Почти все время царствования Алексея Михайловича при нем неотлучно находился постельничий и дворецкий Федор Михайлович Ртищев - один из самых симпатичных русских людей XVII века. Современники называли его «милостивым мужем», а один составитель его биографии, не колеблясь, назвал свое сочинение житием.
И в самом деле, Ртищев был одним из тех редких людей, у которых совсем нет самолюбия. Он не просто исполнил, а как будто даже переусердствовал в исполнении евангельской заповеди любви к ближнему, ибо своего ближнего Федор Михайлович возлюбил не как самого себя, а вместо себя. Он воспитал в себе самую трудную для человека доблесть - смиренномудрие. Подставить правую щеку было для него не подвигом, а обычным поступком. В подчинении у него состоял некто Иван Озеров, некогда облагодетельствованный им, а позже ставший его врагом. Ртищев и не подумал воспользоваться своей властью над этим человеком. Напротив, он приходил к его дому, тихо стучался в дверь, молча выслушивал брань хозяина, а потом снова приходил к нему с добросердечным приветом, как будто ничего не бывало. Так продолжалось до смерти упрямого недруга, которого Ртищев и похоронил, как хоронят добрых друзей.
От боярского сана Федор Михайлович отказался, а своим влиянием царского любимца пользовался, чтобы быть миротворцем при дворе, сдерживать заносчивых и неуступчивых людей, вроде патриарха Никона или протопопа Аввакума.
За Ртищевым числилось немало важных государственных служб. Но все-таки главным его поприщем было служение страждущему и нуждающемуся человечеству. В Москве он содержал на свой счет богадельню для больных, престарелых и убогих и нечто вроде вытрезвителя для бездомных пьяниц. Перед смертью Федор Михайлович отпустил на волю всех дворовых и умолял своих наследников только об одном - на помин его души обращаться как можно лучше с крестьянами, «ибо, - говорил он, - они нам суть братья».
Частный почин влиятельного и доброго человека не пропал втуне. Позже ртищевские богоугодные заведения легли в основание целой системы государственно-церковных благотворительных учреждений. Интересные факты
Род Ртищевых происходит от выехавшего в 1389 году из Золотой Орды к великому князю Дмитрию Донскому Аслана-Челеби-Мурзы, принявшего православие и получившего имя Прокопий. Его сын Лев Прокопиевич стал родоначальником Ртищевых. Ртищевы состояли в родстве с Арсеньевыми, Ждановыми, Сомовыми и другими. Род Ртищевых внесён в VI, II и III части родословной книги Владимирской, Тверской, Костромской, Калужской, Тамбовской, Курской, Саратовской и Тульской губерний.
Фёдор Ртищев родился в апреле 1626 года в семье лихвинского городового дворянина Михаила Алексеевича Ртищева и его жены Иулиании (Ульяны) Фёдоровны (урождённой Потёмкиной). Детство Фёдора прошло попеременно то в Москве, то в вотчине отца - селе Покровском, находившемся приблизительно в 32 км (15 верстах) от Лихвина.
Поселившись в 2 верстах от Москвы, Ртищев стал жить отшельником и свое имущество раздавать бедным. Молва об его благотворительности достигла царя Алексея Михайловича, который приблизил его к себе, возведя в сан постельничего. Пользуясь покровительством царя и патриарха Иосифа, Ртищев на месте своего первоначального поселения построил Спасопреображенский монастырь, открыл училище, где вызванные им киевские монахи «обучали языкам славянскому и греческому, наукам словесным до риторики и философии». Это училище в 1685 году было переведено в Заиконоспасский монастырь и послужило зерном Славяно-греко-латинской академии.
У Ртищева было много врагов, которые были недовольны его влиянием на царя и хотели убить. Онажды он спасся от них только в покоях Алексея Михайловича, который еще более приблизил его к себе, сделав его воспитателем своего сына Алексея. В числе недоброжелателей Ртищева был и патриарх Никон, которому он советовал не вмешиваться в мирские дела.
В 1656 г. Ртищев провел переговоры с поляками, во исполнение тайного наказа Алексея Михайловича об увеличении титула московского царя. По настоянию Ртищева, поляки стали писать титул Алексея Михайловича с прибавлением слов «и Малыя и Белыя России», т. е. признали права России на эти земли.
На выкуп русских пленных из Крыма и Турции Ф. М. Ртищев пожертвовал 1000 рублей серебром.
В 1671 году, во время сильного голода в Вологде, он послал вологодскому архиепископу Симону 200 мер хлеба, а затем 900 рублей серебром и 100 золотых, вырученных главным образом от продажи своего имущества, включая одежду и утварь.
Вскоре после смерти Фёдора Михайловича Ртищева было составлено «Житие милостивого мужа Фёдора, званием Ртищева». Это явление чрезвычайно редкое для мирянина Московской Руси, поскольку в те времена составлялись, главным образом, жизнеописания святых и духовных лиц.
Изображение Фёдора Михайловича помещено на горельефе памятника «Тысячелетие России», в отделе «Просветителей», между фигурами патриарха Никона и Дмитрия Ростовского.
Этот человек - одно из лучших воспоминаний, завещанных нам древнерусской стариной… Ртищев принадлежал к числу тех редких и немного странных людей, у которых совсем нет самолюбия… Наперекор природным инстинктам и исходным людским привычкам, в заповеди Христовой любить ближнего своего, как самого себя, он считал себя способным исполнять только первую часть: он и самого себя любил только для ближнего, считая себя самым последним из своих ближних, о котором не грешно подумать разве только тогда, когда уже не о ком больше думать - совершенно евангельский человек, правая щека которого сама собою без хвастовства и расчета подставлялась ударившему по левой, как будто это было требованием физического закона или светского приличия, а не подвигом смирения.
В силу своих личных и индивидуальных особенностей, увлечённый русской историей, в частности, и всего и вся вообще, вот что у меня получилось от совмещения личин, по известным мне закономерностям:
Тишков Георгий Васильевич, 05.03.1940 Инза, Ульяновской ДРАКОН - ассоциативно вышел у меня на
"Тишайшего" Алексея Михайловича 9(19).03.1629 Москва ЗМЕЯ - 30.01(09.02).1676 Москва. Венчан на царство 28.09.1645.