Большая прогулка.

Feb 20, 2011 15:16

Миль пардон за задержку, на отчёт ушло больше времени, чем задумывалось.




Березники-Полазна-Красная Горка-Чусовой-Юбилейный-Каменный город-Губаха-Кизел-Березники.

Вот что самое неудобное в поездках на машине? Самое неудобное - то, что масса всего интересного пролетает мимо - что-то мелькнуло, надо бы завернуть - э, нет, уже поздно, далеко отъехали, не возвращаться же. Да и не будешь же останавливаться возле каждого столба? Только самые важные точки заслужат выхода из тёплого нутра машины и неторопливой прогулки, да только сколько их? Так и в этот раз, многое удалось ухватить только второпях снимая из окна машины.
Но, тем не менее, машина имеет и плюсы. Вот какое ещё транспортное средство позволило бы пройти за день четыреста с лишним километров, да ещё с кучей промежуточных остановок? Хотя, оставим лирику, пора переходить к делу.
Начало
Раннее утро, около пяти утра. Выезжаем из Березников на машине lord_pax , по знакомой до последней сосны пермской дороге двигаемся в сторону Перми. Фотоаппарат даже не доставал, да и, собственно, ничего особо интересного здесь и нет. Уже засветло проезжаем Полазну, и по новому обходу выезжаем в сторону Чусового.
Автоорога Полазна-Чусовой - относительно новая, построили её в конце 90х годов в рамках новой связующей дороги с севером Свердловской области, до тех пор для проезда на Чусовой приходилось давать крюк через Кунгур (на самом деле, до начала 90х через Кунгур на Пермь приходилось ездить и березниковцам - прямого шоссе не было).




До Чусового всего около 90 километров неплохой дороги. Но сперва надо заехать к лукойловской компрессорной станции "Каменный лог", что располагается неподалёку от Дивьи. Зачем? Дело в малоприметной памятной доске, расположенной на здании проходной.




Да, это никто иной, как отец нынешнего министра природных ресурсов Юрия Петровича Трутнева. Знатный человек в здешних местах.
Едем дальше. Пересекаем жд-линию Няр-Лёвшино (Кизел-Пермь, если более общО). Хотя замена опор на бетонные идёт здесь не первый год, но стальные опоры старого образца встречаются ещё во множестве, целыми перегонами.




По накатаной дороге, огибая чусовские заливы, быстро движемся на восток. Примерно за час проезжаем более половины пути до Чусового. Следующий пункт программы...

Красная Горка
...проскакиваем с ходу. Приходится возвращаться.




Памятник Пермской нефти возле села Красная Горка. Место выбрано не случайно - где-то неподалёку отсюда была пробурена первая в Пермской области нефтяная скважина. Только на снимках lord_pax разглядел, что чёрный шарик сверху - вовсе никакой не шарик, а капля нефти.




Как всегда спонтанно, решаем проехать до самой Красной Горки, с несколько странной целью поискать ту самую скважину. Историческую скважину найти конечно же не получилось, зато встретилось нечто другое. Сперва жд вагоны,




а затем - монастырь! Обнесённый каменной стеной!







Что за чудеса? Надо разобраться... Поднимаемся на холм. Рядом Чусовая и зимняя переправа через неё. На другом берегу - Верхнечусовские городки, там есть жд, значит, вагоны притащили оттуда. Только вот зачем? Неизвестно.




Стена оказалась новоделом, а монастырь оказался Верхне-Чусовской Казанской Трифоновой женской пустынью. Пустынь не старая, первые селянки в нём появились в 1987 году. Историческим зданием является лишь храм всех Святых, возведённый в 1864 году, всё остальное построено за последние двадцать лет.













Постройка, в архитектуре которой есть что-то итальянское - по-видимому, гостиница.




Поплутав по монастырю ещё немного, отправляемся дальше.
Чусовой
Оставшиеся пятьдесят километров пролетают быстро. Дорога нестарая, идёт по равнине, знай себе гони... не забывая, конечно, про друзей с полосатыми палками.




Горы начинаются только перед самым городом, шоссе петляет вверх-вниз по холмам. Деревянные дома, полузаброшенный стадион - вот и Чусовой. Мост через Усьву, металлургический комбинат показался... Город проезжаем по задворкам - новая застройка на левом берегу, но нам туда не надо. Кроме станции вряд ли что успеем посетить.
Местный артефакт - ЛиАЗ-677. Настоящий красный Лиазик. Что в Березниках, что в Перми 677е не встречаются уже лет пять (местная специфика. в Екатеринбурге 677 до сих пор в строю). А здесь они есть, и не только классически красные, но даже с рекламными "ливреями".




