На днях известный путешественник
Сергей Болашенко порадовал читателей своего
дзен-канала новостью о предстоящей
покупке участка под будущий дом.
Есть возможность купить участок в СНТ в Калужской области.
Преимущества: цена - относительно прочего подобного, почти даром. (Хотя и многие сотни тысяч, конечно). Место устраивает. Рядом идут поезда - что ещё надо для хорошей жизни. Почти полное безлюдье. Одна линия садовых участков, с одной стороны железная дорога, с другой стороны - лес. Благодаря выходу к лесу, есть мысль, можно самозахватить ещё почти столько же, потом теоретически может быть шанс легализовать. (Самозахватывать допустимо только под огород, не следует вырубать деревья и строить что-то капитальное). С дровами на первых порах можно обойтись своими силами - таскать валежник из вплотную прилегающего леса.
Недостатки. Разумеется, есть.
Очень спорный юридический статус. Покупка предлагается по книжке садовода. Приватизация - окажется ли возможна?
Участок находится на удалении от 25 до 50 метров от железнодорожного пути, то есть в полосе отвода железной дороги. Что это означает и к чему приведёт? Вот это главный вопрос.
Полоса отвода железной дороги - не нашёл однозначных данных, сколько это. Разные источники сообщают про 50 метров и 100 метров. В разных случаях может быть по-разному. Но похоже, что 100 метров - "верхний" предел, 50 метров "нижний" предел. И ближе 50 метров - однозначно полоса отвода, и запрещено строить капитальные постройки.
Хотя и строят в огромном количестве, даже и в десяти метрах. Ибо "дубовость" законов компенсируется "липовым" исполнением. Есть дома в 10 метрах от рельсов, построенные в середине XIX века, но есть и новые.
Земля в полосе отвода считается федеральной собственностью в долгосрочной аренде ОАО "РЖД".
Кадастровая карта
https://rosreestronline.ru/ показывает, что местонахождение участка земли, который, возможно, я бы купил, находится на стыке между полосой отвода железной дороги и землёй лесничества. Отдельные садовые участки никак не показаны. В то время как во всех соседних СНТ в "нормальных" местах, то есть не вплотную к железной дороге и не под ЛЭП - показаны.
Если построю дом, вложив в этом миллионы - не снесут ли? Обнадёживает тот факт, что случаи сноса построенных домов у нас - огромная редкость, но всё же.
Если самозахвачу прилегающий участок леса так, чтобы дом оказался на удалении хотя бы 51 метр от железной дороги на земле лесничества - что тогда? На участок нет кадастрового плана, не вообще никаких серьёзных документов, только книжка члена СНТ, где не указаны точные координаты, да и площадь можно вписать какую угодно. Если самодеятельно расширить участок, как можно доказать, что он самозахвачен, а не был таким изначально?
Ну и вдобавок, там нет вообще ничего. Абсолютно ничего, даже электричества. На первых порах можно использовать бензогенератор, но это может быть только временной мерой. Электричество тянуть 800 метров! 1 столб - 20 000 рублей, вроде бы. В любом случае это сотни тысяч, даже если удастся найти других желающих, ибо желающих почти не будет.
СНТ "полудохлое". Вообще не факт, что юридически нормально оформлено. Есть заброшенные участки и только два более-менее серьёзных дома. Но и в них нет электричества, только бензогенераторы. Примерно 1 литр бензина на три часа. Все владельцы домов живут в квартирах поблизости и не считают нужным тратить сотни тысяч на проведение электричества.
Трудные размышления - имеет ли смысл, или это могут быть напрасно потерянные деньги и напрасный труд?
Купить как традиционную дачу, для выращивания огурцов и отдыха, без серьёзного дома? Но даже и в этом случае непонятно, какое будущее и удастся ли потом продать хоть за сколько-то?
Где же он собрался покупать недвижимость? Ранее писал, что обязательное условие - пешая доступность остановки «цивилизованных» поездов на Москву. Таких в Калужской области четыре: Балабаново, Обнинское, Малоярославец и Калуга-1. Пройдясь по Викимапии и ПКК, я нашёл лишь одно место, подходящее под описание:
Полузаброшенные участки в Боровском районе, в 2,3 км от станции Балабаново. На
кадастровой карте данный клочок земли никак не обозначен, зажат между участками 40:03:032101:1 (полоса отвода ЖД) и 40:03:058402:19 (земли лесного фонда). Давайте посмотрим на его будущее поместье.
Добираться от станции придётся пешком, почти половину пути - по грунтовой дороге вдоль железнодорожного полотна.
Карта Фото с ресурса wikimapia.org
Фото с ресурса wikimapia.org
Скорая по такой точно не проедет, пожарные - вряд ли, особенно зимой и в распутицу. По факту «трасса» предназначена для обслуживания ЖД и пролегающей вдоль неё ЛЭП. Техника для этого применяется соответствующая - трактора и грузовые автомобили повышенной проходимости. Мощным Уралам метровые сугробы и глубокие лужи нипочём. На его же пузотёрке туда лучше не соваться.
