художник подчеркивает актуальность библейской истории

Feb 09, 2024 23:33


Библейские страсти: зачем Саломее понадобилась голова Иоанна Крестителя?
https://dzen.ru/a/ZaafozIlfH2p2-gN . 19 января . https://dzen.ru/arts_tobe?tab=articles

Уже в Ветхом Завете у женщин сложилась дурная репутация: Ева соблазнила Адама запретным плодом и обрекла человечество на беды. Дочери Лота вступили в связь с отцом ради спасения народа, а ветхозаветная вдова Юдифь стала одной из первых феминисток после того, как отрубила голову вражескому военачальнику и провозгласила новую роль женщины.

Красавица Саломея является одной из самых ярких героинь Нового Завета. Именно она сыграла главную роль в гибели Иоанна Крестителя (ближайшего родственника Христа, предсказавшего явление Мессии), а о красоте Саломеи слагали легенды. На протяжении веков этот неоднозначный женский образ волновал мастеров мировой живописи, а в связи с неоднозначностью каждый художник по-своему трактовал историю коварной иудейской царевны.
Иродиада, мать Саломеи:

Саломея жила в начале христианской эры и являлась участницей некоторых событий из жизни Христа. Она была дочерью царицы Иродиады (младшей дочери Береники и Аристобула, казненного сына Ирода Великого), которая вступила противозаконный брак со своим дядей, Иродом Филиппом I, и родила царевну. А затем Иродиада «увлеклась преступной связью» с братом своего мужа, Иродом Антипой. Образцом для подражания Иродиада считала Клеопатру и легендарную ассирийскую царицу Семирамиду, которая прославилась хитростью.



В середине XIX века французский художник Поль Деларош создает полотно «Иродиада», где воплощает образ жестокой царицы в традициях ориентализма - в Европе вспыхнул интерес к восточной культуре и образам одалисок. Поскольку ни один европеец не мог их увидеть, то художникам приходилось домысливать, и женские библейские образы стали ассоциироваться с восточными красавицами.
Отмечу, что в библейские времена такие связи между родственниками не были чем-то исключительным. Тем не менее, народ стал презирать Иродиаду:
"Иродиада ведь не  вдова, к тому же имеет ребенка, вот в чем мерзость!"


  • Такой образ жизни вызвал осуждение Иоанна Крестителя, иудейского проповедника ессейского толка, и он стал врагом беспринципной царицы.
"Иродиада же, злобясь на  него, желала убить его: но не могла. Ибо Ирод боялся Иоканаана, зная, что он муж праведный и святый, и берег его: многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его"

Иоанн Креститель был заключён в тюрьму, но Ирод Антипа не решался казнить его по причине популярности проповедника. Иродиада вынашивала план мести и вскоре решила воплотить его в жизнь. Но существует легенда, согласно которой Иоанн был наказан не за морализаторство: Иродиада якобы была влюблена в пророка, но тот не ответил взаимностью и упрекал в распутстве. Тогда в сердце женщины поселилась ненависть. Эта версия нашла отражение в повести Г. Флобера "Иродиада".
Пир у царя Ирода:

Согласно библейскому повествованию Ирод Антипа справлял свой день рождения в крепости Махерон (на границе Палестины и владений аравийского царя Ареты). На торжество было приглашено множество гостей ("вельмож, тысяченачальников и старейшин Галилейских"). Среди них была и Саломея, которая привлекла всеобще внимание знаменитым танцем.

В Библии не содержится описания танца, который Саломея виртуозно исполнила на пиру. В более поздних сочинениях он называется танцем семи покрывал (dance of the seven veils). Такие античные авторы, как Дион Кассий, Павсаний, Демосфен упоминают реально существовавший в древности эротический танец кордак, который характеризовался ритмическими покачивания бедер и сопровождался сбрасыванием одежды.



Жорж Антуан Рошгросс (1859-1938) Пляска Саломеи перед царем Иродом""Дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним. Царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе. И клялся ей: чего ни попросишь у  меня, дам тебе, даже до половины моего царства".

Но существует и немного иная версия:

Саломея была влюблена в Иоанна Крестителя, но пророк отверг ухаживания молодой красавицы, за что и поплатился жизнью. В литературе этот сюжет впервые воплотил Г. Гейне в поэме "Атта Тролль", где упоминается не только эпизод с танцем семи покрывал, но и поцелуй мертвого пророка в губы.



"Саломея", Люсьен Леви-Дюрмер.
"И в руках она доныне

Держит блюдо с головою

Иоанна и безумно

Эту голову целует.

Ведь она его любила.

Библия молчит об этом,

Но хранит народ преданье
О ее любви кровавой"

Такой интерпретацией библейского сюжета вдохновился и Оскар Уайльд. Именно в его пьесе был создан образ коварной обольстительницы, жестоко покаравшей пророка за отказ. Но Саломея О. Уайльда за дерзость поплатилась жизнью: испуганный речами Ирод велел солдатам убить девушку.
"Я поцеловала твои уста. На твоих губах был горький вкус. Это был вкус крови?.. Но, может быть, это был вкус любви... Говорят, у любви горький вкус..."

Но некоторые историки отмечают, что Саломея не могла танцевать на пиру царя Ирода, так как на тот момент ей едва исполнилось пять лет. Девочка играла сама с собой, а царь восхитился детской наивностью. Кроме того, времена и нравы тогда были суровыми и не располагали к танцу юной красавицы перед захмелевшими гостями. Но в любом случае, Саломея была слишком молода, чтобы самостоятельно выбрать награду:
"Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя. И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя"  (Евангелие от Марка 6:24-25).
"Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей. И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его. Он пошел,отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей". (Евангелие от Марка 6:26-28).



