Запись опубликована
Из жизни доктора. Пожалуйста, оставляйте
комментарии там.
О защите прав пациента
Начну традиционно. Алекс - Юстасу, можно сказать.
28 января в конференц-зале гостиничного комплекса “Виктория” в Минске состоялся семинар под интригующим названием “Этические и правовые аспекты в здравоохранении: защита и гарантии прав пациентов в Беларуси”. Для возмущенно читающих эти строки врачей поясню: на семинар мне предложили сходить врачи Константин и Андрей Витушка, не имея возможности побывать там самим. Будучи ответственной связной, я презрела пургу, отпросилась с работы, взяла свой боевой блокнотик с Винни-Пухом на обложке и отправилась на дело, смутно понимая, о каком деле вообще идет речь.
Обиженных пациентов на семинаре не было, вопреки моим ожиданиям, если не брать в расчет гипотетический шанс каждого из нас ими стать. Всем присутствующим (около 15-ти человек), разместившимся в уютной зеленой комнате за длинным столом и решительно обозначившим свой участок этого стола толстыми записными книгами в кожаных переплетах и ручками, были розданы распечатки Программы семинара. Делать было нечего, я положила перед собой «Винни-Пуха» и карандаш и изобразила самый уверенный вид.
Все представились. Врачи, преподаватели всяческих кафедр, корреспонденты, одна библиотекарша - помимо меня - но с тематическим уклоном - зав. какого-то отдела библиотеки медицинского университета в Минске - и сами выступающие организаторы семинара. Приветственное слово было предоставлено Андрею Егорову, аналитику АГТ-ЦСИ (Агентство гуманитарных технологий и Центр социальных инноваций). Коротко он объяснил, что актуальную проблему соблюдения прав пациентов (”ПП” - обозначила я себе в «Винни-Пухе») взялся на себя решать Центр социальных инноваций - то есть, учреждение, не занимающие конкретной стороны - ни стороны медиков, ни стороны пациентов. Это явилось главной особенностью проекта, подчеркнул докладчик. В процессе работы были проведены необходимые исследования и собрана команда экспертов - специалистов извне (например, сотрудников сферы образования и здравоохранения). Первым их шагом стал проект по созданию учебно-методического комплекса “Защита и гарантии прав пациентов в Беларуси”. Проще говоря, речь шла о создании и введении в учебные планы учреждений медобразования нового курса с таким названием, учебника и методической базы для специалистов, которые будут вести данный курс у будущих врачей.
Следующим выступил врач-эксперт Андрей Фоменко. По его словам, сам проект явился для Беларуси в корне инновационным (чем, собственно, и занимается ЦСИ). При сборе и анализе мнений медиков и пациентов и проч. выяснилось, что уровень понимания ПП, их глубины и границ «ужасающе низкий» (с) даже у людей, мнящих себя доками в этом вопросе. Наблюдается подмена понятий, их неверная интерпретация в процессе, например, подготовки врачей, появление искаженных фактов в СМИ. Ученые и эксперты пришли к выводу, что перемены в существующем плачевном положении вещей следует начать на этапе образования студентов-медиков. Медиков - в первую очередь, потому что только в медицинских ВУЗах касаются - робко и некомпетентно - этой темы, отдавая ей 2-4 часа в рамках какого-нибудь чувствительного курса типа этики, биомедицинской этики и проч.
Выступление Фоменко обозначено было в программе семинара как «Краткий анализ ситуации в области образования медицинских работников по вопросам прав пациентов». Я тоже буду кратка и приведу некоторые примеры бытующих на сегодняшний день форм преподавания и образования по ПП среди медиков. Знания по теме даются хаотично, фрагментарно и в локальной интерпретации в каждом медицинском ВУЗе страны. Как-то: в рамках предмета «Медицинская этика» на кафедре философии, социологии и политологии в БГМУ в Минске, на кафедре общественных и гуманитарных наук Гомельского «меда», на кафедре философии и педагогики Витебского… и т.д. Некоторое внимание теме ПП (2-4 часа) уделяет дисциплина «Биомедицинская этика». Предмет ведут самые разные специалисты по принципу «на кого бог пошлет», единообразия в изображении вопроса и в выборе профиля преподавателя, увы, нет.
Рассказывая студентам о ПП в рамках всяческих этик, акценты расставляются, сами понимаете, на чем. Клятва Гиппократа, и все дела. В современном обществе, закончил свою речь врач-эксперт, морально-этический подход к вопросу гарантии прав пациента - не самый лучший, поскольку собственно правовые взаимоотношения остаются не освещенными. Учебно-методический комплекс - беспрецедентное доселе явление для Беларуси, своего рода разумная попытка обуздать хаос и создать единый подход к предмету.
