Как поддержать сотрудника?
ТРУДНОСТИ С ВЫПОЛНЕНИЕМ ЗАДАЧ
Причины:
Не понимает. Не умеет. Не может
На 1-1:
Выявить причины. Понять каких ресурсов, умений, помощи не хватает. «Как сам(а) думаешь решать ситуацию?»
Предложить:
Менторство и другие способы получить умения. Помочь с частью работы. Упростить задачу
Действовать:
Обновить вид контроля. Больше ОСВыделить ресурсы
ТРУДНОСТИ С МОТИВАЦИЕЙ
Причины:
Демотиватор. Не соответствие обстоятельств потребности
На 1-1:
Выявить причину. Не «откупаться» деньгами/плюшками. Проявить эмпатию. «Что могло бы помочь?»
Предложить:
Коррекцию задачи или условий. Аргументы для «продажи» задачи и условий. План изменений на 3-6 мес. Исправить демотиватор
Действовать:
Обновить карьерный план / план развития. Пересмотреть распределение задач. Извиниться и исправить источник боли
ТРУДНОСТИ С ЭНЕРГИЕЙ
Причины:
Перерабатывает. Нет ценной ОС / смысла / эмоциональной поддержки коллег
На 1-1:
Что съедает энергию? Что могло бы давать энергию и не дает? «Что могло бы помочь?»
Предложить:
Пересмотреть структуру(!) нагрузки. Собрать ОС от других людей. Временно заменить изматывающую часть работы
Действовать:
Поделать что-то вместе. Пересмотреть распределение задач. Обеспечить регулярную качественную ОС и эмоциональную поддержку
СТРЕСС
Причины:
Перемены. Конфликт. Неудача
На 1-1:
Выявить триггер. Выявить, чего не хватает для ощущения благополучия. Поискать вместе, какие события могли бы выровнять ситуацию и принести облегчение
Предложить:
Договориться, как совместными усилиями создать необходимые события. Договориться, как совместными усилиями снизить влияние триггера
Действовать:
Перемены - дать то, что даст ощущение управляемости и безопасности
Конфликт - вовлечься на столько, на сколько уместно и поддержать (скорее всего поддержать надо обе стороны)
Неудача - помочь «переварить» в опыт и спланировать следующий успех
Как провести ревью по результатам работы (год\пол.года)
Прошлое-результаты:
Какие результаты?
Чем довольны / не довольны?
Что помогло / помешало?
Прошлое-развитие:
Какие уроки и выводы?
Чему научились, что теперь умеем?
Чему пока не научились, и что пока не умеем?
Будущее-результаты:
Какие цели / KPI / OKR ?
Какие ключевые промежуточные цели?
Будущее-развитие:
Чему стоит научиться/уметь?
К какому сроку?
Кто будет помогать в развитии?
Вопросы для базовой встречи 1:1
- (Что ты хотел бы обсудить?)
- Что было сделано тобой или твоей командой за прошлую неделю или спринт?
- Как продвигается проект в целом?
- Какие важные встречи ты провел за последнюю неделю/спринт и с кем?
- Какие важные решения были приняты за это время?
- Что у тебя получается особенно хорошо?
- С какими трудностями ты столкнулся в последнее время?
- Есть ли какие-то опасения или беспокойства относительно текущей работы/проектов?
- В чем необходима моя поддержка?
- Какие три основных действия, которые ты собираешься сделать после нашей встречи для того, чтобы продвинуть проект дальше?
- Какие вопросы есть ко мне?
- О чем я тебя не спросил, а стоило бы?
Какой вам нужен вид поддержки?
Для решения задачи / Достижения цели мы можем получить ресурс:
1.Инструкция, личный пример, корректировка и поддержка на каждом шагу
2.Примеры, шаблоны, подсказки, но делаешь сам, а в сложных моментах приходит эксперт и помогает
3.Поддержка эмоциональная (кто-то приободрит, успокоит, поможет поверить в себя) + можешь постоянно запрашивать и получить обратную связь + толерантность к ошибкам
4.Подумать об другого человека + Получить от другого человека вопрос, который поможет увидеть ситуацию под разными углами зрения.
Стили лидерства
Директивный - Делай как я сказал!
Кризис (иногда) Работа с проблемными сотрудниками
Харизматический - Иди за мной!
Реформа. Новое направление
Отеческий - Главное - люди!
Улаживание трений в команде. Поддержка людей в сложной ситуации
Демократичный - Я хочу услышать ваше мнение
Привлечение к участию в проекте. Мотивация звезд.
Эталонный - Делай как я!
Добиться амбициозных целей с высококвалифицированной и мотивированной командой.
Коучинговый - Что ты намерен делать?
Наделение автономностью. Профессиональное развитие людей. Повышение эффективности
Зачем развивать людей?
- Ваша карьера
- Интересные задачи
- Достижение целей
- Удовольствие от работы в команде
- Финансовый рост
- Силы и энергия сохраняются
Да и просто так - это интересно и вдохновляет
А что мы развиваем?