Тициан, «Саломея с головой Иоанна Крестителя». В XVI веке художники часто изображали Саломею крупным планом, так как такой формат изображения позволял передать внутренние переживания героини.
По легенда, отрубленная голова продолжала обличать Ирода и Иродиаду. Тогда Иродиада исколола язык Иоанна Крестителя булавкой и бросила голову в яму. Но жестокое убийство не принесло Иродиаде счастья: народ Галилеи возмутился и незадачливая чета иудейских интриганов провела остатки дней в изгнании.



П. де Греббер. Иродиада над отрубленной головой Иоанна Крестителя, поддерживаемой Саломеей. 1640.Что произошло с Саломеей после пира?

Дальнейшая судьба Саломеи окутана тайнами: по некоторым данным, она вернулась в Рим, где продолжила беззаботную светскую жизнь. Вскоре иудейская царевна вышла замуж за своего дядю, тетрарха Ирода Филиппа II, но брак оказался бездетным. Овдовев, Саломея вышла замуж еще раз (за Аристобула, сына Ирода Халкидского, своего двоюродного брата по матери) и стала царицей Халкиды и Малой Армении.

Во втором браке Саломея родила троих сыновей: Ирода, Агриппу и Аристобула. Об этом периоде жизни Саломеи свидетельствуют сохранившиеся монеты с ее изображением. На лицевой стороне отчеканен профиль её супруга и надпись ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΡΙΣΤΟΒΟΥΛΟΥ (царь Аристобул), на обратной изображена сама Саломея и надпись ΒΑΣΙΛΙΣ ΣΑΛΟΜΗΣ (царица Саломея). Точная дата смерти Саломеи неизвестна.



Монета с изображением Саломеи.Образ Саломеи в искусстве:

Образ коварной искусительницы и роковой женщины породил целую традицию в европейской художественной культуре. Чаще всего художники изображали тот момент истории, когда Саломея держит в руках блюдо с головой Иоанна Крестителя: безмятежное лицо Саломеи на контрасте с искаженным болью лицом мертвого Иоанна Крестителя усиливает драматизм.

Гораздо реже художники изображали танцующую Саломею. Но флорентийский художник кватроченто Беноццо Гоццоли совместил в своей работе два эпизода библейской истории. Бóльшую часть занимает сцена танца , от восхищения Ирод прижимает руку к сердцу. Кстати, гости неслучайно одеты по моде XV века - таким образом художник подчеркивает актуальность библейской истории (подробно этот феномен был рассмотрен Э. Панофским, в частности, на примере росписей свадебных сундуков-cassoni). Слева за перегородкой разворачивается сцена казни: Иоанн Креститель смиренно принимает судьбу, что не совсем соответствует его характеру.



Беноццо Гоццоли, "Танец Саломеи на пиру у царя Ирода и обезглавливание св. Иоанна Крестителя", 1461-1462.
Такую же "актуальную" истории мы увидим на фреске флорентийского живописца Филиппо Липпи в кафедральном соборе Прато: и костюмы, и архитектурные элементы соответствуют эпохе.



Фреска Ф. Липпи "Пир Ирода", 1466.
Питер Пауль Рубенс, фламандский художник эпохи барокко, изображает жестокий эпизод пира - Саломея преподносит отсеченную голову Иоанна Крестителя своей матери. Да, все персонажи вновь одеты по современной фламандской моде. Художник с особой тщательностью выписывает фактуру тканей и мехов, делая кровавую сцену визуально интересной и занятной. За великолепием живописного решения драматический сюжет считывается не сразу. Рубенс изобразил пышное застолье и множество фигур, образующих сложную композицию. Но мертвая голова на этом празднике огорчает лишь царя Ирода, в то врем как остальные гости проявляют легкое любопытство и продолжают радоваться жизни.



П. П. Рубенс, "Пир у царя Ирода", 1635.
Французский художник Гюстав Моро визуализирует жестокие желание Саломеи, изображая момент, который раннее оставался за кадром: страшный подарок предстал перед героиней в образе мистического видения. Полуобнаженная танцовщица изображена на фоне абстрактного храма, похожего на храм Соломона (в живописи XIX веке тенденция изображения этого архитектурного сооружение стала поводом проявить фантазию).



Г. Моро, "Явление Саломее головы Иоанна Крестителя"
В ХХ века отношение к женщине изменилось: появился образ femme fatale, женщины-вамп, и художники были очарованы дуальностью образа. Живописцы акцентируют внимание на природе героини, которая заставила царя выполнить желание благодаря женским чарам.

В работе немецкого художника Франца фон Штука тело Саломеи по-змеиному гибкое, ассоциацию поддерживает и доминирующий изумрудный цвет. За спиной Саломеи прячется инфернальное существо, готовое преподнести голову Иоанна Крестителя на подносе.



Франц фон Штук, "Саломея", 1906.
Моя фаворитка принадлежит кисти Л. Шмуцлера



Шмутцлер Леопольд, «Саломея», около 1905.

Документ 135 - Иоанн Креститель
.

Второе пришествие, Христос, История Россия, культурология, Креститель, Библейский проект, Саломея, художники, Тюдоры, Навальный, История, Династия, Ироды, БольшойКрасныйДракон, Ирод Антипа

Previous post Next post
Up