Кризис престолонаследия 1118 г. в Иерусалимском королевстве

Feb 25, 2015 12:40

Год назад с ув. monfore обсуждали в комментариях к моему посту смерть Бодуэна I и приход к власти в Иерусалиме Бодуэна де Бурка. Только сейчас дошли руки собрать относительно небольшую заметку по теме, которую помещаю ниже.


К 1118 г. королю Бодуэну I (1100-1118) было не менее 46 лет, но, несмотря на три предыдущих брака, он был бездетен и, соответственно, не имел прямых наследников. Во время похода на Египет король умер от болезни в местечке эль-Ариш (2 апреля 1118 г.). Тело его было доставлено в Иерусалим и погребено 7 апреля. После этого в королевстве остро встал вопрос о престолонаследии. Умирая, Боудэн I определил следующий порядок наследования. Первоочередным наследником был назначен его старший брат Эсташ III (ум. 1125), граф Булонский, который вернулся в Европу после окончания первого крестового похода. В случае его отказа наследовать престол должен был другой родственник (скорее всего, троюродный брат) короля, граф Эдессы Бодуэн де Бурк (ум. 1131).

Однако споры о наследнике начались уже в день похорон. Мнения собрашейся на совет знати и высшего духовенства разделилось: «легитимисты» поддержали Эсташа, тогда как «прагматики» требовали передать корону Бодуэну де Бурку. Кандидатуру Бодуэна поддержали самые видные люди королевства: патриарх Иерусалимский Арнульф (1099, 1112-1118) и князь Галилеи Жослен де Куртене (1113-1119). Основные их аргументы сводились к тому, что, несмотря на последнюю волю короля, Эсташ гораздо менее удачная кандидатура на королевский престол, нежели Бодуэн. Эсташ был далеко в Европе, и никто не мог поручиться, что он примет он предложение короны. Напротив, в тот момент Бодуэн как раз находился в Иерусалиме, куда приехал для празднования Пасхи. (Вполне возможно, что это совпадение было воспринято франками как результат божественного вмешательства.) Эсташ не имел законных наследников мужского пола, а учитывая его возраст (около 60 лет), перспектива их появления была крайне мала. Не было сыновей и у Бодуэна де Бурка, но он был моложе Эсташа, был плодовит (к 1118 г. имел трех дочерей) и вполне мог в будущем произвести на свет сына. В целом кандидатура Эсташа была неудачной: даже в случае его согласия вопрос о престолонаследии не был бы окончательно решен, а лишь отодвинут на некоторое время.

(Принимая во внимание эти соображения, Х. Майер высказывает интересную мысль. Умирая, Бодуэна I находился в сложной ситуации. Он не мог не назначить своим преемником Эсташа, иначе бы это было нарушение порядка наследования, проявление неуважения к династии и оскорблением ее клиентов и вассалов. Кроме того, после смерти Эсташа вопрос о престолонаследовании встал бы вновь, и корона вполне могла уйти из рук лотарингской династии. Бодуэн нашел достойный выход из этой запутанной ситуации. Он назначил первым наследником Эсташа, но, предполагая, что тот откажется от короны, назначил вторым в очереди Бодуэна де Бурка, который в сложившихся обстоятельствах был наиболее подходящей кандидатурой.)

В итоге победила точка зрения легитимистов, и Бодуэн де Бурк был избран королем и помазан на царство на Пасху (14 апреля) под именем Бодуэн II. Вместе с тем, согласно Гийому Тирскому, к Эсташу всже же была направлено посольство с предложение короны. Это посольство было снаряжено довольно быстро, поскольку Бодуэн де Бурк был помазан на царство уже через неделю после похорон Бодуэна I. Можно предположить, что либо посольство было отправлено почти сразу после смерти Бодуэна Булонского, либо в спорах по вопросу наследования первоначально победили легимисты, которым и принадлежала инициатива его отправки. Вероятно, главные сторонники избрания Эсташа и были посланниками. В этом случае именно после их ухода и разгорелись новые споры о кандидатуре, в результате которых короле был избран Бодуэна де Бурк. В пользу этого говорит и следующий факт. Как известно, посланцы прибыли к Эсташу и убедили его принять предложение короны. На обратном пути в Иерусалим, в Апулии, они узнали об избрании Бодуэна и были чрезвычайно возмущены этим. Они убеждали Эсташа идти дальше и заявить о своих правах, т.к. считали произошедшее нарушением «древнейшего закона наследования». Но тут отказался сам Эсташ, не желавший начинать гражданскую войну в королевстве: помазание уже было совершено, оно имело сакральный характер, и Бодуэн не мог отказаться от королевского титула.



Другими словами, посланцы покидали Иерусалим в твердой уверенности, что между ними и «прагматиками» достигнут некий компромисс, и в их отсутствии по вопросу о престолонаследовании не будет принято никаких новых решений. Соответственно, мы можем заключить, что совет проходил в два этапа: 1) на Вербное воскресенье с участие легитимистов; 2) за несколько дней до Пасхи после ухода посольства. Именно на втором из них и была принята кандидатура Бодуэна де Бурка.

Интересно, что Бодуэн был коронован гораздо позже, 25 декабря 1119 г. в Вифлееме, после возвращения из Антиохийской кампании. Чем объясняется эта задержка? Мы знаем причину, по которой кандидатура Бодуэна де Бурка была поддержана Жосленом де Куртене (в награду Жослен получил в августе 1119 г. феод графство Эдесское, которым правил до смерти в 1131 г.), но не знаем, почему это сделал патриарх Арнульф. Интересную гипотезу на этот счет выдвигает Х. Майер. Известно, что впоследствии Бодуэн II отказался от контроля за церковными доходами и, в частности, десятиной. По всей видимости, это и было условием, на котором Арнульф поддержал его кандидатуру. Патриарх поступил достаточно мудро: он легитимизировал власть королевскую Бодуэна посредством помазания, но вместе с тем отложил проведение коронации до тех пор, пока Бодуэн не выполнит свои обещания. Сама по себе задержка коронации не была чем-то сверх исключительным, однако ее нельзя было оттягивать слишком долго, поскольку у поданных могли возникнуть вполне закономерные вопросы, почему их монарх не носит корону. Вскоре Арнульф умер, что также оттянуло проведение коронации. К этому добавилась нестабильная военно-политическая обстановка в королевстве: разгром Антиохийских войск в битве на Кровавом поле, вынужденный отъезд короля в Антиохию, поход в долину Иордана. Лишь к концу 1119 г., когда дела несколько успокоились, Бодуэн и новый патриарх Гормон (1118-1128) сумели, наконец, решить этот вопрос: 25 декабря 1119 г. в Вифлееме состоялась коронация Бодуэна и его супруги, а уже в январе 1120 г. на соборе в Наблусе Бодуэн отказался контроля над церковными доходами со стороны королевской власти.

Основные работы по теме: H. E. Mayer, “La mort et la succession de Baudouin Ier”, Mélanges sur l’histoire du royaume latin de Jérusalem (Paris, 1984), pp. 73-91; A. V. Murray, “Dynastic Continuity or Dynastic Change? The Accession of Baldwin II and the Nobility of the Kingdom of Jerusalem”, Medieval Prosopography, No. 13 (1992), pp. 1-27. О коронации в Иерусалимском королевстве см.: H. E. Mayer, “Das Pontifikale von Tyrus und die Krönung der Lateinischen Könige von Jerusalem: Zugleich ein Beitrag zur Forschung über Herrschaftszeichen und Staatssymbolik”, DOP, Vol. 21 (1967), pp. 141-232.

Бодуэн II, средние века, крестовые походы, Бодуэн I, франки, Заморье, коронация, Иерусалим, история

Previous post Next post
Up