"Вся эта история началась с еврейского юноши по имени Иосиф, сына Иакова. Иаков, внук праотца Авраама, однажды боролся с самим Богом в человеческом обличье и победил его, за что был назван Израилем - «соперником Бога». Потом так стали называть и народ, который произошёл от него. Иосиф, прозванный Прекрасным, умный и талантливый юноша, умеющий ловко истолковывать сны, был приближённым фараона, и благодаря ему евреям в Египте жилось очень неплохо.Но шли годы, Иосиф умер, евреев становилось всё больше (10-15 детей в семье было нормой), а новые фараоны стали думать, что на самом деле они ничего евреям не должны. Так что египтяне стали принуждать израильтян к тяжёлым работам и в конце концов обратили их в рабство.Израильтяне находились в рабстве более двух веков, всё это время утешая и подбадривая друг друга легендой о грядущем спасении. Тем временем очередной фараон, видя, что рабы не прекращают размножаться, повелел убивать всех новорождённых еврейских мальчиков. Женщина по имени Йохавед в отчаянии положила своего младенца в плетёную корзину и отправила плыть по Нилу в надежде на божественное спасение. Но, как говорится, на Бога надейся, а сам не плошай: Йохавед отправила свою старшую дочь Мириам присмотреть за малышом."
https://www.mirf.ru/science/moisej-i-ishod/ митрополит Вениамин (Пушкарь)Священная Библейская история Ветхого ЗаветаГлава V. Призвание Моисея и выход Евреев из Египта
Рождение и воспитание Моисея
Исх. 2-4 У супружеской четы из колена Левиина Амрама и Иохаведы родился ребенок. Он был очень красив и доставлял радость своим родителям. Но, к несчастью, это был мальчик, заранее обреченный на смерть в водах Нила. Мать впала в великое отчаяние и, невзирая на угрозу сурового наказания, решила спрятать сына от египетских палачей. Три месяца скрывала мать свое дитя, а когда уже стало невозможно это делать дальше, она осмолила корзинку, положила в нее своего ребенка и поставила ее в тростник у берега реки. Мать ушла домой, а своей дочери Мариам поручила спрятаться на берегу и смотреть, что произойдет с младенцем.
Тот, кому Господь судил спасти еврейский народ, не мог погибнуть в водах Нила. В это время на священную реку пришла купаться дочь фараона. Увидев в тростнике корзинку и слыша плач ребенка, она повелела своей рабыне достать ее из воды. Каково же было удивление царевны, когда у ног ее поставили корзинку с плачущим малышом! Она нежно склонилась над подкидышем и приласкала его, пытаясь успокоить.
Дочь фараона сразу догадалась, что нашла израильского ребенка, и поскольку в глубине души она осуждала бесчеловечный приказ отца, то решила взять дитя под свое покровительство. Мариам, издали следившая за этой сценой, подошла к дочери фараона, предлагая подыскать кормилицу - евреянку для этого ребенка. Получив согласие, она кинулась радостно домой за матерью. Так по промыслу Божию ребенок благополучно вернулся в объятия своей дорогой родительницы. Ему больше не угрожала смерть в пучине Нила, поскольку никто из египетских палачей не решился перечить желаниям дочери фараона. Спустя несколько лет, когда мальчик уже подрос, мать отвела его во дворец, а дочь фараона усыновила маленького израильтянина, назвав его Моисеем, что значит «взятый из воды».
Библейское повествование не сообщает никаких подробностей из ранней жизни Моисея при фараоновом дворе. Известно только, что он был «научен... всей мудрости Египетской» (
Деян. 7:22), т.е. получил высшее образование, какое только было доступно жрецам и правящим классам страны, державшим все научные и высокие религиозные познания в секрете от народа. Но, восприняв все доброе, что имела в себе египетская культура, Моисей в то же время сохранил в чистоте свой ум и сердце от грубого идолопоклонства и с Божией помощью утверждался в вере своих отцов (
Деян. 7). Как сыну царской дочери, ему предстояла блестящая карьера при дворе. Но, живя в кругу царской семьи, он никогда не забывал, что он еврей, и всей душой любил свой многочисленный народ. Часто перед его глазами вставала картина жизни его братьев, он видел, как они страдают, как проклинают свою судьбу, слышал свист кнутов, подгонявших их на рабский труд, до него доносились их жалобы, рыдания и мольбы о спасении.
