Я сегодня была в художественном музее Хельсинки, там, как можно было предположить, есть финские художники. Есть даже зал под названием "Зимние пейзажи" - там тебе и водопады, и ледоколы, и просто острова бесконечные.
И перед одним из водопадов меня и озарило: "где родился, там и пригодился" - это не об эмиграции и космополитах. Это о том, что я вижу картинку и думаю: о да, я знаю такую мутную дымку и красное зимнее солнце. Да, именно так выглядит лес в Ленобласти после дождя. А вот это ранняя весна, что бы ни было написано в названии картины.
Пейзажи Италии и Швейцарии рядом не вызывают никакого узнавания и близко.
Потом я подумала еще о времени: реалистичные безмятежные пейзажи где-то, если не вру, начала девятнадцатого века - с выписанными кронами деревьев, мягким небом и еще иногда руинами какими-нибудь - похожи на виды какой-то другой планеты. Может быть, дело во времени, в составе атмосферы, в темпе жизни. Или в том, что сейчас я привыкла такие сюжеты видеть на фотографиях, а на холсте такая четкость представляется едва ли не избыточной.
Художник - Аксели Галлен-Каллела, помимо водопадов и совершенно удивительных "бытовых" картин он писал еще иллюстрации к Калевале - я даже точно видела одну.
"Иматра"
"Закат"
"Озеро Кейтеле"
"Мальчик и ворона"
"Проклятие Куллерво"
"Мать Лемминкяйнена"
PS Мобильное приложение ЖЖ - говно, Яндекс.Фотки для мобильных устройств - говно, мобильное приложение Яндекс.Фоток - говно.