Как известно в эпоху Возрождения в центре интереса и изучения стоял человек. Гуманизм стал главным философским направлением, определявшим миропонимание людей того времени. Идеология гуманизма, в некотором смысле, стала революционным общественным движением, изменив многие до этого незыблемые религиозные постулаты. Зарождение гуманизма началось в Италии не в церковных кругах, а в среде политических деятелей, поэтов, филологов, дипломатов. Круг этих людей не был широк, для общения они создавали кружки ученых-собеседников.
Шутка-киргуду)))
Традиционно гуманистов объединяла потребность в систематических занятиях интеллектуальным трудом, что, в свою очередь, требовало обратиться к уединенным размышлениям в тишине. Они стремились проводить свое время за чтением или написанием трактатов и книг. Напряженный интеллектуальный труд требовал столь же уединенного помещения. Ими стали так называемые studiolo, то есть кабинеты, специально создаваемые для работы. В понимании того времени кабинет - прибежище гуманиста, необходимое и любимое место в доме. Обычно это были небольшие помещения, вся обстановка которых способствовала размышлениям, а также хранению книг и других нужных предметов для занятий.
Оформлением этих помещений занимались ведущие архитекторы и художники Италии эпохи Возрождения. Для примера можно назвать наиболее известные кабинеты Федерико да Монтефельтро в его резиденциях: палаццо Дукале в Урбино (1473-1476) и дворце в Губбио (1479-1482). В восприятии современников Федериго да Монтефельтро был едва ли не самым ярким образцом идеального правителя. Он стремился сделать свои резиденции в Урбино и Губбио образцовыми, а для XV века, они таковыми и являлись. В конце XV в. непременной составляющей образа ренессансного правителя была его причастность к гуманистической учености, и в структуре дворцов Федериго она нашла свое яркое воплощение - практически обязательным для идеальной резиденции стало присутствие студиоло. Интерьер был выполнен Йосом ванн Вассенхове, нидерландским мастером, работавшим при дворе герцога Монтефельтро. В обоих дворцах нижняя часть стен была покрыта панно, выполненными в технике интарсии, с иллюзионистическими изображениями скамей и шкафов, заполненных разнообразными предметами. Выше размещался ярус с живописными полотнами. Разработанный художественный стиль оформления кабинета быстро стал олицетворением не только гуманистической деятельности, но и показательным символом, знаком принадлежности к кругу избранных людей, объединенных единым языком (латынь), философскими и религиозными ценностями, гражданской позицией.
Символический смысл studiolo как места уединения и тишины отмечен в системе европейской эмблематики, получивший широкое распространение в XVI в. Эмблема, т.е. выпуклое изображение, возникла в античное время, существовала в средние века, а в эпоху Возрождения приобрела популярность в виде сочетания изображения и текста. Эта идея, популярная в среде гуманистов, дала новую жизнь старинному понятию, а также породила особый жанр литературы, получивший общее название - «книги эмблем». Историки западноевропейской книги считают первой книгой эмблем издание Альда Мануция 1499 г. «Сон Полифила», приписывая ее авторство Франческо Колонна. Издание имело настолько большой успех, что предопределило значительный интерес гуманистов к идее символа, понятного только человеку ведающему, знающему, включенному в круг избранных.
Первым собранием ренессансных эмблем стала книга Андреа Альчати «Emblemata», напечатанная в 1531 г. и ставшая родоначальницей целого направления подобного рода изданий.
Одним из комментаторов эмблем в более позднем переиздании сборника Альчати 1587 года был Клод Миньо. Он охарактеризовал эмблемы таким образом: «Эмблемы есть некие изображения, искусно изобретенные знающими людьми, подобные иероглифическим буквам египтян, которые сохранили секреты мудрости древних посредством определенных изображений, позволявших передавать тайное учение только тем, кто способен его хорошо понять, и не без веской причины исключавших из этого профанов».
В книге «Эмблем» Альчати есть изображение, символизирующее понятие Silentium - «безмолвие», «молчание», «держание в тайне».
Иллюстрацией, объясняющей это понятие, стала изображение studiolo и сидящего в нем ученого. Латинский текст под гравюрой представляет собой нравоучительную сентенцию:
«Когда молчат, даже дурак ничем не отличается от мудрого.
Именно язык и голос становятся теми предателями, кто выдает вашу глупость.
Пусть он приложит палец к губам и так представит тишину,
став египетским Гарпократом».
(Гарпократ искаженное египетское «Гор-па-херд», т. е. «Гор-ребенок») - по мнению греков и римлян, это был «египетский бог молчания», и, соответственно, так они называли неразговорчивых людей.
Показательным моментом, подчеркивающим значение тишины, уединения, необходимое для гуманистов, служит стихотворение представителя северного гуманизма - Виллибальда Пиркгеймера (1470-1530)
«Мудрости соответствует дух успокоенный и беззаботный,
Своим обиталищем она избирает тихое сердце.
Истины познаются людьми в тишине,
Если они оградили свое сердце от суеты.
Но чтобы благой наукой могла возгореться душа,
Божественная любовь должна победить в ней низменные страсти».
Занятие в тишине studiolo, несмотря на светское восприятие, во многом являлось сакральным актом, ибо гуманисты воспринимали свою интеллектуальную деятельность как служение на ниве восстановления древних знаний, а также его распространения в среде своих современников. Именно поэтому интерьеру кабинета уделялось столь пристальное внимание.
Ну типо по-нашему - слово серебро, молчание золото!))
Изображение дурости)))
Обратите внимание на петуха и шута с голой задницей!