Леонид Фёдоров - "Весна"
(c) & (p) Ulitka, 2012
"Он удостоился редчайшей чести - увидеть нагое, бессмысленное и жестокое, - подлинное лицо жизни, без вуали иллюзий".
Э.Лимонов, "The absolute beginner"
Этот альбом открывается короткой фольклорной песенкой в стиле "считалка-мантра" ("Топл") и заканчивается философской "Элегией" на стихи Александра Введенского. Между ними - ещё семь композиций, семь образцов коммуникативной обэриутской поэзии, положенных на музыку Леонидом Фёдоровым, лидером АУКЦЫОНА.
Фёдоров - уточенный и мудрый минималист. Ему хватило мудрости не загружать тексты песен сложными музыкальными конструкциями. Используется и минимум музыкальных инструментов: акустическая и электрическая гитары, клавишные и метроном.
Ведь при восприятии поэзия обэриутов, в отличие от футуристических экзерсисов, почти не раскладывается на звуки. В ней важны слова, хотя в целом они представляют собой "бессмысленные явления". Но это-то, по обэриутским убеждениям, и есть самое интересное. "А мы глядим в окно без шторы" ("Элегия") - вот оно, таинство явлений без смысла. Ведь за окном - реальный мир. За окном, в которое смотрел Введенский, страна с развитой индустрией убийства. Тут уже не работает самораскапывание Достоевского. Внутренние бесы, тараканы, недотыкомки померкли и съежились при встрече с бесами реальными. Здесь бал правит Баньщик, и "воздух бычий стоит над каждым котелком".
Желанная весна всегда будет завтра. Весна - это мечта, а в дне сегодняшнем - война и "злобы жало". Именно поэтому "чайкой в небе печаль..." ("Весна"). И плачет гитара - очень эмоциональный и живой инструмент в руках талантливого музыканта... Сбивается ритм, прозаированный свободный стих выпевается речитативом.
Александр Введенский, по воспоминаниям современников, жил "безбытно". В его мировоззрении неизменно присутствовали только Бог, время и смерть. Треугольник поэта. Эти весомые понятия встречаются в его стихах постоянно.
И время со мной шагало рядом...
("Думал")
На смерть, на смерть держи равненье
Певец и странник бедный...
("Элегия")
Время открывает себя только в смерти - странная и жуткая философия поэта и обэриута Введенского. Он умер от плеврита - болезни, когда становится невозможно произносить слова, потому что даже дыхание приносит боль... Умер в роковом возрасте 37 лет - на этапе после ареста по обвинению в контрреволюционной агитации.
Пофигисты и непонятно изъясняющиеся шутники всегда были опасны любому государственному устройству. Но ведь в поэзии Введенского агитации не было. Была отстраненность, пофигизм и наблюдения за интересным "бессмысленным", которое бессмысленно только по сравнению с морально устойчивым и принятым на уровне партии и правительства критически реалистичным смыслом.
Леонид Фёдоров и сам давно вне всяких принятых смыслов. Уже несколько десятилетий, с самого начала АУКЦЫОНА, ему "туго, пасмурно и тесно" в каких-либо рамках. Отсюда и такие родственные отношения с поэзией обэриутов, отсюда такое равнодушие к модному звучанию и отсутствие пафоса.
Кто будет слушать этот альбом? Те, у кого "полголовы - яд, полголовы - свет". Стремящиеся к мудрости, дающей возможность принимать то, что не получается изменить.
Леониду Фёдорову удалось выпустить невероятно цельный и головоломный альбом, который являет собой
Опыт превращения предмета
Из железа в слово, в ропот,
В сон, в несчастье, в каплю света...
("Конь")
И расстоянье вновь созерцается...
Автор:
Татьяна Ежова Ссылка на материал на сайте:
http://www.nneformat.ru/reviews/?id=7060