во время болезни композитор обратился и к крупной форме, создав Второй концерт для скрипки с оркестром, включающий знаменитую «Кампанеллу». Это одно из самых светлых и ярких его сочинений. По масштабу, красочности и многогранности образов он превосходит даже знаменитый 24-й Каприс.

image Click to view



Побывав за семь лет в Австрии, Чехии, Германии, Франции и Англии, Паганини вернулся в Италию в довольно тяжелом состоянии. В последние полгода жизни он ослаб до такой степени, что не мог держать смычок и лишь перебирал пальцами струны скрипки. По легенде, в момент смерти в Ницце в 1840 году, он обнимал свой любимый инструмент. Епископ города не дал разрешение на заупокойную мессу, а Римская курия запретила погребение Паганини в Италии, и только спустя много лет его прах перевезли в итальянский город Парма.
Таковы были последствия того, что Паганини совершил сделку вовсе не с дьяволом, а с самим собой, набросив на себя демоническую маску, позволившую ему достичь беспрецедентной славы и заработать колоссальное состояние. Тем не менее, он был поистине великим музыкантом, творившим под девизом: «Надо сильно чувствовать, чтобы чувствовали другие». И по прошествии более полутора столетий со смерти скрипача справедливыми остаются слова Ф. Листа: «Второго Паганини не будет. Такое сочетание колоссального таланта и особых обстоятельств жизни, которые вознесли его на самую вершину славы, - единственный случай в истории искусства».

Паганини настолько сроднился со своей скрипкой, что после смерти музыканта итальянцы назвали скрипку его «Вдовой». Она хранится в Генуе, родном городе Паганини. Здесь регулярно проводится международный конкурс скрипачей имени Паганини. Победитель получает право сыграть на его скрипке - творении мастера Гварнери дель Джезу.

На основе Адажио из 4-го скрипичного концерта была создана "Io Ti Penso Amore".
Дэвид Гаретт и Николь Шерцингер. В клипе использованы кадры из фильма "Скрипач дьявола" (2013г)

image Click to view



«Изучай природу своего инструмента. Начни с мысли о том, что ты знаешь его не до конца. Свойства скрипки гораздо богаче нежели об этом думали, думают и будут думать все наши предшественники и последователи. И всегда помни-твой бог говорит с тобой языком твоего инструмента»
/Никколо Паганини/

Источники: Здесь и Здесь

Музыку Никколо Паганини можно послушать на Яндекс.Музыке

музыка, культура, классика

Previous post Next post
Up