Цели Революция и Женщина - Комментарий к Фильму "Девять дней одного года"

Jul 22, 2017 19:47

Примерно за двадцать часов до написания этого поста ваш покорный слуга посмотрел фильм Михаила Ильича Ромма "Девять дней одного года". Удивительно, но фильм мне очень понравился. Впрочем я здесь не хочу перечислять все мыслимы (и не мыслимые) достоинства (и недостатки) данной киноленты. Я хочу выразить свои мысли по поводу одной существенной детали...


Образу главной героини - Лёли, прекрасно сыгранной Татьяной Лавровой. Речь идёт о борьбе за освобождение женщины.
Многие наверное сильно удивиться тому что меня это волнует, в связи с чем объясню мою мотивацию. Для меня (человека родившегося в конце 90-х) этот фильм (как и прочие художественные произведение примерно того-же (и не только) времени) являются своего рода "артефактами", которые могут рассказать мне об эпохе в который были созданы. Я исхожу из того что художнику сложно творить не опираясь на действительность, да и сам замысел фильма предполагает что речь буде идти о людях, которые могут существовать.
Какое значение имеет для социализма имеет освобождение женщины? Инесса Арманд, первый лидер женского комитета русской революции 1917 года, сделала следующее наблюдение: «Если освобождение женщин немыслимо без коммунизма, то коммунизм немыслим без освобождения женщин». Это заявление является идеальным отражением взаимосвязи между борьбой за социализм и освобождение женщин - одно невозможно без другого. В 20-е годы Россия оказалась в авангарде мировой революционной борьбы, и в это самое время великая революционерка Александра Коллонтай, сформулировала концепцию "Новой Женщины". Она писала прежде всего о следующих качествах:
1) Побеждать свои эмоции и выработать внутреннюю самодисциплину.
2) Проявлять уважение к свободам и чувствам других. «Требуя уважения свободы чувства для себя, они научаются допускать эту свободу и для другого».
3) Новая женщина «желает и ищет бережного отношения к своей личности, к своей душе. Деспотизма она не выносит».
4) Новая женщина - самостоятельная личность. «Современная, новая женщина не только не боится самостоятельности, но и научается ею дорожить по мере того, как интересы её все шире и шире выходят за пределы семьи, дома, любви.»
5) Любовные переживания для новой женщины второстепенны.
6) Новая женщина не скрывает своей сексуальности, она против «двойной морали» в отношении с мужчиной.
Поскольку она не центральный персонаж, и вообще этот фильм о другом то я здесь не смог проверить все пункты, но тем не менее на центральные вопросы можно ответить.
Может ли Лёля "победить" свои чувства? Нет, закадровый голос Лавровой предаёт в том числе и тяжёлые душевные метания. В частности она часта корит себя за то, что является "плохой женой", то бишь плохой домохозяйкой (несвободна от непроизводственного труда... впрочем так можно докатиться до упрёка в том что Хрущёв не построил вместо "Хрущёвок" (каламбур) Дома-Коммуны). Уж конечно любовь играет для неё слишком большое значение. Увы, но это не новая женщина.
С чем это связано? Думаю дело в специфической общественной среде героини, ведь можно найти и более прогрессивные образы...


Тем не менее это заставляет задуматься....

Феминизм, Артефакт, #Коллонтай_Негодует, Женщины, СССР

Previous post Next post
Up