"Музыка, больше, чем женщина. Потому, что с женщиной можно развестись, а с музыкой - нет..."
Выдающийся аргентинский музыкант и композитор второй половины двадцатого столетия, чьи сочинения в корне перевернули традиционное танго, представив его в современном ключе, вобравшем элементы джаза и классической музыки.
Астор Пьяццолла родился 11 марта 1921 года в Маар-дель-Плата (Аргентина). На своей родине он был известнее как «Великий Астор» («El Gran Astor»). Детство свое провел в Нью-Йорке, где научился игре на аккордеоне, брал уроки у ученика Рахманинова - венгерского композитора Белы Вильда, к которому Астор Пьяццолла относился с восхищением и благодаря которому , по его словам, «полюбил Баха».
Композитор также известен как непревзойденный мастер игры на бандонеоне; свои произведения он часто исполнял с различными музыкальными коллективами.
Для справки. Бандонеон(исп. bandoneón) - музыкальный инструмент, разновидность гармоники. Поначалу использовался для исполнения духовной музыки в церквях в Германии. В конце XIX века был завезён в Аргентину и вошёл в состав танго-оркестров. Именно благодаря бандонеону музыка аргентинского танго получила то пронзительно-щемящее звучание, которое привлекает к ней столько поклонников.
Астор Пьяццолла положил начало тому, что сам же назвал впоследствии "великим преобразованием танго", которому посвятил пятьдесят лет своей жизни. Благодаря ему танго обогатилось классической полифонией, джазовыми гармониями, а также художественными приемами, открытыми Стравинским, и в конце концов вырвалось из танцзалов на волю, превратившись в серьезную музыку - в так называемое "nuevo tango"
"Либертанго" - композиция в стиле "новое танго", записанная и изданная в 1974 году в Милане.
Click to view
Песенная версия:
Здесь Пронзительные мелодии чередуются у композитора с резкими диссонансами, но во всем неизменно сквозит печальное осознание трагизма повседневности. Эта непреходящая грусть, безусловно, связана с вечной неприкаянностью самого автора: аргентинец, выросший в Америке; приверженец танго в мире классической музыки и джаза; авангардист, вызывающий раздражение сторонников традиционного танго.
"Soledad" (рус."Одиночество")
Click to view
Хотя у его музыки появилось множество поклонников в Европе, США, Бразилии и Мексике, в родной Аргентине Пьяццоллу по-настоящему признали лишь за десять лет до смерти. Поначалу же его эксперименты с танго, этим священным достоянием нации, были встречены старой музыкальной гвардией враждебно. Нам трудно измерить глубину презрения, обрушившегося на композитора, потому что в нашей стране проблемы стиля и жанра волнуют лишь горстку исполнителей да критиков. Однако в Аргентине конца 50-х и 60-х годов, в разгар затеянных Пьяццоллой "битв за танго", музыкантам его оркестра не раз угрожали расправой. Между "пьяццоллистами" и "антипьяццоллистами" частенько вспыхивали драки, в которых порой доставалось и самим оркестрантам.
Как говорил сам Астор, "в Аргентине можно сменить сотню президентов, поменять одну религию на другую, но танго - вещь неприкосновенная".
В конце концов Пьяццолла со своим квинтетом разъезжал по трем континентам, имел больше заказов, чем мог выполнить, и пользовался огромным уважением у многих, порой абсолютно несхожих музыкантов, от Мстислава Ростроповича до Джерри Маллигана. После смерти музыкальная репутация Пьяццоллы стала еще прочнее. Благодаря записям его произведений в исполнении Йо-Йо Ма, Гидона Кремера, Дэниела Баренбойма, Эммануэля Акса, Эла ди Меолы и прочих знаменитостей творчество композитора вошло в моду, а его имя превратилось в объект восторженного почитания.
"Oblivion" (рус. "Забвение") - композиция, прозвучавшая в фильме "Генрих IV" (1984г)
Click to view
Click to view
В феврале 1993 г. в Лос Анджелесе Астор Пьяцолла был номинирован на премию Грэмми 1992 за это произведение в категории «Лучшая инструментальная композиция». Международная критика охарактеризовала "Oblivion" как одно из лучших произведений композитора.
Астор - один из немногих композиторов, который смог записать и исполнить на концертах почти все свои произведения. В последние 10 лет своей жизни композитор сочинил более 300 танго, 50 мелодий к кинофильмам, среди которых такие фильмы, как «Пираньи» (Луис Берланга), «Генрих IV» (Марко Белоккьо), «Свет» (Жанна Моро), «Армагеддон» (Ален Жесуа), «Юг» и «Ссылка Гарделя» (Фернандо Соланас), а также музыку к театральным спектаклям и балетам. В Италии жюри премии критиков единогласно удостоило Пьяццоллу Первой Премии за Лучший диск инструментальной музыки, отметив в своём решении: «За смелость композиций и за поразительное творчество в создании аранжировок, придающих танго новое звучание».
Пьяццолла умер в Буэнос-Айресе 4 июля 1992г.
Использованы источники :
Википедияhttp://www.vashdosug.ru/person/Astor-Pyatstsolla/