Бюджетные перспективы.

Jan 07, 2014 01:56



Бывший премьер Вано Мерабишвили опубликовал в социальной сети статус, посвящённый бюджетным перспективам 2014-го года.

«Ниже я постараюсь рассмотреть бюджетные перспективы правительства на 2014 год в сравнении с 2013-м годом. Какие начальные позиции были у «правительства мечты» в 2013-м году?

1. Финансовая «подушка» примерно в 2 миллиарда.
Более подробно:

- 330 миллионов остатка (лишних денег) в казне;
- 500 млн для выплаты внешнего долга;
- 300 млн на счету международной газовой корпорации, в том числе остатки полученного корпорацией кредита и гарантированный доход от деятельности;
- 300 млн в различных региональных и инфраструктурных фондах и проектах;
- 200 млн в партнёрском фонде, в котором были гарантированные дивиденды железной дороги (кредиты, взятые железной дорогой покрывали затраты на её реконструкцию и неформально освобождали дивиденды для бюджета, в этом случае для партнёрского фонда) и др.
2. 350 - 400 млн суммарных финансовых активов в которые входит часть старых кредитов, размещённых на депозитах, а также суммы расходов, размещённые на счетах проектов Кахети, Цхалтубо, Батуми, Лазики, Намахвани, 12 малых ГЭС и других менее масштабных проектов.
3. Большие надежды на то, что Иванишвили в кратчайший срок привлечёт серьёзные зарубежные инвестиции. То, что «6-ти миллиардный фонд» не будет создан, раньше всех понял Хадури. Хотя даже самые большие скептики надеялись на то, что Иванишвили своим личным миллиардом «поможет» правительству и экономике.
4. Приятное удивление, что правительство смогло «с лёгкостью» выполнить бюджет 2012-го года.
Вышеперечисленные причины дали правительству возможность принять множество непродуманных и смелых решений.
Какие шаги предприняло правительство?
Начало политику «удешевления». То, что уменьшения тарифов вдвое было полной утопией ясно было всем. Поэтому было решено хотя бы символически удешевить стоимость тарифов на электроэнергию и газ.

Незначительное уменьшение тарифов для населения катастрофически подействовало на энергетику. И всё же что такого произошло? К чему могло привести такое незначительное изменение?

Ввиду того, что доля, отчисляемая «в карман правительства» из экономики (так же, как и из других отраслей), оказалась ложью, уменьшение было осуществлено только за счёт бюджета, в частности:
полностью были освобождены от обязательств дистрибуционные компании, в результате чего они только в 2013-м году приостановили 200 млн. обязательных и 150 млн. предположительных инвестиций. Этого оказалось недостаточно, и для возмещения ущерба «Энергопро» и частично «Теласи» была передана большая часть ресурса избыточного тока с Ингури ГЭС. Разумеется, за счёт государства.
Что же касается незначительного удешевления газа с 50 до 45 тетри, то это изменение сделало неиспользуемыми 200 млн. из 300 млн. правительственных ресурсов, числящихся на счету газовой корпорации.
Отрицательные последствия этого непродуманного решения будут проявляться и в 2014-м году. Мы в этом году не сможем получить 300 млн. гарантированных с позиции 2012-го года инвестиций. Бюджет также недосчитается определённого дохода, что будет вызвано уменьшением тарифов.
Последствия этого необдуманного решения ощутит уже в январе 2014-го года каждый владелец автомобиля в Грузии, который в качестве топлива для автомашины использует газ. Для сбалансирования расходов корпорации придётся резко повысить цену продаваемого газа и в ближайшее время стоимость кубометра газа на газозаправочных станциях возрастёт с 1 - 1.05 лари до 1.20 - 1.25 лари.
Выполнение бюджета 2012-го года внушило правительству тщетные надежды. Новое правительство не учло одного. Предшествующее правительство традиционно составляло пессимистический бюджет. В результате в последние годы бюджет, как правило, выполнялся с превышением в 300 - 400 млн.
Всё-таки самым большим разочарованием нового правительства было то, что не появилось ни одного тетри из иванишвилевских мечтательных «6-ти миллиардов». Следует отметить, что до сих пор не определены планы нескольких формальных «инвестиционных фондов».
Не буду далее перечислять другие большие и малые ошибки, которые были связаны с непонятной и часто меняющейся позицией правительства.
В результате:
- у правительства не осталось практически ничего из активов, перечисленных в начале;
- бюджетный дефицит составил минимум 850 млн лари;
- остаток в 300 млн, имевшийся в казне, приблизился к 200 млн;
- вырос расход по обслуживанию внешнего долга;
- вместо получения лишних денег газовая корпорация вынуждена будет для сохранения баланса увеличить цену реализуемого газа;
- из-за невыполнения бюджета опустошены региональные фонды;
- из-за незапланированного катастрофического уменьшения грузооборота на железной дороге испарились вероятные дивиденды, и соответственно исчез главный финансовый источник партнёрского фонда.
В результате страна, которая встречала 2013-й год с 2-х миллиардной финансовой «подушкой», встречает 2014-й год в лучшем случае с 200 - 300 миллионным общим резервом. Отметим, что вместе с тем в будущем году правительство должно будет вернуть налоговые сборы с не облагаемых налогом доходов, что составит ещё 150 - 200 млн.
Хотя это ещё не катастрофа. Правительство за 2013-й год набрало на своих ошибках большой опыт. Правильные выводы из этого опыта могут спасти страну от настоящей катастрофы. Если уменьшится падение экономики и доходов, то я сочту, что это будет большая победа этого правительства.» - пишет в ФБ Вано Мерабишвили.

Оригинал на грузинском: http://newposts.ge/?l=G&id=27647

Перевод: Владимир Паверман

Северный Жирный Белый Лис, Советская Грузия, Мудаки во власти, Грузия

Previous post Next post
Up