Вокзал ст. Чусовская. Здание новое, построено в 2002 году. Внутри чистота и порядок. По организации чусовской вокзал напоминает соликамский - чисто и народу немного.




Таким был старый вокзал незадолго после постройки в 1878 году (фотография с хроника ). Здание штучное, на УГЖД больше таких не было. Конечно, в последние годы жизни он выглядел не так парадно...




Теперь главный пункт - пешеходный мост.
Станция расположена в очень живописном месте, среди гор. Хотя, справа не гора, а отвал каменного карьера... но всё равно красиво!




Белый утёс, что на заднем плане слева - популярная точка фотосъёмок, здесь побывали многие российские ферролюбители. Но мне сегодня туда попасть не светит - слишком мало времени. Обязательно надо съездить сюда летом, хотя бы на день.




Вид в сторону депо (ТЧ-10 СВРД).




Горы подходят к станции практически вплотную, прямо от вокзала начинается крутой подьём.




Нет другого способа передать вид с дальнего конца мостика, кроме как лепить очередную панораму.




Про развитие Чусовской - первого узла УГЖД - я могу рассказать немного, рекомендую почитать статью на чусовском сайте. Ну а нам осталось дойти до электровоза-памятника ВЛ22М-1951




В 2006 году, на момент установки на постамент, пермский рельсосмазыватель был последним из ВЛ22, остававшимся в работе, больше ставить в качестве памятника было нечего. Трудно представить, что всего каких-то пятнадцать лет назад ВЛ22 был основной машиной, под которым на Свердловской дороге ходило абсолютно всё. За весьма недолгий период в конце 90х все 22е были заменены на ВЛ11 и списаны, а затем пущены на гвозди.




Возле памятника - доска почёта ТЧ10, украшенная старыми фотографиями угжд (все они есть на хронике )




Напоследок - вот такой плакат у дк Железнодорожников, зазывающий на ретро-дискотеку.




Забираем машину и задворками выезжаем к р343. Сразу за переездом начинается крутой подьём в гору. На секунду с высоты открывается вид на весь город... но лишь на секунду. На вершине горы стоит похожая на релейку телебашня, последняя примета Чусового.




На Юбилейный
Участок Р343 от Чусового до Усьвы - наверное, самый тяжёлый по профилю за всю поездку. Горы и овраги идут один за другим. То спуск, то подъём...




Особенно запомнилась переправа через Вижай - сперва нисходящая спираль налево, затем мост и подъём, теперь уже с правым поворотом. Самый опасный участок Р343.
Вот и Усьва. До Каменного Города уже недалеко...




Железнодорожный мост в Усьве. Основная ферма новая, а вот арки у устоев оригинальные.




Так, вот и нужный отворот.




Дорога на Юбилейку и Шумихинский, конечно, похуже Р343... но хоть почищена хорошо.




Отворот на Каменный город мы пропустили - искали какую-то заметную дорогу, на самом деле до затерянных в лесу скал идёт только узкая тропинка. Вот и Шумихинский показался... что делать? Решаем ехать дальше, всё равно собирались посетить Юбилейный, если будет время после Камгорода. Значит, сперва посетим город-полупризрак. За Шумихинским дорога становится ещё хуже, но проехать всё равно можно. Ещё семь километров и вот он - въездной знак, сливающийся с серым небом.




Про это место надо рассказать подробнее. Посёлок Юбилейный, названный так в честь 130-летия Кизеловского угольного бассейна, основан в 1957 году рядом с шахтой "Шумихинская", одной из самых крупных шахт бассейна. Посёлок заложили с размахом - построили целый район пятиэтажных мелкопанельных домов, в отличии от соседнего Шумихинского, частной застройки тут почти нет, зато есть что-то наподобие гаражных кооперативов и садовые участки. Упор на многоэтажную застройку впоследствии сыграл роль в судьбе посёлка, когда, вместе с остальными шахтами Кизеловского бассейна, закрыли и Шумихинскую. За одну зиму 1998 года произошла катастрофа - угольная котельная из-за закрытия шахты прекратила работу, а газ в посёлок провели только в 2000м, в результате чего посёлок разморозили. Замёрзшие трубы отопления порвало, отопительная система вышла из строя. В тот период отрезанный от всех коммуникаций посёлок покинула бОльшая часть населения, часть домов, брошенных жильцами, были разграблены , впоследствии восстанавливать их никто не стал. За все последующие годы отток населения из посёлка, в котором кроме лесопилки никакой работы не осталось, только усилился. Как выглядит посёлок в наши дни я сейчас проиллюстрирую.
Пятиэтажки на въезде в Юбилейный. Жилые или нет - не совсем понятно, окна первого этажа заколочены.




