Запись опубликована
Из жизни доктора. Пожалуйста, оставляйте
комментарии там.
Андрей03 прислал ссылку с “Партизана” на статью “Была ли клятва Гиппократа?”
http://www.belaruspartisan.org/blogs/parsukevich/15238/ (вполне читабельная полтора часа назад ссылка вдруг перестала работать, флюктуации мирового эфира, видимо). В общем речь идет о взгляде со стороны пациента на современный облик “беспонтовой” части отечественной медицины. Местами спорный и дискутабельный, ну да ладно, речь не об этом.
Я буквально сегодня наткнулся, с чужой подачи, конечно же, на еще один блог белорусского врача .
v_aprelev . Рекомендую)))
Ну и при чтении обнаружился пост, полугодичной примерно давности, вполне перекликающийся с “партизанской” статьей. Так что перепост.
Не быть скотом 5 май, 2012 at 12:41 AM
Политика в медицине присутствовала всегда.
Министр здравоохранения (СССР и союзных республик) вел политическую линию, хотя, как мне помнится, был профессионалом в какой-либо области (хирургии, терапии, педиатрии).
А врачи на местах могли выполнять свой долг: лечили больных, кто как умел. Если они ошибались, их наказывали, от уродов явных избавлялись, но остальных наказывали несильно, ибо кто же тогда будет работать? Да и было очевидно, что ошибки бывают даже у самого лучшего доктора. Иногда врачей поощряли (за удачную операцию моим отцом партийного начальника в 1980 году я поехал в «Артек»). Мешали работать несильно. Наверно. А работы всегда хватало. Особенно если работать - то есть помогать людям.
В совсем пиковых ситуациях действовала формула: «жив больной - спасаем больного, умер - спасаем врача». Все-таки, как мне видится, это была формула здоровая, хотя и своеобразного - корпоративная этика советского врача.
Когда все это рухнуло? Все произошло очень даже быстро. На моей памяти, лет 15 назад, политикой обязали заниматься областных начальников здравоохранения. Скоро политика спустилась на еще более низкий уровень. Лет 10 назад было постулировано, что заведующий отделением не обязательно должен заниматься лечением больных (клинической работой), но быть «организатором». Тогда эта тема смешила, немного пугала, но трудно было представить себе, что эти фразы означают. В смысле - «как это слово отзовется»…
Теперь уже все стало очевидно: заведующий отделением (начальник и организатор) ничего не должен организовывать и не дай-Бог начнет что-то требовать. Его задача - не пропустить никаких проблем «наверх» (не побеспокоить начальство, у которого ведь есть свое начальство, у которого…). «Держать и не пущать». Молчание о нуждах отделения (а это ведь не персоналу нужно - больным) - лучшее личное качество. За это платят, причем неплохо.
При этом «вниз» (больным) льется «сладкая патока»: мы сделали все что могли…
Выходит из строя аппаратура, нарушаются технологии и даже «священные» протоколы лечения больных - при «правильных организаторах» никто ничего не узнает. Откуда инсайд? Да и зачем - система устоялась, «отряд не замечает потери бойца»…
Вчера на дежурстве посмотрел новости России: осуждают «организатора здравоохранения» из роддома, который скрыл факт гибели новорожденного одного из двойни, дабы «хорошо соответствовать» статистике смерти новорожденных…
Я не знаю подробностей. Но каким «родным» дерьмом повеяло от всей той ситуации.
Борьба с ветряными мельницами плоха не самим фактом борьбы с мельницами (великанами), а отсутствием (или нарочитым забвением) ГЛУБИНЫ проблемы. Откуда такие «организаторы» взялись? Кто их выдвинул из ряда медиков? Кто им дал право управлять и «организовывать»? Что именно они «организовывают», кроме приемлемой для ООН и Всемирной Организации здравоохранения (ВОЗ) статистики, чтобы их начальники выглядели прилично?
Впечатления от вчерашнего дежурства: врач приемного покоя кричит на родственников, которые привезли в больницу «старушку»: зачем вы ее привезли? Умирать? Старики должны умирать дома!
Я согласен с этой формулой в принципе, но бывают ситуации, когда 80-летнюю старуху спасают от острой и курабельной (излечимой) болезни. Но как страшно испортить статистику! Как страшно «не соответствовать требованиям администрации / организаторов»!
В такой ситуации редко доходит до обсуждения медицинской ситуации.
Больную оперировали по поводу рака 10 или 20 лет назад - это прогрессирование рака! Домой умирать!
Невыносимые боли - «мы здесь ни причем»!
Инвалид II группы по инсульту? - «Чего же вы хотите»!
Деградация уровня мышления. Зачем говорить об элитной медицине (трансплантология, сердечно-сосудистая медицина, платные услуги), если рядовая помощь стала проблемой? Да и там: чуть осложнение - «пошли вон умирать!»
Система безлична - но люди-то имеют лик!
Все дело в том, что больной в тяжелом состоянии в приемном покое или осложнение в отделении (особенно после «рукоделия» - операции или манипуляции) - это ужас для «организаторов» здравоохранения. Это плохая статистика, это расходы средств, которых всегда не хватает (то есть чтобы отчитаться они всегда есть, потому что спрашивают те же люди, только продвинувшиеся уже чуть дальше).
И никогда же - это не повод и желание помочь.
Война и ругань с начальниками никого не довела до добра. Но как иначе не стать скотом? Как сохранить себе возможность помочь людям, если это возможно? Если уровень политики спустился уже от «организаторов» до повседневной деятельности рядового врача (ординатора)?
К. Ну уже от себя лично добавлю относительно своей нынешней работы и борьбы за показатели. Есть такой на СМП “шухерной” показатель, “смерть при оказании медицинской помощи”. Ситуация, при которой бригада успела еще к живому пациенту, а представился он уже в процессе работы с ним. Или еще того хуже, в машине при транспортировке. Случай этот фиксируется в отдельном журнале и сообщается вверх по инстанции для разбора. Руководители и организаторы относятся к такому эпизоду по-разному. Одни спокойно-философски, других пробивает на истерику. Казалось бы, СМП ведь предназначена именно для оказания помощи пациентам, находящимся в угрожающем их жизни состоянии, и не всегда и не при всех патологических состояниях можно помочь. И вызов этот уж точно был обоснованный. Ан нет. Не должно быть такого и точка. Крутитесь, как хотите. Вот и крутимся, “лекарство” несложное, привет сотрудникам приемных отделений.