Часть I Центральная Вселенная и Сверхвселенные Книга Урантии
Документ 1 - Всеобщий ОтецВсеобщий Отец
...
5. Личность Всеобщего Отца
1:5.1 (27.3) Не позволяйте величию Бога, его бесконечности затмевать или заслонять его личность. «Разве не услышит тот, кто дал ухо? Разве не увидит тот, кто образовал глаза?» Всеобщий Отец есть вершина божественной личности; он - источник и цель всех личностных созданий. Бог представляет собой как бесконечность, так и личность; он есть бесконечная личность. Отец являет собой истинную личность, несмотря на то что бесконечность его личности навеки делает невозможным исчерпывающее понимание Отца материальными и конечными существами.
1:5.2 (27.4) Бог - это намного больше, чем личность в человеческом понимании; он выходит далеко за пределы даже возможного представления о сверхличности. Однако совершенно бесполезно обсуждать такие непостижимые понятия божественной личности с материальными созданиями, чей предел представления о реальности существа заключается в идее и идеале личности. Высшая возможная концепция Всеобщего Создателя у материального создания выражается в духовных идеалах, присущих возвышенному представлению о божественной личности. Поэтому хотя вы, быть может, знаете, что Бог должен быть больше, чем человеческое представление о личности, вы столь же хорошо знаете, что Всеобщий Отец никак не может быть меньше, чем вечная, бесконечная, истинная, благая и прекрасная личность.
1:5.3 (27.5) Бог не скрывается ни от кого из своих созданий. Он недостижим для столь многих категорий существ только потому, что он «живет в свете, к которому ни одно материальное создание не может приблизиться». Безмерность и величие божественной личности выходят за пределы понимания несовершенного разума эволюционных смертных. Он «измеряет воды горстью своей, пядью измеряет вселенную. Он есть тот, кто восседает над кругом земли, кто простирает небеса, словно ткань, и раскидывает их, словно вселенский шатер для жилья». «Поднимите глаза на небо и посмотрите, кто сотворил всё это, кто исчисляет их миры и называет их всех по имени»; и потому истинно, что «незримые вещи Божьи отчасти понимаются через вещи созданные». Сегодня - такие, какими вы являетесь, - вы должны понять невидимого Творца через его многоликое и разнообразное творение, равно как через откровение и служение его Сынов и их многочисленных подчиненных.
1:5.4 (28.1) Хотя материальные смертные и не могут увидеть лик Божий, им следует возрадоваться в уверенности, что он представляет собой личность; своей верой принять истину о любви Всеобщего Отца к миру - любви столь великой, что она обеспечила низшим обитателям этого мира вечный духовный прогресс; уверовать, что Бог «души не чает в своих детях». У Бога нет недостатка ни в одном из тех сверхчеловеческих и божественных атрибутов, которые образуют совершенную, вечную, любящую и бесконечную личность Создателя.
1:5.5 (28.2) За исключением персонала сверхвселенных, в локальных творениях у Бога нет иного личного или местного проявления, кроме Райских Сынов-Создателей, которые являются отцами населенных миров и полновластными правителями локальных вселенных. Если бы создание обладало совершенной верой, оно знало бы наверняка, что увидев Сына-Создателя, оно увидело Всеобщего Отца; в поисках Отца оно не просило бы и не ожидало бы увидеть никого, кроме Сына. Смертный человек просто неспособен увидеть Бога, пока он не завершит трансформацию духа и действительно не достигнет Рая.
1:5.6 (28.3) Природа Райских Сынов-Создателей не включает всех безусловных потенциалов, относящихся к универсальной абсолютности, присущей бесконечной природе Первого Великого Источника и Центра, однако в любом возможном отношении Всеобщий Отец божественно присутствует в Сынах-Создателях. Отец и его Сыны едины. Эти Райские Сыны категории Михаила являются не только совершенными личностями, но и эталоном для всего личностного в локальной вселенной - от Светлой Утренней Звезды вплоть до низшего человеческого создания, представителя прогрессирующей эволюции животных.
1:5.7 (28.4) Без Бога, без его великого и центрального лица, во всей необъятной вселенной вселенных не было бы личности. Бог есть личность.
