На волосок от провала.

Jan 02, 2013 19:24

Часть вторая. Бесконечная история.




Даже странно, что я раньше не писал о березниковских провалах - казалось бы, о чём ещё-то писать, если ты живёшь здесь, в непосредственной близости от событий? Дело, пожалуй, в том, что я люблю давать законченную картину, а не часть процесса с неясным окончанием. История же с затоплением Первого березниковского калийного рудника конца не имеет, хотя и началась она более шести лет назад, в октябре 2006 года. Я не возьмусь описывать все процессы, происходившие за это время в городе - вопрос это объёмный и очень сложный - а ограничусь непосредственно припровальной территорией и своей любимой железной дорогой - она пострадала от потопа, пожалуй, более всех остальных "участников процесса". Сегодня я попытаюсь рассказать и проиллюстрировать всё с самого начала, дать картинку в движении. Я уже не могу опираться только на свои фотоматериалы (хотя в тексте они будут) - прилегающая к провалам территория охраняется, снимать в окрестностях непросто. Да и масштаб дырок в земле хорошо виден только с воздуха. Почти весь материал взят с самой длинной ветки березниковского форума, на сегодня там 852 страницы. Итак, приступим.

Октябрь 2006 года. Пермский край, Березники. В старейшей калийной шахте города - Первого калийного рудоуправления ОАО "Уралкалий" в одной из старых выработок появляется вода. Потребовалось несколько дней, чтобы выяснить - вода в руднике просачивается сверху, из слоя надсолевых грунтовых вод. Спустя ещё неделю, 28.10.06 принято решение о прекращении борьбы за рудник - опыт подобной аварии уже был, и он подсказывал, что активные действия, а в частности попытка откачать воду только усугубляют положение. Соль растворяется водой, посему остановить процесс затопления соляной шахты ещё никому в мире не удавалось. Начался длительный процесс затопления выработок (сразу забегу вперёд и скажу, что растянулся он более чем на три года).
Чтобы понять, почему большинство березниковцев весьма нервно отнеслась к затоплению давайте взглянем вот на такую карту.




Это ничто иное, как наложение границ выработок на городскую карту. Как видите, положение довольно грустное. Затопленные выработки протянулись под всем городом, исключая только северную - не саму развитую - его часть. Березники - уникальный город, нигде больше огромное шахтное поле не сочетается с многоэтажной жилой застройкой (до 12 этажей), Что и определило все его нынешние проблемы, они - с закладкой, потопом или без них - всё равно бы вылезли со временем. Соседний Соликамск тоже стоит над соляной шахтой, даже ещё более старой чем Первый калийный, но там площадь жилой застройки несоизмеримо меньше, а главное - 9-этажные дома вынесены в отдельную зону, под которой выработок никогда не будет. И последняя разница - соликамская шахта всё ещё пребывает в сухом состоянии.
Вся лирика, что выше, относится к шахтному полю целиком. Теперь то, что относится непосредственно к месту пробоя водозащитной толщи. Вода, поступая в шахту через пробой, промывает в соли полость, рано или поздно, в зависимости от темпов затопления, полость эта обрушивается, образуя провал. Примерная территория пробоя, а значит и провалоопасная зона была вычислена очень быстро, вот она.




Место будущего провала-2, 2004.




Эта территория, непосредственно примыкающая к промплощадке рудника. Одна беда - здесь же проходят главные пути ст. Березники, на тот момент - единственный железнодорожный выезд из Соликамска и Березников. Ещё одна карта - не обращайте пока внимания на сиреневые линии, все они появились позднее.




Все березниковские предприятия, кроме загородных рудников "Уралкалия", и Соликамск оказывались под угрозой внезапного обрыва связи с "большой землёй". Надо было срочно что-нибудь предпринять. Решение созрело быстро - небольшая 500-метровая ж/д петля по периметру опасной зоны. В декабре 2006 года ветку построили. До лета следующего года она простояла без дела, зато потом пригодилась.




