Бахрам ал-Армани (Вахрам Пахлавуни)

Jul 24, 2016 22:40


Бахрам ал-Армани (Вахрам Пахлавуни; ум. 1140) - египетский военачальник армянского происхождения, везир меча (1135-1137) в правление халифа ал-Хафиза (1130-1149).

Бахрам родился в Телль-Башире и принадлежал к знатному армянскому роду Пахлавуни. В частности, он был племянником армянского католикоса Григора II Вкаясера и братом Григора, армянского католикоса в Египте (1077/1078-1117), возведённого в этот сан Григором II Вкаясером во время его визита в Египет.

Обстоятельства появления Бахрама в Египете изложены в труде Ибн Муйассара (1231-1278): «Тот, кто правил армянами, умер, и Бахрам был удостоен занять это место, но группа армян объединились против него… и назначили другого человека. Бахрам в гневе покинул Телль-Башир и прибыл в Каир». Кроме того в письме халифа ал-Хафиза к королю Роже II Сицилийскому (около 1137 г.), которое дошло до нас в передаче ал-Калкашанди (1355-1418) , сообщается, что Бахрам прибыл в Египет «изгнанный со своей родины, отвергнутый своей страной и народом, без денег, положения, семьи и людей [= войска]».

По всей видимости, Бахрам проиграл борьбу за власть в Телль-Башире, последовавшую за смертью Филарета Варажнуни, в результате чего вынужден был покинуть родной город. Точная дата его прибытия в Египет неизвестна. М. Канар датировал это событие около 1090 г. С. Дадоян считает, что Бахрам совершил два визита в Египет: первый раз (около 1090 г.) он вместе с братом Васаком был послан туда их дядей Григором II Вкаясером во главе войска в 20 тыс. армян; второй визит Бахрама в Египет исследовательница относит к началу 30-х гг. XII в. Однако эта версия была оспорена Дж. Джонсом. (Джонс также справедливо подвергает критике тезис Дадоян о том, что в 1098 г. Бахрам Пахлавуни во главе отряда армян сражался в рядах крестоносцев.)


В Египте Бахрам сумел достичь успехов на военном поприще. Ему было передано командование армянскими отрядами, а к началу 1135 г. он дослужился до военного наместника Гарбиййи, западной провинции Дельты. Подъём Бахрама ал-Армани по карьерной лестнице происходил в непростой политической ситуации. При фатимидском дворе и в армии шла борьба за власть между различными группировками и высокопоставленными царедворцами, сопряжённая с восстаниями и убийствами. Так, осенью 1132 г. очередной везир Абу’л-Фатх Йанис ал-Армани (также армянин, бывший мамлюк ал-Афдала), чьё правление продолжалось меньше года, был убит по приказу халифа. Затем ал-Хафиз назначил в качестве везира своего старшего сына и наследника Сулаймана. Когда вскоре тот преждевременно скончался, его место занял второй сын Хайдара. Вскоре разгорелась борьба за высокий пост между Хайдарой, которого поддержал суданский корпус Райханиййа, и третьим халифским сыном Хасаном, на чьей стороне выступил корпус Джуйушиййа.

Действия Хасана вызвали восстание в армии, и он вынужден был обратиться за помощью к Бахраму ал-Армани. Когда последний прибыл в Каир, Хасан уже был отправлен по приказу ал-Хафиза. В этой обстановке халиф сделал Бахрама везиром меча и пожаловал ему лакабы «Меч ислама» (Сайф ал-Ислам) и «Венец державы» (Тадж ад-Даула). Как отмечает Я. Лев, Бахрам был удачной кандидатурой на пост везира: как военный лидер он имел в лице своих довольно многочисленных и сплочённых соплеменников и единоверцев, вместе с тем, учитывая его христианское вероисповедание, он вряд ли стал бы в дальнейшем перестраивать египетскую политическую систему под себя. С этой целью халиф даже пошёл на изменение протокола некоторых церемоний: к примеру, теперь во время пятничной проповеди он всходил на кафедру в сопровождении главного кади, а не везира, как было ранее.

Бахрам ал-Армани занимал пост везира с 1135 по 1137 гг. и был единственным среди семи армянских фатимидских везиров, кто не принял ислам и открыто исповедовал христианство. Более того, он проводил проармянскую и, если шире, то прохристианскую политику. В частности, он поощрял строительство армянских церквей и монастырей в Каире и других городах, издал указ об освобождении от государственного налога доходов монастыря св. Екатерины на Синае (1135). Как сообщает Ибн Муйассар, «когда Бахрам утвердился во главе везирата, попросил он у Хафиза, чтобы тот разрешил ему пригласить своих братьев и единоплеменников. И тот разрешил ему это, и Бахрам призвал их из Телль-Башира и из Армении, так что число их в Египте достигло почти 30 тысяч человек. И притесняли они мусульман, и был мусульманам от христиан большой вред. И сооружались во время его [Бахрама] церкви и монастыри, так что каждый предводитель из его народа соорудил себе церковь, и жители Египта боялись, что они вытеснят мусульманскую веру. И усилились жалобы на него и его людей. А брат его, известный как Басак, управлял Кусом, жителями которого было большое притеснение: он отнимал у людей имущество и обижал их». В письме ал-Хафиза к Роже II сказано, что охваченный «дьявольским замыслом» Бахрам «призвал свою семью, свой род и своё племя, он переписывался с ними посредством секретных посланий и писем на армянском, которые были найдены. Те, кому писал Бахрам, стали понемногу прибывать, пока их число не достигло 20 тысяч [человек]; некоторые из них были конными, другие нет, и среди них были двое сыновей его брата». Однако в рассматриваемый период переселение столь значительного количества человек из Северной Сирии в Египет всего за несколько лет было практические невозможно: скорее всего, бóльшая часть переселенцев прибыла в Египет ещё раньше, в правление везира Бадра ал-Джамали (1074-1094).