1:5.8 (28.5) Несмотря на то что Бог представляет собой вечное могущество, величественное присутствие, трансцендентный идеал и восхитительный дух, хотя он есть всё это и бесконечно больше, тем не менее, он является, воистину и во веки веков, совершенной личностью - Создателем, который может «познать и быть познанным», который может «любить и быть любимым» и который может стать нам другом; со своей стороны, подобно другим людям, вы можете стать известны как друг Бога. Он - реальный дух и духовная реальность.
1:5.9 (28.6) Наблюдая, как Всеобщий Отец раскрывает себя в своей вселенной, видя, как он проникает в мириады своих созданий, узнавая Отца в его Полновластных Сынах, продолжая повсеместно ощущать его божественное присутствие, - не усомнимся же в примате его личности. Несмотря на всё свое необъятное распространение, он остается истинным лицом и непрестанно поддерживает личную связь с бесчисленными сонмами своих созданий по всей вселенной вселенных.
1:5.10 (28.7) Идея личности Всеобщего Отца представляет собой расширенное и более истинное представление о Боге, возникшее у человечества в основном благодаря откровениям. Разум, мудрость и религиозный опыт - все они предполагают и подразумевают личность Бога, но не всецело ее обосновывают. Даже внутренний Настройщик Мышления является доличностным. Истинность и зрелость любой религии прямо пропорциональна ее представлению о бесконечной личности Бога и постижению абсолютного единства Божества. Таким образом, идея личностного Божества становится мерой религиозной зрелости, после того как в религии возникает представление о единстве Бога.
1:5.11 (29.1) Примитивная религия признавала многих личностных богов, созданных по образу человека. Откровение подтверждает верность понятия о личности Бога, которое не более чем возможно в научном постулате Первопричины и лишь условно допускается в философской идее Всеобщего Единства. Только через личность можно приступить к постижению единства Бога. Отрицание личности Первого Источника и Центра означает выбор одного из двух решений этой философской дилеммы: материализм или пантеизм.
1:5.12 (29.2) При созерцании Божества понятие личности необходимо освободить от идеи телесности. Материальное тело не является обязательным для личности - будь то личность человека или Бога. Ошибка, связанная с толкованием роли телесного, проявляется в обеих крайностях человеческой философии. Для материализма смерть, лишающая человека его тела, ведет к прекращению существования личности; для пантеизма не имеющий тела Бог не является, следовательно, личностью. Сверхчеловеческий тип прогрессирующей личности действует в союзе разума и духа.
1:5.13 (29.3) Личность - это не просто атрибут Бога; это скорее всеобщность согласованной бесконечной природы и объединенной божественной воли, что демонстрируется в вечности и универсальности совершенного выражения, продемонстрированной в вечности и всеобщности. Личность - в высшем смысле - есть откровение Бога во вселенной вселенных.
1:5.14 (29.4) Будучи вечным, всеобщим, абсолютным и бесконечным, Бог не расширяет своего знания и не углубляет свою мудрость. Бог не приобретает опыта так, как это мог бы предположить или понять конечный человек, однако, в пределах своей собственной вечной личности, он получает истинное удовлетворение от постоянно расширяющейся самореализации, что, в определенном смысле, сравнимо с приобретением нового опыта конечными существами эволюционных миров и аналогично такому опыту.
1:5.15 (29.5) Абсолютное совершенство бесконечного Бога обрекло бы его на крайние ограничения, присущие безусловной завершенности совершенства, если бы не тот факт, что Всеобщий Отец непосредственно участвует в личностных усилиях каждой несовершенной души огромной вселенной, стремящейся, с божественной помощью, взойти к духовно совершенным небесным мирам. По всей вселенной вселенных этот возрастающий опыт каждого духовного существа и каждого смертного создания является составной частью вечно расширяющегося сознания Отца как Божества в бесконечном божественном круге непрестанной самореализации.
1:5.16 (29.6) Буквальна истина: «Во всякой скорби вашей он скорбит с вами». «Во всех торжествах ваших он торжествует с вами». Его доличностный божественный дух действительно является вашей частью. Остров Рай реагирует на все физические превращения во вселенной вселенных; Вечный Сын заключает в себе каждый духовный импульс всего творения; Совместный Вершитель охватывает все проявления разума расширяющегося космоса. Всеобщий Отец воплощает во всей полноте божественного сознания весь индивидуальный опыт прогрессивных усилий развивающегося разума и возрастающей духовности каждой сущности, существа и личности всего эволюционного творения времени и пространства. И всё это в буквальном смысле истинно, ибо «в Нём мы живем, двигаемся и существуем».