А что с пассажирским сообщением? На момент начала затопления из Березников ходило несколько электричек - в Яйву, Кизел и Углеуральскую, из Соликамска - одна пара электричек до Чусовской и пдс в Екатеринбург. Сразу же после выяснения контуров опасной зоны пдс и электрички перенесли на станцию Березники-Сортировочная. На схеме выше вы можете легко её найти, находится она в двадцати километрах от города. В былые времена электричка добиралась до Сортировки за полчаса. Специально пущенным автобусам требовался час. На самом деле, Сортировка не была безальтернативным решением - можно было организовать сообщение со станции Калийная, которая находится куда ближе к Березникам, чем Сортировка. Но к 2006му году Калийная благодаря длительному воздействию, а точнее бездействию, оказывается совершенно неготова к принятию большого потока пассажиров - пешеходный мост пришёл в аварийное состояние и разрушен, вокзал закрыт, а подход с автобусной остановки перекрыт забором. При желании все эти проблемы можно было бы решить, но в итоге никаких действий по приведению Калийной в порядок предпринято не было ни в 2006м, ни во все последующие года.
Итак, ни в 2006м, ни в начале следующего, 2007 года никаких происшествий в опасной зоне у рудника не происходило. Железная дорога исправно пропускала грузовые поезда, обходная бездействовала, рудник медленно заполнялся водой. Гром грянул 28 июля 2007 - в опасной зоне образовался провал, 50х70 метров и глубиной 15. По общей индексации березниковских провалов он получает номер 2 вслед за провалом-1986. Провал кажется на фотографии не таким и большим, но приглядитесь - здание рядом с ним, АБК фабрики технической соли - это трёхэтажная постройка.




Выброс газа из провала-2.




image Click to view


Процесс затопления, а значит и подземного промыва, продолжался, поэтому совершенно естественно провал стал расти. Снимки от 13 августа. На переднем плане можно разглядеть обходную-1 и старый пятипутный парк. После образования провала старые пути начали разбирать.










22 августа 2007.







31 августа 2007




7 сентября 2007




17 сентября 2007




20 сентября. Провал всё ближе подбирается к путям старого парка.










21 сентября 2007.




С лета, несмотря на провал, начали пускать пассажирские элементы из Березников в Соликамск. Что тут только не ходило. Лето 2007 - РА1, 2008 - ТЭМ2 с пасс. вагоном, 2009 - ВЛ11 с ним же, 2010 - ЭД4, РА1. Летом 2010 недолгое время проходила РА2. После Малыша пасс. трафик на Соликамск был упразднён.
Хотя в целом развитие провала шло в рамках прогноза, всё-таки держать сообщение на тонкой ниточке всего в ста метрах от неподдающейся никакому контролю дыры становится страшно. В сентябре рядом со старым обходом начинают строить новый, уже двухкилометровой длины, на моих схемах он обозначен как обходная-2. Заметно, что новый обход отодвинулся в самом узком месте от старого всего на тридцать метров - дальше отойти мешают ТЭЦ10 и всё ещё работающая на промплощадке рудника фабрика приготовления рассолов. Так как в бущудем и ТЭЦ, и фабрику планируют закрывать, строительство более крупного обхода отодвигается в будущее - при необходимости закрытие объектов можно будет и форсировать. К декабрю обходную-2 пустили в строй.




Вместе с обходной-2 строят непонятную петлю в лесу к югу от города, то что обозначено у меня как "обход МК-24". Я, честно говоря, так и не понял, что же именно он обходит и от каких угроз страхует железную дорогу. Тем не менее, обход МК-24 был построен и пущен в декабре 2008.




К поздней осени 2007-го следует отнести и решение о проектировании и строительстве 53-километровой обходной ветки Яйва-Чашкино, тот обход, который я называю НУБАМ. Многие, в том числе и я, посчитали тогда этот проект чрезмерным - для обхода локальной проблемы всего-то парой сотен метров шириной строилась огромная и дорогая обходная петля, с на первый взгляд избыточным запасом. Тем не менее, последующие события показали, что ставка на НУБАМ была верным и своевременным решением, но об этом потом. Скажу только о маршруте НУБАМа - столь длинная дистанция потребовалась для того чтобы обойти не только затопленный рудник, но и все действующие и будущие горные отводы калийных шахт, то есть соль под НУБАМом никогда добываться не будет. А значит, для дороги исключены любые проблемы, связанные с геологией недр. Очень серьёзные и почти нерешаемые традиционными средствами проблемы.
Провал, между тем, продолжает расти. 1 ноября 2007.