Однажды, придя к своим братьям по крови, Моисей увидел, как египетский надсмотрщик безжалостно издевается над израильтянином, который, вероятно, по слабости сил не смог выполнить того, что ему было приказано. Моисей заступился за единоплеменника и, видя, что вокруг никого не было, убил жестокого мучителя, а тело закопал в песок. На следующий день после убийства он оказался свидетелем драки двух израильтян. Моисей развел разъяренных противников и спросил у более сильного: «Зачем ты бьешь ближнего твоего?» (
Исх. 2:13). Еврею не понравилось вмешательство Моисея, и он вызывающе сказал ему: «Кто поставил тебя начальником и судьею над нами? не думаешь ли убить меня, как убил … египтянина?» (
Исх. 2:14). От этих слов дрогнуло сердце Моисея, он понял, что если многие уже знают об убийстве египтянина, то шпионы не замедлят донести о нем фараону. И действительно, добрые люди вскоре предупредили Моисея, что фараон приказал дворцовой страже схватить его и предать смерти. Спасаясь от преследования стражи, Моисей тайно покидает столицу, а потом и страну и укрывается в пустыне на Синайском полуострове.
Уходя все дальше на восток от Египта, Моисей оказался на земле, которую заселяло Мадиамское племя. Уставший от далекого пути, он сел у колодца отдохнуть и с любопытством стал наблюдать, как семь девушек-пастушек поят овец. Но вот к колодцу подошла ватага пастухов; они грубо оттолкнули девушек и стали поить свой скот. Возмущенный поступком пастухов, Моисей встал и, невзирая на усталость, грозно на них замахнулся. Наглецы испугались и ушли. Моисей помог девушкам напоить овец, и те благополучно вернулись домой. Оказалось, что пастушки были дочерьми мадиамского священника по имени Иофор. Благодарный отец пригласил Моисея в свой дом, а когда узнал, что пришелец, помимо всего, состоит в отдаленном родстве с ним, то принял его в лоно своей семьи и выдал за него дочь свою Сепфору, от которой родились два сына: Гирсам и Елиезер. Тестю своему Моисей помогал по хозяйству, пас его скот.
Призвание Моисея
Исх. 3-4 Медленно и постепенно Господь приготовлял Своего избранника к великой миссии. Прошло сорок лет жизни Моисея в изгнании. Ему уже исполнилось восемьдесят лет. Но вот, наконец, настало время, когда Моисей должен был исполнить свое призвание. Однажды он пас овец у подножия горы Хорив, которая у мадиамитян называлась горой Божией. Неподалеку от того места, где находился он, Моисей увидел чудесное явление: терновый куст вспыхнул огнем и не сгорал. Желая поближе разглядеть это загадочное явление, он решил подойти к терновнику, но вдруг из пылающего куста услышал голос Божий: «Моисей! Моисей!.. не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (
Исх. 3:4-5). Пораженный внезапным явлением Бога, Моисей снял обувь и благоговейно стоял перед пламенеющим кустом, с трепетом внемля голосу Божию: «Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова, - продолжал Господь. - … Я увидел страдания народа Моего в Египте... и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей... в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед, в землю Хананеев... Итак пойди: Я пошлю тебя к фараону …и выведи из Египта народ Мой…» С глубоким сознанием своего недостоинства Моисей ответил Господу: «Кто я, чтобы мне идти к фараону… и вывести из Египта сынов Израилевых?» В ответ Господь сказал ему: «Я буду с тобою, и вот тебе знамение, что Я послал тебя: когда ты выведешь народ [Мой] из Египта, вы совершите служение Богу на этой горе» (
Исх. 3:6-12).
По повелению Господа Моисей должен был явиться в Египет к своим единоплеменникам и объявить старейшинам Божественное определение об освобождении народа от египетского рабства и о переселении их в обетованную землю. Моисей при этом должен был объявить, что такова воля Бога их отцов Авраама, Исаака и Иакова - Бога, Которому имя Ягве, что значит Сущий. Затем Моисей вместе со старейшинами должен был явиться к фараону и попросить у него разрешения отпустить еврейский народ в пустыню для принесения жертвы Богу, Когда фараон разрешит израильскому народу удалиться в пустыню на три дня пути, тогда они могут, воспользовавшись этим случаем, навсегда покинуть страну рабства.
