Страсти по фантастике - Часть 1: История и смысл фантастики.

Sep 15, 2018 00:58

Относительно недавно (ну как недавно - месяц и ещё несколько дней назад) достаточно известный блогер blau_kraehe попыталась ответить на вопрос " Что такое научная фантастика?", выдвинув тезис о том что "это то, что заменило нам философию". И должен сказать этот ответ не устроил меня. Во-первых сие подходит для достаточно узкого круга произведений. Во-вторых оно не учитывает то место, какое сей жанр занимает в современной (и не только современной) литературе. Подумав я решил написать что я сам думаю по этому поводу. Конечно этот не равноценный - я не писатель со стажем (5 коротких рассказиков), и не преуспевающий блогер, но я всё-таки попробую высказаться.
Сразу скажу - здесь я буду говорить и о фантастике в широком смысле, и о научной фантастике как таковой.

И так для начала - что означает слово "фанстастика"? Φανταστική в переводе с эллинского означает "фантазия, искусство воображение" - то есть фантастика это нечто описывающее наши фантазии. А НФ должна подвести под эти фантазии некие научные обоснования... Однако сразу стоит заметить что в английском языке НФ называется "Science Fiction", и fiction обозначает не фантастику, а художественную литературу в принципе, беллетристику. Также во второй половине XIX века в ходу был термин "Scientific romance" - прошу вас запомнить этот момент.

Так когда же появилась фантастика? Фантастический элемент присутствовал в творчестве многих народов однако их нельзя считать "fiction" - художественным вымыслом. Первые беллетристические произведения содержащие о чудесах были созданы грекоязычными авторами в III веке до н.э. Это были приключенческие произведения, часто с авантюрными или романтическими элементами, обычно фантазия на тему походов Александра Великого, приключения друзей попавших в фантастические земли, или путешествия героя в поисках возлюбленной. Подобная традиция развивается в средневековой "романской литературе" (romance), описывающей подвиги и любовные похождения благородных рыцарей, а также в пародоксографии (жанр сочинений о чудесных и необыкновенных вещах - об удивительных предметах и явлениях природы, животных и растениях, сооружениях, обычаях дальних народов).

Собственно в таком ключе фантастика и развивалась долгое время. И тут следует всё-таки пояснить. Дело в том что до конца XIX века литературы делили на романы (romance) и новеллы (novels). Если новелла имеет дидактический характер и описывает достаточно обыденную жизнь, то роман тогда считался "сочинением о необыкновенном" (только позднее romance станет литературой о любви). И тут можно говорить о тождественности понятий "romance" и фантастика... если бы не Гораций Уолпол. Своим, в сущности неказистым "Замком Отранто", он привнёс в роман элемент новеллы, потребовав правдоподобной реакции на "чудесное" (в данном случае на призраков, великанов, и всяческие знамения). Период романтизма позволил подняться фантастике подняться на новый уровень, но подлинно научной фантастики ещё не появилось.

Настоящий sci-fi появился благодаря стараниям французского писателя Жюля Верна. Он первый начал выводить свои чудеса из научных (или наукообразных концепций). Его творчество развивалось под влиянием жанра путевых очерков и авантюристской прозы. Свою цель он видел в распространении научных знаний о мире. Однако он во многом был верен неоромантическому течению - его герои авантюристы движимые жаждой приключений. Иными словами это прежде всего приключенческая литература.

Во многом философское осмысление мира было характерно для позднего творчества Герберта Уэлсса, но тут мы сталкиваемся с тем, что до 60-х годов значительная часть фантастики существовала в виде космоопер, pulp fiction, и "planetary romance". Один из самых известных научно-фантастических циклов первой половины прошлого века является цикл о Джоне Картере - буквально попаданце на другую планету, который спасает местную принцессу. То же самое можно сказать и советской НФ - романы 20-х вращались вокруг межпланетных революций (даже Аэлита во многом представляет собой типичный для того времени роман - с прекрасной принцессой, конспирологией на тему наследия атлантов, и попыткой устроить на Марсе революцию), а советская литература 50-х по сути типична для "золотого века" - детализированные технические описания вперемешку со шпионскими сюжетами, а позднее - космический бум.

Ситуация несколько изменилась после 1961 года - формирование "новой волны". Для западных авторов характерны тексты посвящённые социальным и гуманитарным проблемам. Часто поставлены под сомнения ценность технического прогресса и всесилие разума. Однако в начале 70-х годов традиционная НФ вновь начала обретать популярность... вплоть до того что мы живём в мире сорокалетнего культа "Звёздных Войн".

И так что же по моему мнению фантастика (это относиться и к НФ)? В чём её смысл? На мой взгляд фантастика... повествование носящее прежде всего развлекательный характер. Прежде всего фантаст должен показать читателю необычайное, и уже потом (если ему достаёт таланта) там можно раскрыть актуальные проблемы. На самом деле это достаточно типичная ситуация. Многие "массовые" жанры начали с малого, но удивляли неожиданными образцами. В этом смысле "Пикник на Обочине" столь же внезапен, как и "Крёстный отец" для "кинца про бандитов".

Фэнтези, Искусство, Литература, Кино, Фантастика

Previous post Next post
Up