Калийный парк и старые главные пути уходят под землю. 3 ноября 2007.




23 ноября 2007. В дальней части провала можно разглядеть "американские горки" - плети нартовской ветки. В отличии от главных путей их не стали разбирать, просто обрезали с разных сторон опасной зоны.




7 декабря 2007.




20 января 2008. Старый парк уже целиком обрезан провалом. Видны опоры кс обоих провальных обходных веток, некоторое время они работали параллельно, затем провальную-1 разобрали.




Начало НУБАМа. В марте 2008 организуется база строительства в Яйве, проектные работы для ускорения ведутся одновременно с разворачиванием земляных работ. Начинается полуторалетняя стройка 53км обхода.




11 апреля 2008.










3 июня 2008. На дне провала появляется вода - признак того, что сток в шахту ослабевает.










Летом 2008 опять форсируются работы по сооружению третьего провального ж.д. обхода, но дальше земляных работ в районе Зырянки они не пошли. Провал расти почти перестал, и от дорогостоящей времянки (пришлось бы прокапывать весь зырянский холм, сносить множество капитальных сооружений на промплощадке БКРУ-1 и закрывать ТЭЦ-10) решено отказаться.




Больших изменений в пасс. трафике не происходит. Опять пускают летний одновагонный "поезд" в Соликамск. Электрички без лишнего шума переводят на отстой в Калийную - в Шишах просто негде обернуть два электропоезда разом. Электрички ходят из Калийной по сей день. Ни вокзала, ни перрона там уже не осталось, переходный мост снесли в 2007 году, до электрички приходится идти в обход по путям. Но это всё равно удобней, чем садиться в Шишах.
8 июня 2008. Панорамный вид на припровальную зону, в центре снимка - трасса разобранной обходной-1







10 сентября 2008.




18 ноября 2008. Фабрика техсоли сползает в провал.







А вода продолжает прибывать.




27 декабря 2008. Вид со стороны Зырянки, южный подход к провалу-2. Прямо уходит тупиковый путь к разобранной обходной-1, справа - обходная-2.




Январь 2009. Панорамные виды с севера периметра провала-2. Вода уже совсем высоко.













Апрель 2009. Вода заполняет чашу провала целиком и выплёскивается наружу, затопляя прилегающую территорию. Процесс затопления рудника завершён, провал стабилизируется и почти перестаёт расти. Его нынешний размер - 380х360 метров.




7 июня 2009. Старый главный путь, ныне тупик, идущий с юга в сторону провала к обходной-1.




20 июля 2009. Заполненный водой провал можно было бы принять за естественное озеро, если бы не руины фабрики рядом.




29 июля 2009.




НУБАМ пускается в декабре 2009, по уже сложившейся в Березниках традиции - с опережением, накануне Нового Года - 20 числа. 11 января 2010 на НУБАМ из Сортировочной переводят свердловский пдс. Как и до 2006 года, отправляться он будет со станции Березники, правда, уходить будет не на юг, а на север. Также в качестве эксперимента через НУБАМ пускают пару электропоездов Кизел-Соликамск. В январе 2010 я побывал на соликамском примыкании, а затем и на электричке проехался. НУБАМовская электричка просуществовала недолго - до Соликамска она ходила почти пустой, и уже весной её отменили.
5 апреля происходит неожиданное - на НУБАМе из-за выброса пути сходит с рельс вагон-зак. Дикое форсирование стройки даёт о себе знать. Весь НУБАМ закрывают для проведения профилактических работ. Но что делать со свердловским ПДСом? Решение остаётся только одно - поезд без лишнего шума пускают по старому пути - на Калийную, мимо провала по 2й обходной. Сложная ситуация с НУБАМом помогла преодолеть многолетнюю осторожность. Поезда ходили мимо провала целую неделю, потом движение по большому обходу восстановилось.
Провал-2 29 апреля 2010.