6. Личность во вселенной
1:6.1 (29.7) Человеческая личность есть пространственно-временно́й образ, тень, отбрасываемая божественной личностью Создателя. Никакую действительность невозможно адекватно постичь изучением ее тени. Тени следует интерпретировать в терминах истинной субстанции.
1:6.2 (30.1) Для науки Бог есть причина, для философии - идея, для религии - личность, в том числе исполненный любви небесный Отец. Для ученого Бог есть исходная сила, для философа - гипотеза единства, для религиозного человека - живой духовный опыт. Неадекватность человеческого представления о личности Всеобщего Отца можно исправить только духовным прогрессом человека во вселенной; полная же адекватность наступит только тогда, когда паломники времени и пространства достигнут, наконец, божественных объятий живого Бога в Раю.
1:6.3 (30.2) Никогда не упускайте из виду противоположных точек зрения на личность в понимании Бога и человека. Человек рассматривает и понимает личность с точки зрения конечного о бесконечном, Бог - с точки зрения бесконечного о конечном. Человек обладает низшим типом личности, Бог - высшим, а именно верховным, предельным и абсолютным. Поэтому для улучшения представлений о божественной личности пришлось терпеливо дожидаться появления улучшенных идей о личности человеческой и, в особенности, усовершенствованного раскрытия как человеческой, так и божественной личности в посвященческой жизни, прожитой на Урантии Сыном-Создателем Михаилом.
1:6.4 (30.3) Доличностный божественный дух, пребывающий в смертном разуме, самим своим присутствием является убедительным доказательством реальности своего существования, однако понятие божественной личности можно постигнуть только духовным прозрением, присущим истинному религиозному опыту личности. Любую личность - человеческую или божественную - можно познать и понять совершенно независимо от внешних реакций или материального присутствия такой личности.
1:6.5 (30.4) Для дружбы двух личностей необходима определенная степень нравственного родства и духовной гармонии; любящая личность вряд ли откроет себя нелюбящей. Уже для одного только приближения к познанию божественной личности необходимо посвятить этому весь талант человеческой личности; нерешительные, половинчатые действия будут тщетны.
1:6.6 (30.5) Чем полнее человек понимает себя и ценит личностные качества других людей, тем сильнее он будет стремиться к познанию Изначальной Личности и тем искреннее будет такой познавший Бога человек стремиться стать подобным Изначальной Личности. Можно расходиться во мнениях о Боге, однако полученный в нём и вместе с ним опыт полностью выходит за пределы любых человеческих споров и чисто интеллектуальных умозаключений. Богопознавший человек описывает свой духовный опыт не для того, чтобы убедить неверующих, но для наставления и взаимного удовлетворения верующих.
1:6.7 (30.6) Допустить, что вселенная может быть познана, что она доступна для понимания, - значит допустить, что она создана разумом и управляется личностью. Человеческий разум способен понять только явления другого разума - будь то разум человека или сверхчеловека. Если человеческая личность способна познать вселенную через опыт, это значит, что где-то в этой вселенной сокрыт божественный разум и подлинная личность.
1:6.8 (30.7) Бог есть дух - духовная личность; человек также является духом - потенциальной духовной личностью. Иисус Назарянин достиг полной реализации этого потенциала духовной личности в человеческом опыте; поэтому его жизнь, посвященная исполнению воли Отца, становится для человека самым реальным и идеальным раскрытием личности Бога. Хотя постигнуть личность Всеобщего Отца можно только в непосредственном религиозном опыте, земная жизнь Иисуса воодушевляет нас совершенством демонстрации такой реализации и раскрытия личности Бога в истинно человеческом опыте.
7. Духовная ценность понятия личности
1:7.1 (31.1) Когда Иисус говорил о «живом Боге», он имел в виду личностное Божество - Отца на небесах. Представление о личности Божества способствует товариществу, оно благоприятствует разумному поклонению, оно способствует живительной доверительности. Между неличностными вещами возможно взаимодействие, но не товарищество. Товарищеские отношения между отцом и сыном - как и между Богом и человеком - возможны только потому, что оба они являются личностями. Только личности способны общаться друг с другом, хотя это личностное общение и может существенно облегчаться присутствием именно такой безличностной сущности, как Настройщик Мышления.