Господь предупреждает Моисея, что фараон отпустит их не добровольно, а только после страшных карающих чудес, которые совершатся над Египтом. Чтобы сыны израильские поверили Моисею, Господь дал ему силу творить чудеса: начиная с этого момента, Моисей мог по желанию превращать жезл в змея, вызывать и излечивать проказу руки и превращать воду в кровь. И хотя Господь наделил Моисея силой чудотворения, он все же продолжал отказываться от такой чрезвычайно трудной миссии, ссылаясь на свое косноязычие и отсутствие красноречия, которое так необходимо для вождя многочисленного народа. Господь прогневался на Моисея за его непослушание и сказал, что даст Моисею в помощь его старшего брата, Аарона, который весьма красноречив и будет говорить от его имени. Только при этом условии Моисей повиновался воле Божией. Попрощавшись с тестем, Моисей посадил на осла жену и детей и с тревожным сердцем направился в Египет. В дороге его ожидало страшное приключение. За то, что он до сих пор не совершил обрезание над одним из своих сыновей, Господь хотел умертвить Моисея. Но Сепфора, жена его, взяв каменный нож, быстро совершила обрезание и тем самым спасла Моисея от неминуемой смерти. После этого события Сепфора со своими сыновьями вернулась в дом отца своего, а Моисей один продолжал путь в Египет. На границе Египта Моисей встретился с Аароном, которого Господь послал ему навстречу. Моисей открыл своему брату волю Божию и показал знамения. В свою очередь, Аарон подробно рассказал Моисею о печальном положении евреев в Египте.
Когда они пришли в землю Гесем, то прежде всего собрали израильских старейшин и открыли им волю Божию о еврейском народе, подкрепляя свои слова чудесами. Еврейские старейшины, услышав о том, что Господь посетил их и дарует им свободу, с радостью восприняли эту весть. С быстротой молнии эта весть облетела все колена, племена и семейства. Народ воспрянул духом и радовался, что наконец-то «Господь посетил сынов Израилевых» (
Исх. 4:31). После этого оставалось только сообщить волю Божию фараону и просить его об освобождении народа для жертвоприношения.
Казни египетские
Исх. 5-11 С того памятного дня, когда Моисей в приступе гнева убил египтянина, прошло сорок лет. В Египте уже правил другой фараон, при его дворе служило новое поколение чиновников. Можно было думать, что преступление Моисея стерлось в памяти людей, и бывшему изгнаннику ничего больше не угрожало. Впрочем, кто бы узнал в бородатом азиате в грубом, длинном плаще с пастушьим посохом в руке изысканного молодого египтянина, приемного сына царевны, о котором когда-то столько говорили!
Смело вошел избранник Божий вместе со своим братом к фараону и сказал ему: «Так говорит Господь, Бог Израилев: отпусти народ Мой, чтоб он совершил Мне праздник в пустыне». Но египетский владыка отверг просьбу Моисея, он резко ответил просителям: «Кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его и отпустил [сынов] Израиля? я не знаю Господа Израиля не отпущу» (
Исх. 5:1-2). С этими словами фараон выдворил ходатаев за угнетенный народ, а своим чиновникам сказал, что от безделья у евреев такие праздные мысли, поэтому их надо еще больше закабалить.
В виде наказания он повелел израильтянам не только вырабатывать ранее установленную норму кирпичей, но сверх того самим доставлять солому для их выделки. Это требовало дополнительного рабочего времени, так как соломы в Египте было не слишком много и приходилось искать ее по всей стране. А если кто-либо по этой причине не успевал изготовить установленное количество кирпичей, ему грозила тяжелая кара. Израильтяне, удрученные таким оборотом дела, сетовали на Моисея за то, что его ходатайство перед фараоном принесло больше вреда, чем пользы.
Тогда Моисей и Аарон по повелению Божию опять явились к царю. Чтобы убедить его, что они действительно посланники Божии, Аарон бросил на пол свой жезл, и он мгновенно превратился в ползающего змея. Но фараон с улыбкой сожаления посмотрел на Моисея и Аарона, велел привести своих чародеев, и те проделали то же самое, что и Аарон. На фараона не произвело особого впечатления даже то обстоятельство, что змей Аарона пожрал змеев египетских волхвов. Сердце фараона ожесточилось, и он велел выпроводить братьев из дворца.
Фараон смирился лишь тогда, когда Моисей по повелению Божию наслал на Египет поочередно десять казней: сперва вода Нила превратилась в кровь, потом в устрашающих размерах размножились жабы, мошки и песьи мухи, пошел мор на скот, тела людей покрылись гноящимися нарывами, сильный град уничтожил урожай, а что осталось на полях, поела саранча, затем в течение трех дней по всему Египту была тьма. Казни эти поражали только те места, где жили египтяне; земли же Гесем они не касались. Притом каждая казнь начиналась и оканчивалась по слову Моисея. Египетские маги пытались было своим искусством произвести такие же чудеса, но при третьей казни сами сознались фараону, что в делах Моисея виден перст Божий. Каждая новая казнь наводила ужас на фараона, и он соглашался отпустить израильтян в пустыню, но вскоре брал назад свое обещание.
