Ознакомился с книгой польского исследователя Михала Хлипалы “Военное дело Киликийского армянского королевства в эпоху крестовых походов”: Chlipała M. Wojskowość królestwa Armenii cylicyjskiej w czasach wypraw krzyżowych. Zabrze; Tarnowskie Góry, 2013. 128 s. (Szlakiem krucjat, III).
Книга состоит из введения (оно занимает две страницы и помещено в книгу чисто для приличия) и трёх разделов. В первом рассматривается военно-политическая история Киликии в XI-XIV вв. Во втором разделе приведён краткий анализ военного дела Византии, франков, “исламского мира” и монголов. Автор обосновывает наличие этого раздела тем, что армяне имели постоянные контакты с этими народами и могли заимствовать у них военные практики. Третий раздел посвящён рассмотрению военного дела собственно Киликии. Его структура такова: общие замечания; структура общества и её влияние на военную организацию; наёмные войска; структура киликийской армии; рыцарские ордены на территории Киликии; краткий очерк военных действий; внешний вид армянских воинов; parvum passagium; заключение.
Сама по себе попытка написать такое исследование весьма похвальна, поскольку на сегодняшний день работ, посвящённых военному делу Киликийском Армении, немного. Лично мне известна только диссертация Марии Романовой “La défense de l’État arménien de Cilicie (1073-1375)”, защищённая в конце 2014 г. в Университете Монпелье 3. (
Кое-что из неё есть в сети.) Вот правда качество исполнения работы польского историка заставляет желать лучшего. Автор использует крайне ограниченный круг источников. (Заявление о том, что изданный в XIX в. "Recueil des historiens des croisade" всё ещё остаётся "неоценимым собранием [источников]", я оставляю целиком на совести автора.) В основном это армянские хроники, переведённые на европейские языки; эпизодически - переводы мусульманских авторов (Усама, Ибн аль-Асир). Франкские, греческие и сирийские источники не использованы им вовсе. Также автор очень мало привлекает для анализа армянские миниатюры и совсем не привлекает данные сфрагистики и нумизматики.
Есть серьёзные пробелы и в историографии: не использованы работы Ж. Дедеяна, К. Мутафяна, А.-М. Шевалье, Р. Эдвардса, Х. Хелленкемпера, армяноязычных историков (например, монография Л. Тер-Петросяна) и др. В библиографическом списке всего 67 позиций, из которых значительную часть составляют журналы из серии “Osprey”.
Очень часто анализ собственно киликийских реалий заменяется анализом фактов из истории графства Эдесского или армянских княжеств Приевфратья. На мой взгляд, не совсем оправдано наличие в исследовании второго раздела. Учитывая, что он целиком и полностью построен на историографических работах, а не на анализе источников, можно было бы без ущерба убрать его, а сходства/различия в военном деле армян с прочими народами Заморья отразить в примечаниях к третьему разделу. В целом же книга является научно-популярной работой, хотя и претендует на статус научного исследования.
Чтобы чуть подсластить пилюлю, в заключение отмечу, что в Польше ситуация с изучением истории крестовых походов (даже если не брать в расчёт Северные крестовые походы и историю Тевтонского ордена) и с медиевистикой в целом не в пример лучше, чем у нас (т. е. в Беларуси). Та же серия “
Szlakiem krucjat”, в которой издана книга Михала Хлипалы, произвела на меня своей задумкой самое положительное впечатление.