Dec 01, 2014 00:04
Когда Николай отслужил в армии в Энгельсе , как младший командир, он остался на сверхсрочную службу. В конце 1932 года они поженились с Евгенией. А в 1933 году в августе 25 числа родилась дочка.
Родня Николая жила в Курске, но покинула город из-за голода, связь с ними была временно потеряна. Поэтому Николай взял билеты в Казахстан. Когда он сообщил об этом Евгении, у нее волос зашевелился на голове от ужаса. Она не хотела ехать. По приеде Коля устроился в военную пожарную охрану. Проработав 2 недели, он заболел тифом. В 34 году девочка умерла. Когда на работе узнали, что у него жена немка, Николая уволили. Тем временем Николай списался с родителями в Донбассе. У бабушки родился сын Владимир. Она хотела уехать в Донбасс. Отсидев на вокзале двое суток и не достав билетов, они решили остаться. Евгения очень хотела уехать, но ребенок чуть не задохнулся в пеленках. Это был 1935 год. Николай устроился в депо кладовщиком. В 1936 году он получил отпуск и они опять решили уехать к его родителям уже в Курск, деревня Лотаревка. Уехали…
Родители Николая жили в шалаше, рядом поставили сруб избы. Хотя нашли работу Николаю, но без жилья, город в 40 км. Поэтому они вернулись в Караганду.
НА ШАХТАХ КАРАГАНДЫ
Много людей замерзало по дороге с работы домой. Черные точки вдоль дорог - это замерзшие люди. Топливо из города до Майкудука (10-15км) везли на себе, несли…
Когда стали приезжать «черные машины» и забирать людей, брат Яков пошел со знакомым смотреть траву на покосы. И нашли за речкой Копыхтой две огромные могилы 10 на 4 метров, там же были кострища, где жгли одежду. Там они нашли железные пуговицы и пряжки, обгоревшие полотенца. Все это Яков принес домой и все рассказал. Потом он пошел в НКВД и рассказал о могилах. С него там взяли расписку, видимо о сохранении тайны, а потом забрали в черную машину.
Это было в 37-38 годах, когда по ночам ездил по городу «черный ворон» и забирал молодых мужчин. Три бабушкиных брата погибли, по-видимому были расстреляны.
В КАРАГАНДЕ СВИРЕПСТВОВАЛИ ТИФ И ДИЗЕНТЕРИЯ
Мама, Эмма и Маруся заболели тифом и попали в больницу. Девочки потом рассказывали, что те больные, кому делали уколы умирали. Поэтому они не давали делать их себе и маме. Закрывали ее своими телами, отпихивали врачей руками и ногами. Они выжили.
1941-1945
Николая (муж Евгении) призывали в армию с каждым набором. Евгения ездила в 10 вечера отвозить ему стеженые брюки. Когда она вышла с «трудового поезда» увидела мужа и еще двух сортировских мужчин. Их не взяли в армию. Николая не взяли, так как жена - немка , а тесть репрессирован. И они пошли пешком в 10 вечера из города домой (30 км), хотя через 3 часа должен был идти поезд. Затем Николая взяли (весной) в трудармию, жил он и работал на 26 шахте, домой отпускали лишь по воскресеньям (так было 3 месяца). Евгения ездила в город продавать молоко и ходила к гадателю, спрашивать о муже, сколько им быть в разлуке. Гадатель сказал, что 3 месяца его рядом не будет. Евгения сажала картошку одна и поливала слезами, и молила бога, чтобы выкапывать вместе. Так и вышло.
Не хватало машинистов и помощников в депо, забирали даже с передовой людей. Николай взял свое удостоверение помощника машиниста паровоза и пошел в военкомат, там его перевели из трудармии в депо. Там он и проработал до конца войны, промывальщиком и помощником машиниста.
------------------------------
После войны бабушка построила своими руками дом, в котором они жили всей семьей до 1989 года. Дедушка работал с утра до ночи, а бабушка со старшими детьми хлопотала по хозяйству, месила саман (смесь глины, кизяка и соломы), делала саманные кирпичи и ложила стены на невысокий фундамент. Когда дошла очередь до печей, нанять печника не было денег. Бабушка узнала, что у соседки будет печник делать печь... По ее словам, она отправилась к ней в гости с утра и весь день простояла возле строящейся печи, сложив руки под фартук... Потом она сама построила печь в своем доме. У нее было девять детей, из которых лишь пятеро выжили: Владимир, Валентина, Виктор, Борис и Эмма, моя мама. Ее награда - медаль материнства хранится у меня, как семейная реликвия, вместе с ее клатчем и янтарными бусами... Дедушка умер в 1988 году, только на его похоронах я поняла, как бабушка его любила, так оплакивать можно только любимого человека. Сама же она прожила до 90 лет и скончалась в 2005 году. Я успела с ней попрощаться живой, но на похоронах не была... о чем сожалею до сих пор. Ее похоронили рядом с дедушкой в тихом, тенистом уголке сортировского кладбища, откуда видна железная дорога и слышны поезда...
поволжские немцы,
Карлаг,
СССР,
репрессии,
трудармия,
немцы