Разумеется, позже, во время дискуссии В. В. Мацкевичу, ученому, представляющему АГТ-ЦСИ вместе с аналитиком Егоровым, был задан вопрос, почему именно врачи должны информировать пациентов об их правах. (Я вспомнила киношных полицейских, поднимающих жетон и говорящих сакраментальную фразу: «Вы имеете право…») Говорил он долго, сочно, страстно, живо и образно, слушали его с удовольствием. Насколько я смогла подытожить его речь для себя - создатели курса прекрасно осведомлены о «внутреннем психологическом сопротивлении врачей этому виду деятельности» (с). На данный момент в республике не существует общественной организации по защите прав пациентов, но Мацкевич не сомневается, что ситуация изменится, и, возможно, не в пользу врачей. Можно представить себе реальный вариант развития событий с белорусским колоритом. Рано или поздно появляется такая организация, она выходит на нужный уровень, связывается с законодательными и исполнительными органами РБ, сверху издается указ о введении подобного предмета, предмет форсировано внедряется повсеместно, без должной подготовки к инновациям… Аналогия, приведенная Мацкевичем, - молниеносная безумная операция по внедрению десятибалльной системы оценок в учебных заведениях, без подготовленной для этого почвы - методической, к примеру, базы. На практике это привело к такой путанице в выставлении отметок, что, к примеру, в одной из столичных школ были вынуждены аннулировать все оценки за полгода.
В ситуации современных сложных взаимоотношений в системе «медработник-пациент» лучше заранее иметь наработанный опыт в этом направлении. Причем опыт и знания объективные, обобщенные группой ученых, не заинтересованных в приоритете прав какой-то стороны, а имеющих своей целью подготовить людей к инновации. В том числе подготовить специалистов к ведению такого курса и дать им качественный материал.
Мацкевич добавил, улыбаясь, что первый раздел («модуль» - такой термин употребил Владимир Владимирович), одноименного учебного пособия «Защита и гарантия прав пациентов Беларуси» и есть объяснение, ответ на вопрос о необходимости знания врачами ПП. Любопытно было бы почитать.
Не буду останавливаться на проблеме определения «врач - спаситель или врач - работник сферы услуг», которую затронул Мацкевич, говоря внедрении предмета по ПП. Именно она зачастую рождает конфликты между медиками и населением. В учебное пособие, подготовленное коллективом авторов, включены «модули», посвященные конституционному регулированию отношений врача и пациента, приведены нормативные акты РБ. Авторы книги имели целью обоснованно показать, что защита ПП не должна и не может ущемлять права медицинских работников.
Участникам семинара показали набор типа «тревожный чемоданчик», который получит специалист (например, валеолог, юрист, философ, психолог) для преподавания курса. Чемоданчик оказался на самом деле чемоданчиком, Мацкевич открыл его и нашим «восхищенным взорам» предстали муляжи предметов, которые впредь будут в нем находиться. Это:
А) компакт-диск, дублирующий учебник
Б) сам учебник (учебное пособие), автором номер один которого является Светлана Мацкевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры математических и естественнонаучных дисциплин РГСУ (филиал в г. Минске)
В) рабочая программа - для наставника, в основу которой легла программа БелМАПО, а также «методичка» и схемы курса.
Г) Рабочая тетрадь по курсу, в которой можно делать необходимые заметки. Она содержит основные положения в схемах и таблицах и может использоваться студентом или преподавателем в качестве конспекта лекций.
Учебник вмещает в себя курс лекций и состоит из шести «модулей». Каждая часть является самостоятельной темой и может читаться отдельно. Таким образом, курс можно моделировать по своему усмотрению, переставляя разделы - в зависимости от профиля аудитории. Весь курс рассчитан на 36 часов, включая лекции и практические занятия.
Материал сопровождается примерами («кейсами») из зарубежного опыта и из отечественной практики.
Мы побеседовали, задали авторам проекта вопросы, которые возникли у присутствующих в ходе мероприятия, попили кофе-чай с печеньем и разошлись, не дождавшись заявленного в программе выступления рецензента учебника Алексея Кралько. Он не смог приехать. Вопросы в основном задавали врачи-преподаватели. Настороженность, часто сопротивление - нормальная реакция на все новое. Сложно предугадать, что принесет с собой ветер перемен. Задача ЦСИ - сделать порыв ветра максимально контролируемым и менее неприятным, вот и все. Предугадать, опередить, смягчить и помочь - с этой целью, насколько я понимаю, создавался УМК.