Запись опубликована
Из жизни доктора. Пожалуйста, оставляйте
комментарии там.
Оригинал взят у в
Секретные протоколы к пакту «Пилсудский-Петлюра» ПОЛЬСКИЙ ГОНОР И РУССКАЯ ЧЕСТЬ.
Часть III. Секретные протоколы к пакту «Пилсудский-Петлюра»
О спасении Речи Посполитой под Варшавой и последовавшим за этим окончании войны поляки вспоминают много и охотно, но вот вопрос о том, как эта война началась, всегда стараются обходить стороной. Потому что с точки зрения международного права речь идет о банальной агрессии Польши против Советской России. А с исторической точки зрения - о последнем за тысячелетнюю польскую историю завоевательном (колониальном) походе на Восток.
Продолжение. Начало см. здесь:
http://www.win.ru/Mysteries-of-History/2441.phtml
http://www.win.ru/Mysteries-of-History/2483.phtml Honor (польск.) - честь.
Гонор (русск.) - чванливое высокомерие,
заносчивость, спесь
Версальская бомба под послевоенной Европой
Теперь давайте вспомним о том, каким, собственно, образом десятки тысяч бойцов Красной Армии попали в польский плен. Ответ на этот вопрос дает возможность глубже понять историю польско-российских отношений.
Как известно, 3 марта 1918 года Советская Россия подписала с Германией, Австро-Венгрией, Турцией и Болгарией мирный договор, получивший название Брест-Литовского мира. По этому договору Россия лишилась огромного количества ранее относившихся к Российской Империи территорий: Украины, Прибалтики, Финляндии, Белоруссии, а также Восточной Анатолии, Карса, Ардагана и Батума. В советской историографии причиной заключения этого позорного мира была названа неспособность Советской России продолжать войну с державами Союза четырех и необходимость спасти от наступающих немецких войск основную территорию России. В 90-е годы в российской исторической литературе появилась версия о том, что заключением этого договора большевики, якобы, выполнили свои обязательства перед Германией взамен за оказанную им финансовую помощь в период подготовки Октябрьской революции 1917 года. Как бы там ни было, договор был заключен и немецкие войска вместе с союзниками заняли перечисленные территории.
Однако Первую мировую войну Германия вместе с союзниками проиграла, что и было зафиксировано 11 ноября 1918 года Компьенским мирным соглашением. Эта же дата считается в Польше началом II Речи Посполитой, хотя ни статус Польши, как самостоятельного государства, ни её границы этим соглашением ещё не были определены. Окончательно судьба Польши была определена только 28 июня 1919 года Версальским мирным договором, подписанным Соединёнными Штатами Америки, Британской империей, Францией, Италией и Японией, а также Бельгией, Боливией, Бразилией, Кубой, Эквадором, Грецией, Гватемалой, Гаити, Хиджазом, Гондурасом, Либерией, Никарагуа, Панамой, Перу, Польшей, Португалией, Румынией, Сербо-Хорвато-Словенским государством, Сиамом, Чехословакией и Уругваем, с одной стороны, и капитулировавшей Германией - с другой. Россия не была приглашена к подписанию, поскольку на тот момент Западные правительства не признавали большевистскую Россию. Приложением к Версальскому договору стал так называемый Малый Версальский договор, подписанный США, Великобританией, Италией, Францией, Японией с одной стороны и Польшей - с другой. Малый Версальский договор официально признавал независимость Польши, однако вопрос о границах нового суверенного государства не решал. В договоре только указывалось, что они «должны быть обозначены позднее главными союзными державами». В то же время и Компьенское соглашение и Версальский договор признали недействующими все заключенные ранее с Германией договоры, что, естественно, привело к денонсации Брест-Литовского договора. Германия вывела свои войска с территории бывшей Российской империи. Россия в полном соответствии с логикой Версальского договора начала ввод своих войск на освобождаемые немцами области Украины и Белоруссии. Вот тут то и столкнулись российские и польские интересы.