Компетентность - то, что человек может продемонстрировать при решении задач/проблем
Она состоит из:
- Умения = паттерны поведения + опыт их применения
- Эмоциональная готовность = мотивация + уверенность
- Грамотность = знания и насмотренность + принципы мышления
Управление развитием сотрудника
1 Определяемся с политикой развития людей
- Кого и как мы развиваем
- Кто готовится на роль преемника
- Как мы работаем по отношению к новичкам
- По отношению к кому стоит скорректировать стиль управления на развивающий?
- Какой именно стиль/подход?
- Какая цель
2. Создаем список задач по развитию
- Продумываем методы развития, сроки
- Создаем план-график развивающих мероприятий
- Корректируем его согласно плану проектных (рабочих) активностей
3-4 «ступеньки»: план движения к цели разбит на несколько шагов, каждый из которых имеет свою цель и итоговое задание
3. Создаем / «оживляем» индивидуальные планы развития (PDP)
- и проводим соответствующие встречи 1:1
- Определяем и прописываем: мотивация и цели сотрудника + договоренности о зонах ответственности
- Договариваемся следовать плану.
4. Мониторим, поддерживаем, организовываем, корректируем, выполняем и наслаждаемся ))
- Активности и методы на каждом этапе:Кто, что, как, когда
Менторство\ Наставничество
МЕНТОР:
- Оценивает уровень и берет на себя ответственность за развитие до необходимого уровня
- Помогает составить план развития (PDP\Roadmap) и подтверждает его релевантность
- Внедряет и поддерживает систему регулярных встреч по трансферу знаний и опыта и совместному решению задач
- Руководитель менти выступает «заказчиком», и Ментор перепроверяет, насколько план развития согласуется с целями проекта и личными целями менти
- Помогает интегрироваться в корпоративные процессы, если об этом есть договоренность
Как это работает?
1. ИПР
- Итоговое задание: как мы узнаем, что сотрудник развил компетенцию?
- Целевой портрет: Что должен уметь, знать, и какой должен приобрести опыт?
- Соответствие целям проекта
- Понятные шаги-ступеньки»
2. Развитие
- Развивающие задания
- Tell-Show-Do + Feedback
- Поддержка при выполнении и рефлексия
- Информационные ресурсы
3. Контроль
- Проверочные задания
- Решение проблем сообща с руководителем
- Корректировка плана
Коучинговый (развивающий) подход
Диалог, в котором мы помогаем человеку самому находить ответы, которые он раньше получил бы в готовом виде от руководителя.
Таким образом, мы регулярно создаем человеку опыт, где он сам принимает решения и сам несет ответственность за их реализацию.
При этом мы не даем оценку его ответам, чтобы он не пробовал «угадывать», что мы хотим услышать. Но мы можем попросить его учесть что-то еще, когда видим пробелы в его решении.
После чего мы оставляем человека реализовывать самостоятельно то, до чего он дошел своим умом. Это хорошо работает в плане развития мышления и ответственности. Особенно, если вы готовы подстраховать в трудные моменты, чтобы человек «не утонул», но извлек опыт.
Суть: повышение осознанности (+ самоосознания) и ответственности сотрудников
Требует: гораздо более оптимистичного взгляда на скрытые в каждом человеке способности («В человеке следует видеть будущие возможности, а не прежние результаты») и определенной внутренней позиции (коуч-позиция):
- - человек сам несет ответственность за свой выбор и свой путь, это важно уважать
- - не даем советов и исходим из тотального «управленческого слабоумия» (осознанно выбранной позиции незнания)
- - верим, что человек уже обладает всеми внутренними и внешними ресурсами, чтобы наилучшим образом достичь своих целей
Направление: повышение уверенности сотрудников и их способности «опереться» на себя
Применять если человек:
- - тянет с принятием решения в своей зоне ответственности
- - созрел сам себе давать фидбек, корректировать себя в точках контроля
- - перекладывает трудность в своей зоне ответственности на вас
- - стоит перед значимыми решениями, которые за него никто не должен принимать
Модель GROW
Goal - Reality - Options - Will
Цель - Реальность - Возможности - Воля к действию
Goal
- Какой результат ты хочешь получить?
- Как бы ты описал цель в формате SMART
- В какой момент по каким индикаторам ты поймёшь, что цель достигнута.
- Ради чего тебе эта цель?
Reality
- Расскажи в какой точке развития ты сейчас находишься. Что уже произошло, что у тебя уже есть и чего ещё нет?
- Что ты уже попробовал, как оно сработало?
Options
- Какие способы достичь цели ещё существуют? (Если не знает - размышлять вслух)
- Между чем и чем ты сейчас выбираешь?
- Если ты выберешь вариант А, чего тебе это будет стоить? Что тебе это даст по итогу, какой конечный выигрыш? (Вариант Б, С..)
- Чего тебе ещё не хватает чтобы достичь цели. Как\где это получить?
Will
- С чего бы ты начал движение к цели сейчас?
- Какие шаги ты тогда выбираешь предпренять?