Тогда Господь навел на Египет последнюю и самую гибельную казнь - умерщвление всех египетских первенцев, после которой фараон разрешил евреям принести жертву в пустыне своему Богу.
Установление Пасхи
Исх. 12-13 Прежде чем последняя казнь постигла египтян, Моисей начал подготавливать евреев к исходу из Египта. Народ должен был запастись всем, что могло понадобиться в пустыне.
Живя в Египте четыреста тридцать лет, израильтяне познакомились с различными ремеслами этой цивилизованной страны, так что они в культурном отношении стояли гораздо выше кочевников, и поэтому могли сразу основать благоустроенное государство в Палестине. Но рабская жизнь, естественно, не могла способствовать их хорошему экономическому состоянию. В течение многих лет они были превращены в рабов, не получавших за свой труд никакой платы. Теперь, перед уходом из страны, народ должен был, в качестве компенсации, выпросить у знакомых египтян все, что могло оказаться необходимым в пустыне, - одежды, украшения, сосуды и тому подобные вещи. Шло время. Наступил весенний месяц Авив (Нисан), заколосились нивы. «И сказал Господь Моисею и Аарону: «месяц сей да будет у вас началом месяцев, первым да будет он у вас между месяцами года» (
Исх. 12:2). Господь открыл Моисею, что в ночь на пятнадцатое Нисана Он пройдет по Египту и поразит всех первенцев египетских, и над всеми их богами произойдет суд. В эту роковую для египтян ночь Господь выведет потомков Авраама из страны рабства. Свое освобождение от рабства евреи должны были в эту ночь отпраздновать достойным образом. По повелению Божию каждое семейство должно выбрать из своего стада однолетнего агнца, мужского пола, непорочного, т.е. без физических недостатков. Вечером четырнадцатого Нисана каждая семья должна заколоть агнца, а его кровью помазать косяки дверей своих домов. Жертвенное мясо агнца они не должны варить, а испечь на огне. Причем, агнца надо было испечь целым, с головою, ногами и внутренностями.
Есть мясо они должны с пресным хлебом (опресноками) и горькими травами (лук, чеснок). Костей агнца не разрешалось ломать, а останки от него сжечь на огне. Израильтяне должны были есть агнца стоя, в дорожной одежде, готовыми в любой момент покинуть Египет. Это событие Господь назвал Пасхой, что значит «проходить мимо». «...Я в сию самую ночь, - говорит Господь, - пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота... И будет у вас кровь знаменем на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую. И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во [все] роды ваши…» (
Исх. 12:12-14). Вместе с Пасхой Господь повелел соединить праздник опресноков. В продолжение семи дней (с 14 до 21 Нисана) евреи должны есть только опресноки. В это время ничего квасного они не должны иметь в своих домах. Праздник опресноков должен сохраниться как установление вечное, в воспоминание о выходе евреев из Египта. Ветхозаветная
Пасха является прообразом Новозаветной Пасхи, а Ветхозаветный агнец - прообразом Новозаветного Агнца - Господа нашего Иисуса Христа. Закланный ветхозаветный агнец является умилостивительной жертвой Богу за еврейский народ. Его мясо предлагается евреям для трапезы, а его кровью еврейские первенцы избавляются от смерти. Подобно этому в Новом Завете Христос, Агнец Божий, приносит Себя на Кресте в умилостивительную Жертву Богу Отцу за грехи всего человечества. Кровью Его мы все избавляемся от рабства диаволу. За Божественной Литургией он предлагает всем верным в снедь Свое Тело и Кровь «во оставление грехов и жизнь вечную». В ночь празднования Пасхи еврейский народ как бы воскрес для новой, свободной жизни, ибо в эту ночь он покинул страну рабства. Подобно этому в День Воскресения Христова Господь призывает нас покинуть мир рабства диаволу и перейти в мир истинной свободы и счастья, который может осуществиться только с Богом и в Боге.
Исход из Египта
Исх. 12-14 Предсказание Господне свершилось. Заря, засиявшая в ночь на пятнадцатое Нисана для израильтян лучами свободы, осветила для египтян то ужасное бедствие, которое разразилось над ними в эту ночь. Еще евреи у своих очагов праздновали Пасху Господню, а Ангел смерти прошел по всему Египту и поразил всех египетских первенцев. Ужас напал на египтян «и сделался великий вопль [по всей земле] Египетской, ибо не было дома, где не было бы мертвеца» (
Исх. 12:30). В самом дворце фараон оплакивал своего наследника. Последнего удара не выдержало высокомерие фараона. Узнав о страшном бедствии постигшем страну и его собственный дом он еще ночью призвал Моисея и Аарона и с отчаянием сказал им: «Встаньте, выйдите из среды народа моего как вы, так и сыны Израилевы, и пойдите, совершите служение Господу [Богу вашему]... и благословите меня» (
Исх. 12:31-32). Египтяне, жившие поблизости с евреями, также просили евреев покинуть их страну и давали им золотые и серебряные вещи.
