На выставке "
Погоня за скоростью" наблюдал несколько масштабных моделек в ливреях родом из СССР. Чуть не упал от удивления у стенда вот с таким РАФиком-техничкой. На капоте логотип финской нефтяной компании Teboil. Ага, раллийная команда внешнеторгового объединения "Автоэкспорт" на гонках пиарит финнов-нефтяников. Это сейчас логотип не вызывает вопросов. Shell закрыл бизнес в стране, Лукойл забрендировал все их заправки в Teboil. А вот откуда он у Лукойлов и почему на советских жигулях их реклама это большой вопрос!
Раскопки привели к следующей истории.
Один предприимчивый финн в 1934 году организовал нефтяную компанию, которая занималась производством и розничными продажами нефтепродуктов. Успешно работали, но потом началась и закончилась вторая мировая война. Тут история в разных источниках различается. В одном месте написано, что в 1948 Teboil досталась СССР по репарации, а в другом источнике, что ушлый финн продал компанию советскому внешнеторговому объединению Союзнефтеэкспорт. Ну то есть нефть и бензин наши, а продажи идут в Финляндии. После этого мне понятнее стало откуда лого на раллийной технике появились.
В 1991 году СССР перестал существовать и унёс с собой в небытие и ВО "Союзнефтеэспорт". Имущество перешло в собственность Нафта-Москва. После банкротства бренд перешёл во владение Лукойлов.
Вот такая вот выстроилась загогулина от раллийных жигулей в Финляндии до современных заправок в Москве и Питере.
Да, вот еще модельки боевых машин.
Ссылка на
статью про вильнюсский завод спортивных автомобилей (VFTS)