Вот мы тут с Алексом в последнее время стали больше читать художественной литературы и я ему объясняю немного про теорию литературы и в чем, помимо сюжета, интерес художественной литературы (он больше специалист по non-fiction, тут ему равных нет). На фоне этого мы стали посматривать документальные фильмы про поэзию и поэтов, а также искусство в целом. Алекс прочитал некоторые биографии американских и ирландских поэтов, а я припомнила те биографии писателей, с которыми я знакома. И наблюдения (не то, чтобы новые) следующие: большая часть великих поэтов и прозаиков переживали очень сложные времена в своей жизни. У кого-то это была смерть родителей, супругов или детей, у кого-то конфликт между собственной сексуальной идентичностью и давлением общества, у кого-то несбывшихся мечты и несчастная любовь. Так или иначе, это всегда были времена эмоционального напряжения и напряжения ни какого-нибудь, а очень негативного. Где-то страдания, где-то самоедство, где-то поиск своего места в мире. Там, допустим, Достоевский, Оскар Уайльд, Лермонтов, да и многие другие (кстати, неплохой [но и не слишком хороший] есть фильм о жизни и смерти поэтессы Сильвии Плат). А еще войны, эпидемии, классовые неравенства и чрезмерные моральные ограничения были плодовиты великими деятелями искусства. Редко какие великие произведения искусства сделаны людьми без внутреннего конфликта или боли (ну кроме еще тех вариантов, когда искусство граничит с ремеслом, требующим высокой квалификации). Это, конечно, упрощение, но мне кажется, в целом это похоже на действительность.
А все это к чему. У человека есть интересный дар превращать страдания и терзания в материю или слова. Одно из них - слезы (@
shinka88). Слезы имеют известный терапевтический эффект, как на психологическом, так и на химическом уровне (собственно, психологический эффект во многом отсюда, но химический эффект ощутить сложно, а психологический очевиден). Другие способы излить боль или другого рода терзания - слова. Выговориться, поделиться, написать в дневнике - многое из этого часто упоминается среди способов унять боль или как-то от нее освободиться. Еще один способ, и видимо, один из очень действенных - это искусство. Литература ли, живопись, архитектура, музыка, кино, мода, фотография - очень часто самые яркие достижения в искусстве делаются людьми, переживающими сильные страдания. Наверное, огромное счастье тоже способно порождать такие произведения, но я чаще сталкиваюсь с биографиями тех, кому было тяжело, а не эйфорически хорошо. Возможно, дело в том, что всякая боль уникальна, поэтому она способна подвигать на уникальные произведения.
Мы недавно посмотрели фильм об использовании поэзии и живописи в клинической практике с очень тяжело больными пациентами. Люди, испытывающие ужасную боль, ожидающие донорских органов, пишут стихи, пишут картины, наброски рассказов, рисуют комиксы. И нейробиологи утверждают, что это за собой влечет изменения деятельности и анатомии их мозга.
И вот я думаю, справедливо ли сказать, что не будь на земле столько боли, отчуждения, непонимания, воин и других страданий, в нем бы не было столько гениальных творений искусства? Один мой ныне покойный одноклассник (еще мы недолгое время встречались; он совершил самоубийство пару лет назад, я не знаю отчего) как-то давным-давно сказал: "Ты что, плохо - это же хорошо". Не знаю точно, это ли он имел в виду. Но даже за 25 лет своей жизни он написал десятки песен, стихи, даже записывал альбомы. И фотографировал. Это только из того, что мне известно. А та Сильвия Плат, о которой снят фильм, написала свои лучшие работы в год своего самоубийства от переживаний из-за литературных неудач, изменившего мужа и других тягот.
В общем, если плохо, нужно плакать, говорить и творить. Может быть, это и не ново. Но мне только недавно пришло в голову, что это примерно одно и то же (с точки зрения их исцеляющих эффектов). Кстати, все три способности уникально человеческие. Другие виды животных не делают ничего из этого спонтанно, без какой-либо обязывающий внешней силы.