совместно с Русским географическим обществом

Mar 27, 2021 16:11

, "Умка-21"..


В Арктике прошли масштабные учения российского флота, фишкой которых стало групповое всплытие подводных лодок через ледяной покров и пролет истребителей МиГ-31 над Северным Полюсом.
Так сказать материально подкрепляют заявленные арктические амбиции, которые оспариваются США. Тема Северного Морского Пути и привилегированного права России его контролировать, на днях актуализировалась, после возникновения пробки https://colonelcassad.livejournal.com/6656976.html в Суэцком канале.

image Click to view


Аннотация:

В ходе экспедиции, по словам адмирала Николая Евменова, предусмотрены 43 мероприятия, из которых к настоящему времени выполнены 35, в том числе 10 совместно с Русским географическим обществом. Все мероприятия экспедиции выполняются планово.
Главнокомандующий ВМФ сообщил, что в экспедиции задействовано более 600 военнослужащих и гражданского персонала и около 200 образцов вооружения, военной и специальной техники. Все спланированные мероприятия проходят в суровых климатических условиях: в районе экспедиции средняя температура - минус 25-30 градусов по Цельсию, толщина ледяного покрова до 1,5 метров, ветер в порывах достигает 32 метра в секунду.
Адмирал Николай Евменов доложил Владимиру Путину, что в рамках арктической экспедиции впервые в истории российского Военно-Морского Флота выполнены:
всплытие из-подо льда трех атомных подводных лодок в ограниченном районе радиусом 300 метров;
полет в приполюсный район с дозаправкой в воздухе пары истребителей МиГ-31 с проходом географической точки Северного полюса;
практическая торпедная стрельба атомной подводной лодкой из-подо льда с последующим оборудованием полыньи в точке всплытия торпеды и ее подъем на поверхность;
тактическое учение с подразделением арктической мотострелковой бригады в сложных метеоусловиях.
«По итогам проведенных мероприятий образцы вооружения, военной и специальной техники, участвующие в военно-технических экспериментах в целом подтвердили свои тактико-технические характеристики в условиях высоких широт и низких температур», - заявил главком ВМФ России.

Штаты в этой гонке за доминацию в Арктике пока отстают - инфраструктура у них в Арктике слабая (даже по их собственному признанию), ледокольного флота практически нет (не так давно был забавный материал https://lenta.ru/news/2020/12/09/ledokol/ про то, как крупнейший американский ледокол испытывает серьезные проблемы с запчастями). Но в планах у них есть нарастить как свою военную инфраструктуру, так и построить к 30-м годам несколько новых ледоколов. Так что новая Холодная война безусловно затронет и вопросы экономической, политической и военной конкуренции в Арктике.



К слову о Северном Морском Пути, под работу которого РФ строит ледокольный флот и строит/восстанавливает военную инфраструктуру в Арктике.
При дальнейшем таянии льдов, актуальность СМП будет только возрастать. И там будут нужны не только ледоколы для провода судов, но и военная инфраструктура, чтобы обеспечить контроль и безопасность маршрута от поползновений "зарубежных партнеров".


. Cроки сдачи атомного ледокола «Сибирь» перенесены.

Как сообщила газета «Коммерсантъ» в материале Анастасии Веденеевой «Сибирь» не сразу строилась. Сдача атомного ледокола перенесена с августа на декабрь», первый серийный атомный ледокол «Сибирь» проекта 22220 (ЛК-60Я) не будет сдан в августе, новый срок - декабрь. В Объединенной судостроительной корпорации винят в сдвиге сроков медленную корректировку проектной документации по итогам строительства головного ледокола, низкий темп электромонтажных работ и отставание в поставке паротурбинных установок. По данным “Ъ”, Балтзавод готовится провести физический пуск реакторов «Сибири» летом, а в ноябре выйти на ходовые испытания. Но источники “Ъ” считают эти сроки слишком оптимистичными.


Два линейных атомных ледокола проекта 22220 (ЛК-60Я) в достройке у стенки АО «Балтийский завод» (Санкт-Петербург) - спереди «Урал», за ним «Сибирь». 24.02.2021 (с) ВКонтакте / vk.com/piterhi

Сроки сдачи второго атомного ледокола «Сибирь» мощностью 60 МВт, строящегося на входящем в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК) Балтзаводе, вновь срываются. Первое серийное судно будет сдано не в августе, а в декабре, рассказали “Ъ” источники, знакомые с ситуацией.