Рано утром в 15 день месяца Авива (Нисана) евреи вышли из домов с такой поспешностью, что не успели заквасить теста. Они несли его в квашнях на плечах своих и уже в дороге напекли себе опресноков. Народ собирался под знамена своих старейшин, и большими группами евреи направлялись в Раамсес, где их ожидал великий вождь и освободитель Моисей. Когда все были в сборе, заиграли серебряные трубы и колонна израильтян покинула землю Гесем, направляясь на восток. Колонна состояла из шестисот тысяч вооруженных мужчин, не считая женщин и детей. Во главе колонны двигался катафалк с деревянным гробом, в котором покоились набальзамированные останки патриарха Иосифа, а шествие замыкали бесчисленные стада овец, коз и вьючных ослов.
В пустыне беглецы, к радости своей, убедились, что ими предводительствует Господь (
Иегова).Чудесный переход через Красное (Чермное) море
Исх. 14-15 Тем временем, узнав, что евреи хотят уйти из Египта, разъяренный фараон во главе шестисот военных колесниц кинулся в погоню за беглецами. В какой ужас пришли израильтяне, когда из тучи пыли вынырнули грозные колесницы! Евреи в оцепенении смотрели на приближающихся к ним египетских воинов и сетовали, что так легкомысленно позволили Моисею увести себя из земли Гесем, где лучше было бы жить в рабстве, чем погибнуть теперь от руки преследователей в пустыне. Моисей успокаивал отчаявшихся, уверяя, что Господь не покинет Свой народ в беде, если только они будут иметь глубокую веру в своего Создателя и Спасителя. С горячей молитвой о спасении евреев обратился Моисей к Богу, и Господь услышал Своего избранника. Облачный столп, который привел израильтян к Красному морю, опустился на землю между конницей фараона и евреями, так что египтяне никак не могли приблизиться к беглецам. Евреи остановились у самого берега, дальше им путь преграждали воды Красного моря. По повелению Божию «...простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды» (
Исх. 14:21). Как только образовалась суша посредине моря, израильтяне поспешили перейти на другой берег. Они были уже на противоположном берегу, когда египетское войско во главе с фараоном ринулось вслед за беглецами. В тот момент, когда египтяне находились среди моря, Моисей еще раз поднял правую руку, и по его знаку водяные стены обрушились на преследователей. Так чудесным образом израильский народ навсегда покинул страну рабства. Чудесное избавление от страшной опасности привело евреев в неописуемый восторг. Это спасение никак нельзя было приписать самим себе; оно было, в собственном смысле, чудесным, и народ ликовал, прославляя Иегову и своего доблестного вождя Моисея. Евреи здесь еще раз убедились, что Бог их отцов выше всех богов египетских. От полноты своих благодарных сердец они воспели хвалебно-благодарственную песнь Господу, своему Помощнику и Покровителю. Когда закончилась песнь, началось народное ликование. Мариам, достойная сестра великих братьев освободителей, образовала хороводы и с тимпаном в руках вдохновляла женщин к пляскам, песням и играм. Это был самый счастливый день в истории избранного народа.
Чудесный переход через Красное море имеет огромное значение в истории еврейского народа: во-первых, благодаря этому переходу израильтяне окончательно избавились от египетского рабства и стали свободной нацией; во-вторых, совершившимся чудом еще более была укреплена вера евреев в единого истинного Бога; в-третьих, в глазах евреев утвердился авторитет их вождя - Моисея. И наконец, чудесный переход еврейского народа через Красное море показал могущество Израильского Бога и привел в страх и трепет окружающие языческие народы.
Но это событие имеет и прообразовательное значение. Переход евреев через Красное море прообразует новозаветное таинство Крещения. Подобно тому, как израильский народ, чудесно перейдя море, избавился от египетского рабства, так в водах Новозаветного Крещения христианин избавляется от рабства диаволу. Кроме этого, в переходе евреев через Чермное море
Церковь усматривает прообраз Пресвятой Девы Марии, Ее Приснодевство.
Источник: Священная Библейская история / митрополит Вениамин (Пушкарь). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2017. - 784 с. / Ч. 1: Ветхий Завет. 7-350 с.
Вам может быть интересно: