В период правления Танкреда в княжестве Антиохийском им было отчеканено четыре серии (типа) его монет (см. D. M. Metcalf, Coinage of the Crusades and the LAtin East in the Ashmolean Museum, Oxford, 2nd ed. (London, 1995), p. 27, Plate 4, Nos. 63-70). Наибольший интерес представляет вторая серия, из которой до нас дошло около 100 монет. Это медные фоллисы весом 1,95-4,31 гр. и диаметом 18-23 мм., на которых изображены:
- аверс: погрудное изображение Танкреда в анфас с длинной бородой, в правой руке меч, на голове некий головной убор, круговая легенда +ΚΕ ΒΟΗΘΗ ΤΩ ΔΟΥΛΩ ΤΑΝΚΡΙ+, +ΚΕ ΒΟ ΤΑΝΚΡI+ или другие ее варианты;
- реверс: процветший cross pommeteé, в углах которого помещены буквы ΙC - ΧC - ΝΙ - ΚΑ.
Медные фоллисы Танкреда, 1104-1110. Серия 2.Источники изображений: 1.
Pecunem Auctions; 2.
Classical Numismatic Group, Inc.; 3.
Classical Numismatic Group, Inc.; 4.
NumisBids.
Большинство историков и нумизматов идентифицируют головной убор, которым снабжен Танкред, как тюрбан (‘имама). Эту версию выказал еще Г. Шлюмберже (G. L. Schlumberger, Numismatique de l’Orient latin (Paris, 1878), p. 45), в последствии ее поддержали другие историки крестовых походов (см. H. Prutz, Kulturgeschichte der Kreuzzüge (Berlin, 1883), ss. 62, 371-372; R. C. Smail, Crusading Warfare, 1097-1193, 2nd ed. (Cambridge, 1995), p. 41, note 1; A. Malloy et al., Coins of the Crusader States, 1098-1291 (New York, 1994), pp. 181, 199, No. 4). Другие считают этот головной убор просто шапкой (bonnet) (J. Porteous, “Crusader Coinage with Greek or Latin Inscriptions”, A History of the Crusades, gen. ed. K. M. Setton, Vol. 6: The Impact of the Crusades on Europe, ed. H. W. Hazard, N. P. Zacour (Madison, Woscounsin, 1989), p. 391, No. 17). По мнению Д. Меткальфа, «хорошо отчеканенные образцы [этого типа монет] наводят на мысль о том, что тюрбан - это плод воображения» (D. M. Metcalf, Coinage of the Crusades…, p. 27).
В литературе также высказывалась мысль, что образцом для чеканки монет Танкреда из второй монетной серии могли послужить монеты Феодора Гавраса, дуки Трапезунда (1092-1098). В таком случае следует признать, что прототипом тюрбана на монетах Танкреда послужил нимб св. Феодора на трапезундских монетах.
Медные фолисы Феодора Гавраса. 1092-1098 гг. Источники изображений: 1.
Classical Numismatic Group, Inc.; 2.
Classical Numismatic Group, Inc. Но не все исследователи разделяют эту точку зрения. Так, Э. Георгантели обращает внимание на тот факт, что в рассматриваемый период ранние трапезундские монеты не имели широкого хождения в регионе к югу от Трапезунда, и поэтому оставляет вопрос о преемственности трапезунтских и антиохийских монет открытым (см. E. Georganteli, “
Transported Images: Currencies and Legitimacy in the Late Medieval Eastern Mediterranean”, Byzantines, Latins, and Turks in the Eastern Mediterranean World after 1150, ed. J. Harris, C. Homes, E. Russell (Oxford, 2012), pp. 154-156). Исследовательница также отмечает, что в мусульманском искусстве образ правителя, носящего тюрбан и сидящего со скрещенными ногами, был довольно популярен. Согласно хадисам, ношение тюрбана способствует развитию таких важных для идеального лидера качества как разум и терпение (хильм). Интересно, что хронологически монеты Танкреда, на которых он изображен носящим тюрбан, предшествуют аналогичным монетам мусульманских правителей: для XII-XIV вв. Э. Георгантели отмечает только два подобных случая - медные монеты Саладина (1191 г.) и Мугис ад-Дина Тугриля, малика Эрзурума (1216 г.). По мнению исследовательницы, изображение тюрбана на монете Танкреда следует рассматривать в как его попытку представить себя как идеального (с мусульманской точки зрения) правителя и легитимизировать свою власть в глазах довольно многочисленных мусульманских поданных. В более широком контексте этот шаг преследовал своей целью «адаптацию арабских и византийских налоговых и административных структур к сеньориальной системе крестоносной Сирии» (см. E. Georganteli, “Transported Images…”, pp. 156 ff). Похожие соображения высказывали еще раньше Э. Рей (E. Rey, “Histoire des princes d’Antioche”, ROL, t. 4 (1896), p. 335) и Р. Л. Николсон (R. L. Nicholson, Tancred: A Study of His Career and Work in Their Relation to the First Crusade and the Establishment of the Latin States in Syria and Palestine (Chicago, 1940), pp. 7-8).