Как Пилсудский и Петлюра нашли друг друга
Независимая Польша, расположившаяся на территории бывшего Польского Королевства и части Галиции, еще не имела юридически установленных границ. В самой Польше к тому времени сложились две противоборствующие концепции: федералистская и унитарная. Первая была разработана Пилсудским и его окружением и предусматривала создание союза независимых государств, расположенных в бассейнах Балтийского и Черного морей. Этот план предусматривал отторжение от России нероссийских народов: украинцев, прибалтов и кавказцев и создание некоей федерации … во главе с Польшей. Вторая концепция была чуть менее амбициозна, но тоже выглядела вполне впечатляюще. Её вдохновителем была партия Народных демократов, и хотели они «всего лишь» присоединить к Польше бывшие ее восточные окраины, полонизировав население этих территорий. Федералистская концепция получила название «Ягеллонской», а унитарная - «Пястовской». Ни одной из них не суждено было реализоваться, и окончательные границы Польши были установлены в результате польско-советской войны, плебисцитов и силезских (по-польски «шлёнских») восстаний. По Версальскому договору к Польше отошла приморская территория вокруг Данцига, а сам Данциг (по-польски «Гданьск») был объявлен Вольным городом и был включен в польскую таможенную территорию, но оставался под протекторатом Лиги наций.
Вообще, рассматривая историю установления границ в Европе после Первой мировой войны с перспективы сегодняшнего дня, очень хочется употребить какое-нибудь крепкое словечко, коими изобилует наш родной язык. Неразбериха, смена позиций держав-победительниц, непоследовательность, а иногда и откровенная бессмысленность принимаемых ими решений вынуждает не только согласиться с В.М. Молотовым, назвавшим Польшу «ублюдком Версальского мира» (в некоторых источниках «незаконнорожденным ребенком», что означает то же самое, но звучит помягче), но и распространить это не слишком дипломатичное определение на весь послевоенный уклад в Европе. Прибалтика, Чехословакия, а особенно главная виновница этой неразберихи - Германия - оказались в положении, ничуть не лучшем, чем Польша. Европейские столицы и огромные территории, на которых проживали миллионы людей, передавались от государства к государству с учетом сиюминутных политических интересов, на основании каких-то непонятных «линий», увековечивших имена их «придумщиков». 26 июля 1919 года была утверждена демаркационная линия между Польшей и Литвой, названная именем французского маршала Фоша, которая поделила Восточную Пруссию, передав Польше Вильнюс. В ноябре того же года Восточной Галиции был дан статус автономии с передачей Польше мандата Лиги Наций на 25 лет, а 8 декабря на карте Европы появилась линия лорда Керзона, определившая польскую восточную границу по линии Буг-Кузьница-Пинск. Первоначально в феврале 1918 года державы-победительницы подписали договор с Центральной Радой договор о передаче Украине Восточной Галиции вместе с Львовом и польским городом Хелмом.
Таким образом, европейские границы по Версальскому договору, знаменовавшему окончание Первой мировой, словно специально были задуманы как casus belli для Второй мировой.
В это по настоящему смутное время, когда шел передел европейских границ, основные события развернулись на территории бывшей Российской империи, где главными участниками вооруженной борьбы за обладание спорными территориями стали Польша, Советская Россия и находившаяся в состоянии перманентной революции Украина. В ночь на 1 ноября 1918 года Украинская Центральная Рада, сформированная сразу же после Февральской революции 1917 года, основываясь на сепаратном договоре с державами Антанты, предприняла штурм Львова, закончившийся взятием города. Однако мгновенно созданным отрядам польского ополчения удалось выбить украинцев из Львова, а затем в начале 1919 года совместно с подошедшими польскими регулярными войсками захватить и всю Галицию. Державы Антанты отнеслись к этому событию «с пониманием», и, отказавшись от ранее ими же подписанного договора с Украиной, передали эти территории Польше.
К весне 1919 года к трем главным претендентам на спорные территории добавился еще один - генерал Антон Иванович Деникин. К этому времени его Добровольческая Армия начала широкое наступление на Центральную Россию. В мае-июне Деникин взял Харьков и Царицын, овладел Донбассом и Донской областью; в июле-октябре занял Центральную Украину (31 августа пал Киев), Воронежскую, Курскую и Орловскую губернии.