2 мая 2010. Как в былые допотопные времена, в пассажирском парке ст. Березники стоит свердловский пдс и соликамская электричка.










Вид с пассажирского перрона в сторону провала-2. Даже на такой фотографии можно разглядеть понижение рельефа - пути явно уходят вниз. А ведь впереди сортировочная горка, никаких понижений быть не должно. Здесь, возле горочной диспетчерской, уже несколько лет до этого шли ускоренные просадки, на которые до поры до времени никто не обращал внимания.




Опять, уже в который раз, показалось что всё уладилось, устаканилось. Худо-бедно, но поезда ходят, железная дорога работает, провал почти не проваливается и выглядит безобидным озерком. Спокойная жизнь закончилась поздней осенью. Ранним утром 25 ноября 2010 года в восьмистах метрах от провала-2, прямо под главным путём появилась небольшая ямка. Новый провал, третий по счёту, названный в народе Малышом, сперва действительно был небольшим - влез в него только один хоппер из проходящего по путям состава. Но это было только начало.










Малыш почти добил станцию. Свердловский ПДС опять возвращается в Шиши (только в мае 2011 его переводят в Соликамск - логичное решение, которое можно было принять и сразу), пригородные вертушки до Соликамска отменяют. Станцию вновь "обрезают" - новая линия отреза проходит на 700 метров севернее старой, все пути на станции становятся тупиковыми. Сквозной проезд на Калийную перестаёт существовать, становится ясно, насколько вовремя построили НУБАМ, он в тех условиях просто спас ситуацию. Причём, о возможности новых провалов рядом со старым знающие люди предупреждали ещё в 2006. Грунтовые воды, в течении трёх лет сливающиеся через пробой водозащитной толщи в рудник, напромывали полости в покровной соли, вообще вся подземная гидрология рядом с провалом изменилась, превратив окрестности в весьма неустойчивую и опасную территорию.
30 ноября 2010, провал-3.




8 декабря 2010.




14 декабря 2010.







31 декабря 2010




21 яваря 2011. Колонна тупиков на линии отреза-2.







11 апреля 2011.







28 августа 2011. Второй и третий березниковские провалы.




К концу лета 2011 рост провала-3, достигнув размеров 120х80м, прекратился, руководство города принимает решение его засыпать, с дальним прицелом восстановления выезда на Калийную. Для засыпки применяют передвижной ленточный транспортёр, такие используятся при отсыпке солеотвалов.




18 ноября 2011. Засыпка провала-3 почти завершена.




А уже 4 декабря в трёхстах метрах от провала-3 появляется четвёртая по счёту яма. Механизм появления, скорее всего тот же что у третьего - процессы в надсолевых грунтовых водах.




16 декабря 2011, провал-4.




На переднем плане железнодорожынй вокзал.




Переваливаем в 2012й. 12 января. Территорию вокруг провала-4 окружают забором.




20 января 2012.




16 февраля 2012.




1 марта 2012.




12 марта 2012.




12 апреля 2012.




19 апреля 2012.




Засыпанный провал-3.




26 апреля 2012. В центре провал-4, справа - провал-3.




17 мая 2012. Вся троица в одном кадре.




Май 2012. Засыпанный Малыш со стороны вокзала, вид с главного пути пасс. парка. Обратите внимание на ряд гаражей слева. Даже не на сами гаражи, а на их плавный спуск в сторону провала.




Отсюда же - в сторону вокзала. Видны тупики "линии отреза-2", прямо по курсу - пассажирский парк.




Панорама Малыша




Воронка на засыпанном пространстве. Оседание грунта в провале после засыпки не прекратилось.




Также как и третий, четвёртый провал попробовали засыпать. Всё лето шла засыпка, к сентябрю она почти завершилась.




12 сентября 2012 происходит катастрофа. Почти засыпанный провал-4 обваливается снова, погибает человек.




От попыток засыпки отказываются, по крайней мере на текущий момент. 2 ноября 2012.




В осевшем провале-3 начинает скапливаться вода. Между 3 и 4 провалом идут усиленные оседания, вся территория огораживается заново.




Последний на сегодня снимок провала-2.