На переднем плане руины пятиэтажки. Разбирают их, по-видимому, централизованно... а может быть и нет. Ещё один дом под разборку виднеется сзади.




Жилые и опустевшие дома стоят рядом. В ещё обжитых домах попадаются заколоченные окна, квартиры явно заняты не все.










Магазин и аптечный пункт, не работают оба. На аптечном пункте висит расписание, в субботу он работает всего три часа, в воскресенье не работает вовсе.




Другой местный магазин, "Наташа", располагается на первом этаже брошенного дома. Пластиковые окна на доме справа - те же, что и на предыдущем снимке. Наверное, единственная квартира в посёлке, оснащённая ими.




Кроме мелкопанелек, в посёлке есть район из двухэтажных кирпичных домов, частично обжитых, частично брошенных.




Любопытный артефакт - гараж в многоквартирном доме. По-видимому, кто-то занял пустующую квартиру по соседству - чего зря пропадать помещению...




САУ-памятник на фоне недействующего клуба. Странное дело, в Березниках нет танков-памятников, здесь, в полузаброшенном посёлке, есть. Почему самоходу не украли охотники за металлом - загадка.




И цветы лежат, значит, за памятником присматривают. Дети играют у танка, да, собственно, где им ещё играть здесь...




Баскетбольное кольцо с символикой партии власти на стене школы. Школ в посёлке две, от одной скоро и стен не останется, другая работает, и даже относительно прилично выглядит, хотя заполнена лишь наполовину.




Пожарная часть. Административный корпус заброшен, но стойла почищены, значит, какая-то жизнь здесь ещё теплится.




А это, господа читатели, зона. Организованная очень простым способом - огородили несколько пустующих домов забором с колючкой и готово дело. Охранник с бейджиком (!!!) обходит периметр.




Ещё одна пятиэтажка. Крайние подъезды брошены, зато в жилых есть даже спутниковые тарелки. Если приглядеться, можно заметить, что жилец на третьем этаже присоединил к квартире комнату из заброшенной половины дома. Воистину, таких чудес, как в Юбилейном, мало где увидишь.




Покидаем Юбилейный. Вот уж действительно, счастливого пути...




После того, как местная жительница вышла на прямую линию с Путиным, Юбилейный, в некторором смысле, прославился. Здесь побывали многие журналисты (репортаж уральского бюро НТВ - http://www.ntv.ru/novosti/221862/ ), в том числе московские блоггеры-путешественники (отличный отчёт macos , строго рекомендую к прочтению). Только изменится ли к лучшему жизнь в посёлке от этого?
Возвращаемся в Шумихинский.




Посёлок Шумихинский, на самом деле, не в лучшем состоянии, что и его сосед - здесь тоже закрыли обе градообразующие шахты, работы и перспектив нет. Просто в Шумихинском не было такой массовой застройки многоквартирными домами, а в частном доме с подсобным хозяйством выжить всё-таки легче, чем в пятиэтажке с отключенными коммуникациями. Некоторое количество двухэтажных домов, частично брошенных, частично разобранных до фундамента, конечно, есть и тут.
Бывший шахтёрский клуб, после закрытия шахт здесь располагается поселковая администрация. Довольно-таки монументальное здание для посёлка, в лучшие времена насчитывающего всего восемь тысяч жителей.




Местный Ильич давно махнул на всё рукой...




В Шумихинском мы здорово поплутали. Неправильно выбрав дорогу, заехали в лес, а потом долго и увлекательно выручали застрявшую в снегу машину. В результате выехать в сторону Камгорода смогли только через два часа.
Каменный Город
Уточнив у местных жителей точное место отворота, со второй попытки находим тропу. Для справки - от Р343 по шумихинской дороге надо проехать четыре с половиной километра, тропа отходит отсюда . Тропу вы можете и не разглядеть, но стоянку справа заметите точно. До самого Каменного города нужно пройти по лесу ещё полтора километра. Даже зимой тропа всегда натоптана, народу сюда катается много.
Переодевшись в сапоги - снег нынче глубокий - идём по тропе к основной цели нашего сегодняшнего путешествия. Кругом уральская тайга.