Польшу в это время уже возглавлял маршал Юзеф Пилсудский, а Украинскую Народную Республику небезызвестный Симон Петлюра. Польская тайная дипломатия начала одновременно секретные переговоры с Деникиным в Таганроге и с большевиками в небольшом белорусском городке Микашевичи, расположенном в 100 км на восток от Пинска и входившего тогда в состав Польши. Требования Польши, предъявленные Советской России и Деникину, оригинальностью не отличались: признание Польши в границах 1772 года.
Многомесячные переговоры с Деникиным, которые вел личный представитель Пилсудского генерал Карницкий, закончились ничем. К удивлению поляков, Деникин, сам наполовину поляк (его мать носила фамилию Вжесиньска), прекрасно говоривший по-польски и даже родившийся в Польше, категорически отверг все претензии поляков на исконно российские, по его мнению земли и отказался от союза с ними и Украиной против советской, но все же России. Кто знает, как сложилась бы судьба пролетарской революции, если бы Деникин согласился на союз с Пилсудским и Петлюрой?
Польско-советские переговоры тоже завершились фиаско, если не считать договоренности об обмене архиепископа Могилева Эдварда фон Роппа на соратника Ленина Карла Радека. Человеку не дано предугадать свою судьбу, иначе Радек наверняка предпочел бы польскую тюрьму позору и бесчестию политических процессов 1936-37 гг. и смерти при неустановленных обстоятельствах в Верхнеуральском политизоляторе 19 мая 1939 года. Отказавшись от поддержки поляков и украинцев, Деникин не выстоял в единоборстве с Красной Армии и после серии поражений в боях против частей Южного фронта под командованием В. Егорова 4 апреля 1920 года сложил с себя полномочия Главнокомандующего и покинул Россию.
В этой ситуации Пилсудский решил заключить союз против России с другим партнером - Симоном Петлюрой. С февраля 1919 года этот одиозный политик стал фактическим диктатором на части украинской территории. Режим, установленный им, иначе как бандитским назвать невозможно. По Украине вихрем пронеслись еврейские погромы и массовые убийства русских офицеров. Например, 4 марта 1919 года приближенный Петлюры атаман Семесенко ворвался в город Проскуров (ныне Хмельницкий) во главе «Запорожской бригады» в составе 500 головорезов и отдал приказ истребить всё еврейское население. На следующий день бандиты, разделившись на три отряда, пошли по домам. За день они в буквальном смысле вырезали около трех тысяч человек, включая женщин и детей. Застрелен был только один человек: православный священник, который с распятием в руках пытался остановить извергов. Сам Петлюра был убит 25 мая 1926 года в Париже, куда бежал после поражения в гражданской войне, неким С. Шварцбардом, украинским евреем, отомстившим таким образом за гибель своих пятнадцати родственников, убитых во время петлюровских еврейских погромов. Кстати, французский суд присяжных убийцу Петлюры оправдал.
Секретный договор о новой колонизации Украины
Итак, 21 апреля 1920 года в Варшаве правительства Польши (Юзеф Пилсудский) и Украинской Народной республики (Симон Петлюра) подписали Договор. Анализ этого замечательного документа позволяет лучше понять намерения обеих сторон, характер их взаимоотношений и, что особенно нас интересует, причины польско-советской войны 1920 года.
Начнем мы не с начала, а с конца. Со статьи Договора под номером восемь:
«Настоящий договор является секретным. Он не может быть передан третьей стороне, либо опубликован полностью или частично иначе, чем при согласии обеих сторон Договора за исключением статьи 1, которая будет оглашена после подписания настоящего Договора».
Теперь можно ознакомиться и с единственной несекретной статьей Договора под номером один:
«Признавая право Украины на независимое государственное устройство на территории в границах с севера, востока и юга, установленных на основании договоров Украинской Народной Республики с пограничными государствами, Речь Посполита Польши признает Директорат независимой Украинской Народной Республики во главе с главным атаманом паном Симоном Петлюрой верховной властью Украинской Народной Республики».