Возможно, Бахрам также поддерживал переписку с Роже II, королем Сицилии, как указывает С. Дадоян. Роже планировал присоединить к своему королевству княжество Антиохийское и стремился заручиться через Бахрама поддержкой египетских армян. Впоследствии в переписке с ал-Хафизом Роже II ходатайствовал за Бахрама.

Политика Бахрама вызывала недовольство среди мусульманского большинства. С. Дадоян полагает, что была ещё как минимум одна причина для недовольства: Бахрам и его сторонники пытались обратить в христианство тех армян, что прибыли в Египет раньше - ещё при везире Бадре ал-Джамали (1074-1094) - и к 30-м гг. XII в. успешно интегрировались в египетское общество и приняли ислам. В конце концов, в начале 1137 г. в Каире вспыхнуло антиармянское восстание, во главе которого встал ревностный суннит-шафиит Рыдван б. Валакши, смешивший Бахрама на посту военного наместника Гарбиййи. Интересно, что Рыдван придал своему выступлению характер джихада: в мечетях Гарбиййи проповедники призывали народ к священной войне против Бахрама и его армян, а воины Рыдвана крепили на своих копьях листы Корана. Рыдван также распространял среди населения письмо от имени халифа ал-Хафиза, в котором содержался призыв о помощи против Бахрама и оправдывались действия самого Рыдвана (вероятно, оно было поддельным).

Бахрам, покинутый воинами-мусульманами, вместе с верными ему армянами бежал в Кус в Верхнем Египте, где правил его брак Васак, а Рыдван вступил в столицу и получил везират (4 февраля). В Каире мусульмане громили армянские дома и церкви, был убит армянский католикос в Египте Анания, осквернению подверглась могила католикоса Григора, брата Бахрама.

По прибытии в Кус Бахрам узнал, что разъярённая толпа убила Васака и надругалась над его телом. Жестоко отомстив за смерть брата, он отступил в Белый монастырь близ Ахмима, где вскоре был осажден Рыдваном. Находясь в монастыре, Бахрам вступил в переписку с халифом ал-Хафизом, который в ходе восстания занял отстранённую позицию; в результате между ними было заключено соглашение, по которому Бахрам удалялся от мира в монастырь Ихмим (хотя халиф предлагал ему на выбор пост провинциального наместника с личной охраной не более 60 всадников), а его сторонникам разрешалось остаться в Египте или беспрепятственно покинуть страну.

Бахрам оставался в монастыре до 1139 г., когда после удаления Рыдвана от власти халиф вновь призвал его ко двору. Бахрам выполнял функции советника при ал-Хафизе, хотя и не получил в этот раз официального назначения. Он умер 7 декабря 1140 г., был торжественно оплакан и погребен в монастыре Дитч в предместье Каира.

Основная литература:
  • Семёнова Л. А. Из истории Фатимидского Египта: очерки и материалы. М., 1974. С. 38, 140-141, 181.
  • Canard M. Bahrām // The Encyclopaedia of Islam. 2nd ed. Vol. 1. Leiden, 1960. P. 939-940.
  • Canard M. Notes sur les Arméniens à l'époque fâtimite // Annales de l’Institut d’Etudes orientales. 1955. T. 13. P. 143-157. (non vidi)
  • Canard M. Un vizir chrétien à l’époque fatimide: l’Arménien Bahram // Annales de l’Institut d’Etudes orientales. 1954. T. 12. P. 84-113. (non vidi)
  • Dadoyan S. B. The Armenians in the Medieval Islamic World. 3 vols. Vol. 2. Armenian Realpolitik in the Islamic World and Diverging Paradigms: Case of Cilicia Eleventh to Fourteenth Centuries. New Brunswick, 2013. P. 71-77.
  • Dadoyan S. B. The Fatimid Armenians: Cultural and Political Interaction in the Near East. Leiden; New York; Köln, 1997. P. 90-102.
  • Johns J. Arabic Administration in Norman Sicily: The Royal Dīwān. Cambridge, 2002. P. 259-264.
  • Lev Y. State and Society in Fatimid Egypt. Leiden; New York; København; Köln, 1991. P. 59-61, 64.

армяне, средние века, Дадоян, крестоносцы и армяне, Египет, Հայաստանի պատմություն, история

Previous post Next post
Up