По наводке ув.
thor_2006 ознакомился со статьёй британского проф. Терри Иглтона "
Медленная смерть университета". Основная мысль, которую автор стремится донести до читателя, следующая. Сегодня в развитых странах господствует экономика знаний, при которой наука и высшая школа стремительно коммерциализируются. С точки зрения государства полезно и достойно финансирования только то, что приносит выгоду. Поэтому основной объем государственных грантов вливается в исследования по естественным наукам. Гуманитарные дисциплины финансируются по остаточному принципу, а сами объёмы их финансирования сокращаются. Гуманитарные университеты, посаженный «на скудный финансовый паёк».
Приведу цитату из Иглтона: «По мере того, как преподаватели становятся менеджерами, студенты превращаются в потребителей. Университеты ставят друг другу подножки, пытаясь сохранить средства в бесстыдной борьбе. Как только студенты оказываются в их руках, вузы начинают давить на преподавателей, чтобы те не ставили плохих оценок, ведь это риск потерять деньги. Общая идея состоит в том, что провал студента - это вина педагога, точно так же как в больницах ответственность за смерть пациента возлагают на медицинский персонал. Одним из результатов этой погони за студенческими кошельками стало увеличение количества курсов, разработанных с учётом того, что модно сегодня у 20-летних. В моей дисциплине, английской филологии, модны вампиры, а не поэты викторианской эпохи, сексуальность, а не Шелли, фанатские журналы, а не Фуко, современный мир, а не средневековье. Вот сколь сильно стало влияние глубинных политических и экономических сил на составление учебных планов».
Интереса ради я иногда заглядываю в разные государственные стратегии и программы по науке и технологиям, принятые в развитых странах. Наука в них давно перестала быть самоцелью (а ведь именно так делаются наиболее выдающиеся открытия!). Теперь она должна повышать добавленную стоимость продукции, ускорять экономический рост и способствовать достижению глобальной конкурентоспособности. Если в этих документах и упоминаются гуманитарные науки, то только как «средство удовлетворения нужд конечного пользователя».
В общем, печально это все...