В декабре 2012 выявляется новая зона ускоренных оседаний в шестистах метрах к востоку от провала-2, там возможно появление уже пятого по счёту провала. Официально принимается решение о переносе вокзала в сторону Заячъей Горки, вопрос только когда именно это произойдёт.
Вот и всё. То есть, пока всё. История с березниковским потопом не кончится до тех пор, пока все процессы в затопленной шахте не прекратятся окончательно, а это десятилетия. Есть и другой вариант - город расселят целиком волевым решением сверху, но это задача настолько сложная, что я сильно сомневаюсь что в ближайшие годы до этого дойдёт дело. Впереди - неизвестность, полная неожиданностей. Как и всегда в жизни.

P.S. Свежие снимки провалов от 26 сентября 2013 года.

Провал-3




Провал-4




Связка 3 и 4 провалов. Земля между провалами просела, из-за чего вода из Крохи постепенно подтопляет местность.




20 ноября 2013, провалы 3 и 4







P.P.S. Ещё снимков привалило. Август 2014.
















Остальное здесь - http://ilipin.livejournal.com/110157.html

А тем временем, соседний Соликамск тоже решил не отставать. 18 ноября 2014 в Южной шахте (СКРУ-2 Уралкалий) появилась течь. В тот же день на поверхности в районе СНТ "Ключик" появился провал, и немаленький - 20х30 метров. Надо сказать, что шахта уже подтекала - в 1995 году здесь случилось техногенное землетрясение, пошла вода, но потом приток прекратился. Спустя почти 20 лет вода нашла себе дорогу.




22 ноября 2014, провал Соликамск-1, фото ilipin







17 февраля 2015 пятый березниковский провал, ожидаемый уже три года, наконец состоялся. Совсем небольшая ямка, 6х8 метров, появилась в запретной зоне возле школы №26 (сама школа давно закрыта, ещё в первую карналлитовую волну расселений 2007 года).







1 мая 2015. Провал-5.




К лету новичок подрос, достигнув размеров 26х28 метров. 1 июня 2015.




3 июня 2015. Озеро на месте 3 и 4 провалов.




Снимки провала-5 от березниковского коптерщика Аэро100. 30 июля 2015.







15 сентября 2015. Прямо по центру - наземные постройки затопленного Первого калийного рудника. Многое там уже снесено за ненадобностью, но ещё действует фабрика приготовления рассолов, обслуживающая содовый завод. Слева провал-2, чуть поодаль справа - провалы 3 и 4. Провал-5 отсюда не виден.




29 ноября 2015. Провал-5




А что в Соликамске? Там всё хорошо - провал растёт, шахту потихоньку топит. 1 сентября 2015.




4 сентября 2015. Провал Соликамск-1. фото ilipin







Завершаю пост вот этим наглядным сравнением всех шести провалов. Слева направо - березниковские провал-2 (400х300 м), провал-1 (220х130 м), провал 3 (120х80 м). Нижний ряд - березниковские провал-4 (150х130 м), провал-5 (30х25 м), соликамский провал (120х110 м).




Апдейт от 2017.11.13. Попалась вот такая интересная документалка. Много свежих натурных съёмок. Рассказывается в основном о судьбе жильцов частного сектора у провальной зоны.
Судьба у них и вправду непростая - получить компенсацию за свои дома они не могут в течении многих лет. Дома дорогие - место до 2006 года было престижным. Поэтому проблема конкретно у этих людей серьёзная.

image Click to view



Апдейт от октября 2020.
Свежее видео. Сперва вводная, собственно видео с коптера начинается с 1:18. Зона просадок провалов 3 и 4 потихоньку расширяется в сторону солеотвалов, вода уже подошла к ним. Здание БШСУ, севшее на два этажа ниже уровня воды, по сравнению с 2017 годом просело незначительно, похоже что в этом районе произошла стабилизация. Провал 5 визуально не увеличился, но и возле него, и возле "Котовского", идут сильные просадки, разрушаются здания. Похоже что просадочные процессы будут идти здесь ещё не один десяток лет.

image Click to view



провал, Березники, жд

Previous post Next post
Up