Источник:
https://zen.yandex.ru/media/infojdru/totalnyi-vyvoz-krupnogo-gruza-svoimi-silami-5ef2720c744a9437c1bb0108 Ну а как же выглядит сам участок и дорога к нему? Давайте посмотрим.
Начинаем путь от станции Балабаново. Привокзальную площадь и улицу 50 лет Октября я фотографировать не стал. Ещё десять лет назад они выглядели намного лучше. Сейчас всё заросло торговыми центрами. Кому интересно, может посмотреть на панорамах. Но мимо
«Пятёрочки» пройти не мог. Это же любимая торговая сеть Болаша, и одним из требований к расположению дома является близость их магазина! Вот он, самый последний дом на городской улице. Слева
тоннель под путями Киевского направления.
55.172928N 36.662530E
За магазином поворачиваю на улицу Южная. Отсюда начинается подъездная дорога к нескольким предприятиям на южной окраине города.
55.171647N 36.661677E
Через 230 метров - съезд на ту самую грунтовку.
55.169585N 36.660551E
На
пересечении с речкой Страдаловкой дорога довольно круто ныряет в овраг.
55.166022N 36.658523E
Водопропускная труба на 97ПК8. Инв. №28032.
55.165590N 36.658158E
Крайний участок
СНТ «Родничок». На ПКК товарищество и все участки нанесены. Расстояние от путей до крайней точки 85 метров.
55.163307N 36.655331E
Впереди - поворот дороги, огибающей заброшенные участки.
55.163307N 36.655331E
Сухой дренажный колодец у самой дороги. На дне пластиковые бутылки и другой мусор.
55.163025N 36.654253E
А рядом из густых зарослей выглядывает покрытая свежим толем крыша. Что это?
55.163028N 36.654140E
Подхожу ближе. Похоже на хозяйственный навес.
55.163000N 36.654178E
Развожу руками побеги кустов и заглядываю внутрь.
55.162994N 36.654167E
Не удалось полностью захватить в кадре весь интерьер. Справа довольно чистая лежанка, на ней голубая подушка с цветочками. Слева валяется практически новая куртка и упаковка от торта «Чародейка». Пойду-ка я отсюда...
Колея уходит влево. Прямо - перекрытый шлагбаумом въезд в СНТ «Родничек» (именно так написано на табличке и на всей текстовой информации на стендах!), слева старый полусгнивший забор.
55.163071N 36.653937E
55.163071N 36.653867E
Справа от колеи тоже что-то было. Из травы торчат остатки штакетника. Возможно, это тот самый кусок лесхозовской земли, которую хочет «прихватизировать» Болаш.
55.162951N 36.653432E
Территория бывших участков сильно заросла. Трудно представить, что здесь когда-то стояли дома.
55.162847N 36.653357E
Остатки старого сруба.
55.162614N 36.653132E
Те же развалины с другой стороны. Вывернутая с корнем берёза.
55.162593N 36.653459E
55.162541N 36.653481E
Вот и всё. Территория бывшего садового товарищества - всего около 150 метров в длину и 70 метров в ширину - закончилась. Колея возвращается к путям и ныряет в очередной овраг.
55.161627N 36.652987E
Проходной светофор №2 на 98ПК3.
55.161627N 36.652987E
Выхожу на пути несмотря на предупреждающую табличку на опоре №48. Вид на тот же светофор со стороны Москвы.
55.161955N 36.653700E
Вид с путей на заброшенные участки.
55.161955N 36.653700E
Неожиданно: питьевой колодец!
55.162259N 36.654162E
55.162314N 36.654232E
Пересохший. Ведра нет. Ржавая цепь оборвана. Скамейка сломана. Но резиновый коврик лежит.
55.162433N 36.654108E
55.162418N 36.654087E
Смотреть больше нечего. Думаю, что Сергей здесь не был. Иначе отказался бы сразу, увидев состояние участка. А невозможность оформления собственности отпугнула бы его окончательно.
Возвращаюсь в Балабаново. На обратном пути встретил пожилую женщину, ходившую за грибами. Она рассказала, что участки ещё лет десять назад были обитаемы. В двух домах жили пожилые пары, мужчины были ветеранами войны. Ещё там стоял дом железнодорожников. После смерти хозяев дома были заброшены и быстро разрушились. А под навесом с новой крышей иногда собираются бомжи.
Спуск к Страдаловке с другой стороны.
55.165253N 36.657783E
Двухэтажный скоростной поезд №740А «Иван Паристый» сообщением Брянск - Москва на 97ПК7.
55.166193N 36.658598E
Производственные корпуса на южной окраине города. Слева - завод Технострой-М, вдали виден завод Фрилайт.
55.167710N 36.659971E
Вид от съезда на грунтовку в сторону улицы Южная. В створе задняя часть магазина «Пятёрочка». Рядом многоэтажки ЖК «Балабаново Sity»
55.169585N 36.660551E
Тот же вид с более близкой точки. Слева дом 23 по улице 50 лет Октября.
55.170621N 36.660937E