Вот, собственно, и всё, что полагалось знать, как это теперь принято говорить, международному сообществу об особенностях польско-украинской политики. Что же осталось за кулисами декларации о признании атамана Петлюры главой Украины и не должно было увидеть дневного света? А вот что: Украина признает Польшу в границах 1772 года (см. карту), т. е. территории, которую Польша «вернет себе, получив её от России военным либо дипломатическим путем». Таким образом, выдающийся украинский националист Петлюра сдавал Украину Пилсудскому по полной программе. Большая часть ее отходила Польше, а меньшая… тоже доставалась Польше через участие в будущей декоративной «федерации». Таким образом, военное решение проблемы польских границ в договоре поставлено на первое место. Однако и Советская власть, и генерал Деникин отказались признать границы 150-летней давности. И атаман Петлюра оказался единственным на весь белый свет политиком, который их признал.
Договор между Пилсудским и Петлюрой пролежал в польских архивах, откуда мы его и извлекли, почти 90 лет. На фоне его содержания все заверения в том, что причиной польско-советской войны 1920 года стала «экспансия большевистских орд на Запад», а маленькая Польша героически встала на пути этих самых орд, ценой неимоверных жертв спасая Европу «от ужасов варварского нашествия азиатов», этаких новых марксистских Чингисханов, звучат не очень убедительно.
Но и это еще не всё! К секретному договору прилагается еще и документ под грифом «Совершенно секретно» и называется он «Военное соглашение между Польшей и Украиной». Подписанное в тот же день, что и основной договор, это соглашение, как указано в его первой статье, «является интегральной частью основного договора». Тут уже всё просто открытым текстом. Статья третья соглашения гласит:
«Совместные польско-украинские акции против советских войск на территории правобережной Украины, расположенной на восток от нынешней линии польско-большевистского фронта, осуществляются… под общим командованием польских войск».
Любопытно, что маршал Пилсудский собирался воевать исключительно на чужой территории. Военное соглашение с присущей полякам практичностью возлагает на украинских союзников снабжение польских войск продовольствием, а именно «мясом, жирами, мукой, зерном, крупами, картофелем, сахаром, овсом, соломой и т.п. на основе норм питания, принятых в Войске Польском, а также необходимыми для доставки подводами». Так что не только на чужой территории, но и за чужой счет. Ну и «на закуску» по поводу большевистской агрессии против мирной Польши - защитницы западной цивилизации - статья восьмая соглашения:
«С момента начала совместного наступления и занятия новых территорий правобережной Украины, расположенных на восток от нынешней линии польско-большевистского фронта, правительство Украины организует на этих территориях военную и гражданскую администрацию. Тылы польских войск будет охранять польская полевая жандармерия».
Что было дальше - известно. Петлюру вместе с поляками с Украины прогнали, а затем разгоряченные этим успехом большевики решили взять и Варшаву, но тут и случилось «чудо над Вислой» и Красная армия потерпела сокрушительное поражение.
Когда на западном фронте создалось критическое положение, главком Каменев приказал снять с Юго-Западного фронта, осаждавшего Львов, 1-ю и 12-ю Конные Армии и передать их Тухачевскому, атаковавшему Варшаву. Однако И. Сталин, бывший в то время членом Реввоенсовета Юго-Западного фронта, уговорил С. Буденного не идти на выручку Тухачевскому, сыграв в этой битве роль наполеоновского маршала Груши. По мнению многих военных историков, это и стало причиной поражения советских войск под Варшавой.
О спасении Речи Посполитой под Варшавой и последовавшим за этим окончании войны поляки вспоминают много и охотно, но вот вопрос о том, как эта война началась, всегда стараются обходить стороной. Потому что с точки зрения международного права речь идет о банальной агрессии Польши против Советской России. А с исторической точки зрения - о последнем за тысячелетнюю польскую историю завоевательном (колониальном) походе на Восток.