Изобразительное искусство СССР. Лениниана, часть I

Jul 25, 2017 17:17

Оригинал взят у kykolnik в Изобразительное искусство СССР. Лениниана, часть I
С перфекционизмом, как и обещала, почти договорилась. Мужайтесь :)
И да, цели собрать абсолютно все изображения не преследовалось

Часть первая, с 1917 по 1940-й годыЛениниана - пример сотворенного мифа в искусстве. Черты мифологизации были еще очень тесно связаны с конкретным переживаемым моментом. История канонического же образа Ленина в советском изобразительном искусстве восходит к концу 20-х годов, когда начинается организованное и целенаправленное формирование «культа личности». Первоначально именно на нем отрабатывается сама «культовая» модель «большого стиля» - и лишь впоследствии в этой модели Ленина заменяет Сталин.



1918 Фешин Николай Иванович (1881-1955) «Портрет В.И.Ленина»

Одним из первых в этом жанре был Бродский. Из дневника Корнея Чуковского, 1926 год:
«Ах, как пышно он живёт и как нудно! Уже в прихожей висят у него портреты и портретики Ленина, сфабрикованные им по разным ценам, а в столовой, которая и служит ему мастерской, некуда деваться от расстрела коммунистов в Баку... Сам Бродский очень мил. Чтобы покупать картины, чтобы жить безбедно и пышно, приходится делать расстрелы и фабриковать Ленина, Ленина, Ленина. Здесь опять-таки мещанин, защищая своё право на мещанскую жизнь, прикрывается чуждой ему психологией...
И я вспомнил того стройного изящного молодого художника, у которого тоже когда-то была своя неподражаемая музыка в портретах, в декоративных панно Его талант ушёл от него вместе с тонкой талией, бледным цветом лица...»



1919 Бродский Исаак Израилевич (1884-1939) «Ленин и манифестация»




В.И. Ленин на III конгрессе Коминтерна, справа И.И. Бродский



1924 Бродский Исаак Израилевич (1884-1939) «В. И. Ленин на фоне Кремля»

Не пропадало ничего, ни один эскиз, ни один набросок... :)



1924 Бродский Исаак Израилевич (1884-1939) «В. И. Ленин на Красной площади»



1925 Бродский Исаак Израилевич (1884-1939) «В. И. Ленин на фоне Смольного»



1925 Бродский Исаак Израилевич (1884-1939) «В. И. Ленин на фоне Смольного»




1927 Бродский Исаак Израилевич (1884-1939) «В. И. Ленин на фоне Волховстроя»
1927 Бродский Исаак Израилевич (1884-1939) «В.И.Ленин»



Бродский рядом с картиной «В.И.Ленин на Волховстрое»



1922 Андреев Николай Андреевич (1873-1932) «В.И.Ленин»



1923 Гринман Илья (Элиаш) Абрамович (Аврумович) (1875-1944) «В.И.Ленин»



1927 Парамонов Александр Никитич (1874-1949) «Ленин на охоте»



1927 Пчелин Владимир Николаевич (1869-1941) «Покушение на Ленина»



1927 Соколов Михаил Ксенофонтович (1885-1947) «Ленин в Смольном в Октябрьские дни 1917 года»



1927 Юон Константин Федорович (1875-1958) «Первое появление В.И. Ленина на заседании Петросовета в Смольном 25 октября 1917 года»
ранний вариант, ещё без «рябого»



1934 Юон Константин Федорович (1875-1958) «Первое появление В.И. Ленина на заседании Петросовета в Смольном 25 октября 1917 года»



1927-1933 Грабарь Игорь Эммануилович (1871-1960) «В. И. Ленин у прямого провода»



1929 Бродский Исаак Израилевич (1884-1939) «Выступление В.И.Ленина на митинге рабочих Путиловского завода в мае 1917 года»
Изменения, связанные как с созданием этой модели, так и с последующим замещением легко прослеживаются в смене двух главных иконографических образцов ленинианы в 30-е годы. Первоначальную модель образа «вождя» в эстетике «большого стиля» создает Александр Герасимов в картине «Ленин на трибуне» (1930), где Ленин вдохновенно и пророчески вещает с высоты, как бы паря над толпой.



1929-1930 Герасимов Александр Михайлович (1881-1963) «В. И. Ленин на трибуне»



1920-е Уфимцев Виктор Иванович (1899-1964) «В.И. Ленин» коллаж



1930 Лабас Александр Аркадьевич (1900-1983) «Приезд Ленина в Петроград» из серии «Октябрь»
Однако этот образ Ленина как «вождя» постепенно исчезает, сменяясь (особенно в послевоенные годы) целым рядом других - восходящих к другому иконографическому источнику конца 20-х - начала 30-х годов. Этим источником является картина Исаака Бродского «Ленин в Смольном» (1930), где Ленин скромно сидит и пишет что-то на клочке бумаги. Именно она, по-видимому, послужила образцом для создания канонического образа Ленина в живописи поздней сталинской эпохи.



1930 Бродский Исаак Израилевич (1884-1939) «В.И. Ленин в Смольном»

Нет, это две разные картины, ведь как мы помним, производство было безотходным :)



1930 Бродский Исаак Израилевич (1884-1939) «Владимир Ильич Ленин в Смольном»



1933 Бродский Исаак Израилевич (1884-1939) «В. И. Ленин на трибуне 1 мая 1920 года»



1933 Пчелин Владимир Николаевич (1869-1941) «Историческое решение о вооруженном восстании на заседании ЦК РСДРП (б) 23 (10) октября 1917 года»



1934 Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (1878-1939) «Портрет В.И.Ленина»



1934 Сокольский Николай Михайлович (1900-1970) «Портрет Ленина»



1935-1936 Герасимов Сергей Васильевич (1885-1964) «В.И.Ленин на II съезде Советов среди крестьян-делегатов»



1938 Дейнека Александр Александрович (1899-1969) «В. И. Ленин на прогулке с детьми»

Ленин недолго оставался главным персонажем. Вот «первая ласточка»:



1938 Сварог Василий Семёнович (1883-1946) «В. И. Ленин и И. В. Сталин в Горках в 1923 году».



1939 Финогенов Константин Иванович (1902-1989) «Ленин на испытании электроплуга Фаулера в октябре 1921 года»

И снова «двойной портрет». Пока скромно, за плечом товарища по партии :)



1940 Владимирский Борис Еремеевич (Иеремеевич) (1878-1950) «В.И.Ленин и И.В.Сталин в Смольном»



1940-е Васильев Пётр Васильевич (1899-1975) «В. И. Ленин и И. В. Сталин за беседой»



1940-е Васильев Пётр Васильевич (1899-1975) «В.И.. Ленин, И.В. Сталин и Ф.Э. Дзержинский. 1918 год»

продолжение следует...








Искусство, Ленин, СССР

Previous post Next post
Up