В
работе Юрия Константиновича Кузьменко интересно изложена проблема названия и самоназвания древних германцев. Как известно, греч. γερμάνοι или лат. germani - это собирательные термины, употребляемые античными авторами. Сами германцы так себя не называли. Римляне и греки заимствовали это слово у кельтов, которые в свою очередь употребляли его в значении ‘близкие’, ‘соседи’. Сравн. с др.-ирл. gair ‘краткость, близость’, garit ‘близкий’, gerr ‘краткость (о времени)’.
Вместе с тем у германцев всё же было слово, которое может претендовать на статус их самоназвания или всеобщего этнонима. Это слово «свебы» (Suebi/Suevi, Σουηβοι). У античных авторов они фигурируют как единственное крупное племенное объединение, с которым римляне столкнулись в ходе первых контактов с германцами. К тому же, как пишет Кузьменко, следы этого этнонима «сохранились в разной форме и с разным значением во всех германских языках». Слово «свебы», видимо, имеет германское происхождение: его этимологию Кузьменко возводит к «свои» (*svēbōz/*svēōz). Античные авторы описываю свебов как наиболее многочисленную и воинственную группу племен, населявшую бóльшую часть Германии за Рейном вплоть до Балтийского моря. «Причем название свебы в отличие от названия германцы Тацит относит к истинным и древним названиям “vera et antiqua nomina” (Germ. 2)».
Для свебов были характерны некоторые черты, которые встречаются и у других германцев, не-свебов: прическа «свебский узел», которую можно было встретить в Норвегии еще в XIX в., общегерманский язык. Кроме того, Кузьменко считает, что обозначение Балтийского моря некоторыми античными авторами как Mare Suebicum (Тацит), а другими - как Germanicum mare (Иордан) указывает на тождество понятий свебский и германский.
Опираясь на приведенные выше построения, автор излагает общую схему происхождения термина «германцы». Германский/свебский этнос сформировался в районе Балтийского моря и сохранял свое единство по крайнем мере до второй половины I тыс. до н. э. Этноним «свебы» (т. е. «свои») сформировался в результате контактов с «чужими» этносами: саамами и прибалтийскими финнами, айстами (балтийцами), венетами (италийцами). В середине I тыс. до н. э. в результате контактов с кельтами, а затем и Римом пограничные германские племена (неметы, убии, трибоки, тунгры) начинают перенимать чужую культуру и обычаи. Эти племена кельты называли германцами, т. е. соседями, а римляне, заимствовав это слово у кельтов, распространили его на все германские племена, уже переставшие к этому времени быть единым этносом. В то же время наиболее отдаленные от Рима, живущие за Рейном племена германцев сохранили в этот период свое исконное имя (свебы, свеи, свионы).