2 недели назад я попала в учебную программу по кризисному консультированию, и это исключительно интересный опыт - и профессиональный, и личный.
Эта программа - удивительный результат, порожденный местной системой лицензирования специалистов, популярностью волонтерской работы, особенностью системы обучения и страхования, а также "меж_культуральностью" населения.
Обученные в этой программе люди (многие - не имеющие психологического образования) потом (совершенно бесплатно) работают на телефоне доверия. И есть конкурс среди желающих попасть на эту позицию. И есть сотни тех, кто звонит на эту кризисную линию.
Если говорить о лицензировании, то, к примеру, лично я не могу называться в Британской Колумбии психологом, и мои дипломы из РФ вообще никого не интересуют. Хочешь называться именно психологом - будь добр получить сначала местный masters, потом PhD, и после этого можешь отработать n часов под супервизией (n - это около 1000- часов), и тогда - пожалуйста, вступай в ассоциацию психологов. Можно работать и называться НЕ психологом, а допустим, социальным работником или консультантом, и также работать с семьями. Для этого тоже нужен местный masters, а после этого членство в соответствующей ассоциации. Это все обозначает, что для того, чтобы консультировать, ты должен быть очень весьма трудолюбивым и вменяемым - иначе ты просто не наберешь этот "необходимый минимум" в виде экзаменов для поступления на любую программу masters, это для начала.
Но если ты лицензировался таким образом - то как у специалиста этой области у тебя есть совершенно понятная ставка в час. Т.е. ЛЮБОЙ психолог стоит 170$. А любой консультант (без PhD) - 120. И так далее. И из этого вытекает ряд плюсов и минусов.
Например, часть расходов на психотерапии или консультирование могут покрывать страховки - и это будет касаться только лицензированных специалистов. Однако, такая страховка есть не у всех. Есть случаи, когда психотерапия будет назначена врачом - и тогда будет бесплатна (будет оплачиваться общей страховкой). И одновременно может быть так, что человек может очень нуждаться в психотерапии - и может не иметь возможности за нее платить. И таких людей накапливается некоторое количество, и эту "дыру" надо как-то прикрывать.
В то же время, эта фиксированная цена за консультирование - это очень удобно в каком-то плане. Меня, к примеру, очень раздражает то, что в Москве цена консультации очень часто возникает исключительно из гм... жадности специалиста или его центра, а вовсе не из его реального опыта и квалификации, и разброс цен бывает удивительным: я знаю очень сильных коллег, которые за час работы берут 1000р (а есть и те, что бесплатно принимают в городских центрах), а есть совершенно "никакие", которые легко оценивают свое время в3-4 т.р...) И в этом плане единообразие стоимости для тех, кто имеет лицензию - это правильно.
Идем дальше.
Здесь очень развита культура волонтерской работы. Волонтерить принято и модно. Волонтерство - это путь в местный опыт, это огромный ресурс для всех эмигрантов, это их путь в новую жизнь и карьеру. Волонтерство жизненно необходимо для всех студентов - 100 часов волонтерской работы в "правильном месте" - это такой минимум, без которого не примут документы в институт, а если хотеть попасть на хорошую программу - то часов должно быть гораздо больше, это серьезный критерий для отбора кандидатов.
И вот на стыке этих факторов и образуется эта организация, в которой я сейчас учусь.
Ее цель - оказывать консультативные услуги бесплатно (по телефону и не только), для всех, кто находится в той или иной кризисной ситуации. Нанимать 24/7 кучу специалистов с лицензией - слишком дорого. И потому - они (эта организация) учат людей, готовых потом бесплатно работать у них минимум 100 часов (или 4 часа в неделю, 25 недель). Обучение платное, но по местным меркам очень дешевое.
Берут они в эту программу в первую очередь, конечно, студентов, которые учатся на психологов, социальных работников и консультантов, но не только - есть и просто "человеческие люди" (их большинство в нашей группе) - главное, это общее здравомыслие и мотивация.
Признаюсь, меня в начале это чуть смутило: как это может сочетаться со всеми этими стандартами обучения и лицензирования? Как это после программы в 100 часов люди смогут начать консультировать? Так не бывает!
Однако уже сейчас, после 3-х дней очень интенсивных семинаров (а впереди еще много-много) я уже начала понимать, что эта система работает, да так, что временами мне делается завидно (от того, что наших студентов психфаков готовят НЕ_так).
Наверное, НЕ_так в этом обучении все.
Например, в Москве меня с таким знанием языка никто не взял бы в такую учебную программу - просто хотя бы из-за акцента (я молчу уж о том, что я в какие-то моменты вообще могу не понимать того, что говорят мне по телефону по совершенно другим причинам, мой язык далек от свободного).
Не_так то, что здесь в одном помещении собираются люди с 5 континетов, из кучи разных стран - я уже писала об этом на днях. И прекрасно договариваются между собой, и обсуждают очень важные темы сидя друг с другом рядом те, кто родились в Индии, Японии, ОАЭ и России. И понимают друг друга.