1:7.2 (31.2) Человек не соединяется с Богом, как капля воды с океаном. Человек обретает божественное единство благодаря углубляющемуся взаимному духовному общению, благодаря связи личности с личностным Богом, благодаря всё большему обретению божественной природы в искреннем и разумном подчинении божественной воле. Столь возвышенные отношения возможны только между личностями.
1:7.3 (31.3) Понятие истины может рассматриваться в отрыве от личности, понятие красоты может существовать без личности, однако представление о божественной благости постижимо только в отношении к личности. Только личность может любить и быть любимой. Таким же образом, надежда на продолжение жизни была бы лишена красоты и истины, если бы они не были атрибутами личностного Бога - любящего Отца.
1:7.4 (31.4) Мы неспособны до конца понять, каким образом Бог может быть первичным, неизменным, всесильным и совершенным - и одновременно окруженным эволюционирующей вселенной относительных несовершенностей, вселенной непрестанно изменяющейся и, по всей видимости, ограниченной законами. Но мы способны познать эту истину в нашем личном опыте, ибо все мы сохраняем идентичность личности и единство воли, несмотря на постоянное изменение как нас самих, так и нашего окружения.
1:7.5 (31.5) Предельную вселенскую реальность невозможно постичь математикой, логикой или философией - это достижимо только путем личного опыта в условиях возрастающего подчинения божественной воле личностного Бога. Ни наука, ни философия, ни теология не способны подтвердить существование личности Бога. Подлинное духовное осознание личности Бога осуществимо только в личном опыте вероисповедных сынов небесного Отца.
1:7.6 (31.6) Высшие представления о вселенской личности включают идентичность, самосознание, личную волю и возможность самораскрытия. Кроме того, все эти качества предполагают товарищество с другими и равными личностями, наподобие того, которое существует в объединениях личностей Райских Божеств. И абсолютное единство этих объединений настолько совершенно, что божественность становится известной как неразделимость, единство. «Господь Бог един». Неразделимость личности не мешает Богу посвящать свой дух, поселяющийся в сердцах смертных людей. Неразделимость личности человеческого отца не препятствует воспроизводству смертных сынов и дочерей.
1:7.7 (31.7) Понятие неразделимости в совокупности с понятием единства подразумевает выход Предельности Божества за границы как времени, так и пространства; поэтому ни время, ни пространство не могут быть ни абсолютными, ни бесконечными. Первый Источник и Центр - это та бесконечность, которая безусловно превосходит границы разума, материи и духа.
1:7.8 (31.8) Факт существования Райской Троицы никоим образом не противоречит истине о божественном единстве. Во всех реакциях на космическую реальность и во всех отношениях с созданиями три личности Райского Божества действуют как единая личность. Не противоречит существование этих трех вечных личностей и истине о неразделимости Божества. Я полностью сознаю тот факт, что в моем распоряжении нет адекватных языковых средств для объяснения смертному разуму нашего понимания этих космических проблем. Но вам не следует приходить в уныние: не все эти вопросы до конца понятны даже высоким личностям, принадлежащим к моей группе Райских существ. Всегда помните о том, что эти трудные для понимания истины, относящиеся к Божеству, станут проясняться по мере того, как ваш разум будет наполняться всё большей духовностью в последующие эпохи на протяжении долгого восхождения смертных к Раю.
1:7.9 (32.1) [Представлено Божественным Советником, членом группы небесных личностей, получившим задание Древних Дней Уверсы, столицы седьмой сверхвселенной, возглавить подготовку тех частей последующего откровения, которые относятся к вопросам, выходящим за рамки локальной вселенной Небадон. В мои полномочия входит подготовка документов, описывающих природу и атрибуты Бога, ибо я представляю высший источник соответствующей информации, доступной где-либо в обитаемых мирах. Я служил в статусе Божественного Советника во всех семи сверхвселенных и в течение долгого времени находился в Райском центре всего творения. Не раз я испытывал высшее наслаждение от непосредственного личного присутствия Всеобщего Отца. Я описываю реальность и истину природы и атрибутов Отца с неоспоримыми полномочиями; я знаю, о чём говорю.]