Вот и камни какие-то показались




Сперва скалы небольшие, но потом рельеф круто уходит вниз. Внезапно замечаешь, что камни обступили тебя со всех сторон.




Сапоги приходились. Снега намело по пояс, особенно не побегаешь. На один из камней я таки залез по сугробам, но, оказавшись на вершине, понял, что с неё ничего не видно.




Скала Черепаха. Как видно, никто не рискнул залазить на неё по такому снегу. Хотя летом здесь тренируются скалолазы.










На улицах Каменного Города.










Нечего комментировать, просто выложу снимки. Красивейшее место...










В Каменном городе мы пробыли меньше часа, сказалась слишком долгая дорога, время уже поджимало. Ещё один снимок на прощанье




и пора в обратный путь.
Губаха, Кизел, Березники
За Усьвой Р343 приобретает почти равнинный вид, хотя и идёт по взгорью. Довольно быстро доезжаем до Нагорнского - где-то внизу чуть виднеется станция на линии Чусовская-Няр - потом до Губахи. Новую Губаху проскакиваем сходу, хотя и зря - следовало заехать. Город хотя и небольшой, но приличный - присутствует многоэтажная застройка, аналогичная березниковской. Во времена ликвидации кизеловского бассейна Губаху спасло наличие двух предприятий, работающих до сих пор - Коксохима и Метафракса.
Подьезжаем к Губахе старой. Дорога поворачивает направо, и открывается долина между высоких гор. Где-то снизу течёт Косьва. Слева в отдалении появляются три трубы и огромный факел - Губахинский коксохимический завод, рядом с ним находится станция Губаха-Товарная. Впереди длинный автомост через Косьву, пересекающий и жд-линию Чусовская-Няр, мост не успеваю заснять со стороны - уже темно, и с ходу фотографировать уже не получается. Нет, этот момент я никак не могу пропустить. Мост не сниму, так хоть Губаху запечатлеть надо. Останавливаемся за мостом, выхожу, иду обратно. Тротуар на мосту заметён, приходится лезть в сугроб, не идти же по проезжей части. Так, с края ничего не видно. Ещё пятьдесят метров по сугробу - много снега, как бы не улететь с моста прямо на пути. Достаю фотоаппарат - да что ж такое, запотел с тепла... приходится подождать ещё. В итоге - вот такая карточка. На зуме снять не получилось, шевелёнка.




Опять та же проблема, что и в Чусовом - красивейшее место, снимать и снимать, но нет ни времени, ни возможности подлезть куда-нибудь повыше. Вид в другую сторону, на гору Крестовую и горнолыжный курорт.




Дорога забирается в гору. Проезжаем Метафракс.




Огромный по площади посёлок Углеуральский проезжаем почти незаметно. Местами попадаются полузаброшенные деревянные дома - и всё. Уже совсем стемнело. Внезапно справа по курсу становится видно далёкий освещённый квадрат - одна из зон на Широковской жд-ветке. Снимать уже не было сил.
Вот и Кизел, на часах семь вечера. Дорога проходит его насквозь, даже сворачивать нигде не нужно. Здесь мы наконец пообедали (или поужинали?) в местном кафе. Последний раз я ел в четыре утра, так что с порцией плова расправился быстро. Из Кизела я привёз единственный снимок - местный дк.




Едем дальше. Проезжаем посёлок Шахты. Никакой шахты здесь давно нет, но люди ещё живут. Как и многие угольные посёлки, Шахты выглядят неважно.
Остатки пути проходят как во сне. Нигде не останавливаясь, проходим Александровск, пересекаем две карьерные жд-линии у Всеволодо-вильвы (линию на Ивакинский карьер в 90х разбирали, потом восстановили вновь), Яйву. Ночные городки выглядят красиво, но уже не осталось ни сил, ни времени, чтобы что-то запечатлеть.
Вот и родина. Позади шестнадцать часов и 400 километров пути. Длинный день пятого февраля, наконец, близок к завершению.




жд, 2011, Красная Горка, Чусовой, ст. Чусовская, Кизел, Губаха, Юбилейный, Каменный Город

Previous post Next post
Up