Сам процесс обучения - это тоже нечто совершенно отличное от того, как обычно учат в гос.вузах в России (я не беру практикоориентированное обучение консультированию в ИИСТ).
Естественно, все начинается с чего?
Правильно, с правил безопасности, и с подписывания всяких документов о конфиденциальности. (К этому у меня сложное отношение, признаюсь. К некоторым идеям не могу относиться без доли юмора. Про другие - могу только сожалеть, что в Москве - не_так. Границы между первым и вторым, полагаю, могут меняться, это про привычку и культуру.)
Второе, что вызывает безумное восхищение - это тщательность и качество подготовки всего - например, учебных материалов, презентаций и просто организации учебного процесса. Все продуманно до мелочей, все четко выверено, все последовательно и структурировано.
В первый день у меня было ощущение, что все безумно примитивно и глупо. Что я оказалась внутри классического пособия "консультирование и психотерапия для Чайников". И если бы речь шла о вождении машины, то это было бы похоже на то, что в течении первого занятия, инструктор долго и подробно говорил бы, что машина - это вид транспорта, у которого есть 4 круглых колеса, а далее попросил бы вас вспоминать все круглые предметы, или искать вокруг себя также по 4 одинаковых вещи (чтобы выучить число 4)... Я сидела и недоумевала про половину обсуждений и идей: ну зачем это? Ну это же совершенно очевидно тем, кто в этой специальности и так! А тем, кто этому 5 лет не учился, эти определения все равно ничего не дадут!
Семинары построены так, что после коротких блоков очень четкой и простой теории - куча упражнений - в парах, в мини-группах, в "ролевых сценках" с участием тех, кто уже закончил обучение по этой программы и консультирует на этой кризисной линии. Все - от элементарного к более сложному, все разжевывается до микродеталей. Все - совершенные технологии, никакого творчества и вдохновения, все надо отрабатывать до состояния, что будет отлетать от зубов. Наверное, именно это лежит в основе того, как устроен МакДональдс - его можно любить или ненавидеть, но нельзя не признать то, что мало кто еще способен всегда быть одинакового качества и вкуса... Здесь - тоже самое.
Уже ко 2-му занятию мне стало понятно, что через разбор сложного на односоставные элементы эти люди (организаторы) ДЕЙСТВИТЕЛЬНО смогут научить тех, кто никогда не консультировал - консультировать - в тех рамках, которые предполагает эта служба. Они не занимаются глубинной психотерапией, они не делают то, что должны делать другие специалисты. Но их консультанты в состоянии после этой программы правильно разговаривать с человеком в остром горе. Или могут поддерживать разговор с одиноким городским сумасшедшим, который каждый вечер хочет рассказывать о своем дне и тех, кто сегодня его обижал... Или с подростком, который поссорился с родителями... Или с женщиной, у которой пьет муж... В каких-то случаях это перенаправление к нужным специалистам, в каких-то - мягкое поддерживающие консультирование, в каких-то - просто сопереживание, сочувствие, ситуация не_одиночества.
Мне безумно жаль, что многие выпускники наших ВУЗов в РФ после 5 лет обучения имеют меньше понимания того, как говорить с больным алкоголизмом, или с психически не здоровым человеком, чем те, кто пройдут этот курс здесь. Это так - исключительно из-за неэффективной системы, где мало живой и настоящей практики, где мало практикующих специалистов среди преподавателей...
Мне самой очень тяжело пока там учиться. Тяжело - из-за языка в первую очередь. Я безумно устаю и напрягаюсь, через 8 часов семинара меня буквально шатает и трясет от напряжения. Особенно тяжело мне было в понедельник, когда мы по громкой связи слушали реальные звонки, и должны были их анализировать и записывать (не все подряд, а по определенной схеме). В какой-то момент за стеной стал шуметь пылесос, а на улице - перфоратор, и я потеряла нить того, о чем рассказывал звонивший... и от этого я совершенно растерялась, выпала, и до конца того звонка уже с трудом понимала, о чем идет речь.
Мне при этом нравится то, что я могу так совершенно с другой стороны подойти и к тому материалу и практическим знаниям, которые у меня есть - и приобрести новые. Кроме собственно информации из семинара я отдельно пишу и то, как именно построен семинар, как можно проводить упражнения для группы, какие есть в этом "фишки" и "ходы".
Впервые я оказалась в группе, где я не чувствую, что меня в любой момент могут спросить "эй, девочка, где твоя мама/в каком ты классе?" - и потому, что у меня (в отличии от группы) есть больше опыта в этой сфере (и в профессиональном плане, и из личного опыта), и потому, что группа - очень молодая по составу, и всего 3 человека меня старше. И в то же время - мой словарный запас меня очень тормозит, и это в совокупности выравнивает нас: если в каких-то конкретные моменты я больше ЗНАЮ, то мои одногруппники просто больше МОГУТ сказать (пока я мучительно ищу перевод для своих как_бы_умных_мыслей).