В ОСК “Ъ” подтвердили, что ожидают сдачи «Сибири» в текущем году, «скорее всего, в декабре». Техническая готовность судна составляет 86,59%.

«Оставшиеся сроки выполнения работ по завершению строительства регламентируются больше технологической последовательностью, которую невозможно компенсировать за счет увеличения привлеченных работников»,- пояснили в корпорации.

Как отмечают в ОСК, в процессе строительства там столкнулись с рядом проблем: низкий темп корректировки рабочей конструкторской документации по итогам строительства головного ледокола, неудовлетворительный темп электромонтажных работ. Также, пояснили в корпорации, сказалось накопленное отставание по поставке и монтажу паротурбинных установок (три месяца относительно последних установленных сроков), наверстать которое в полной мере не удалось.

В ОСК уточнили, что срок проведения ледовых испытаний привязан к наличию льда с определенными характеристиками, обычно это апрель-май, и «это стандартная практика в контрактах на строительство ледоколов».

В «Росатоме» отказались от комментариев. В Минпромторге на момент публикации не предоставили комментарий. Контракт на строительство атомных ледоколов «Сибирь» и «Урал» за 84,4 млрд руб. был подписан в 2014 году, деньги выделил бюджет. Ледоколы считаются первым и вторым в серии, строительство головной «Арктики» началось в августе 2012 года, а сроки ее сдачи неоднократно переносились. Изначально «Арктику» должны были сдать в 2017 году, а «Сибирь» и «Урал» - в 2019 и 2020 годах соответственно. Но в итоге по решению президента РФ сроки были перенесены на два года. Головной ледокол удалось сдать лишь 21 октября 2020 года, в августе 2021 года запланирована замена вышедшего из строя гребного электродвигателя (см. “Ъ” от 15 июня 2020 года). Помимо этих атомных ледоколов в августе 2019 года ОСК подписала контракт еще на два однотипных судна - «Якутия» и «Чукотка».

О том, что Балтзавод не укладывается в сроки сдачи «Сибири», источники “Ъ” говорили еще в 2020 году, однако это опровергал в интервью глава ОСК Алексей Рахманов (см. “Ъ” от 22 декабря 2020 года). При этом он отмечал, что существует проблема с электромонтажом и работой подрядчика - компанией СНЭМА. Как отмечают в ОСК, опасений относительно срыва сроков со сдачей «Урала» «не наблюдается». «Положительно сказывается то, что на стапеле мы смонтировали очень большой объем оборудования, хотя срыв сроков ПТУ также сказывается, но сейчас они загружены, и активно ведутся работы в турбинном отсеке»,- заключили в корпорации.

Источники “Ъ” рассказывают, что завод работает в три смены с тем, чтобы провести физический пуск реакторов «Сибири» летом, а в ноябре выйти в море на ходовые испытания.

При этом ряд собеседников считают, что даже эти сроки выглядят крайне оптимистичными, и опасаются, что сдача сдвинется на 2022 год.

Глава консультационного центра «Гекон» Михаил Григорьев говорит, что задержка с вводом «Сибири» до декабря некритична. Для работы по проектам в Карском море в последние годы группировка линейных ледоколов формируется в декабре-январе - осенью 2021 года ее составят пять атомных и два дизельных ледокола, уточняет эксперт. При этом в конце летне-осенней навигации (октябрь-ноябрь) ледоколы осуществляют единичные проводки судов в восточной части Севморпути, включая транзитные, добавляет он. Вопрос о том, хватит ли ледоколов, зависит от реального роста завоза грузов для проектов «Восток ойл» («Роснефть») и Сырадасайского угольного месторождения (АЕОН), отмечает господин Григорьев. Если «Арктика» будет работать после ремонта на проектной мощности, то сдача «Сибири» и в январе может быть приемлема, заключает он.

но не всё так просто... импортозамещение просят притормозить..

Иллюстрация: novatek.ru.

«Новатэк» может отказаться от использования отечественной технологии на «Обском СПГ», а «Газпром» просит не спешить с внедрением российского программного обеспечения. Компании не хотят рисковать, так как импортозамещение, возможно, сильно ударит по карману газовых гигантов. Эксперты замечают, что время ископаемого топлива подходит к концу и компании оказываются перед выбором по некоторым направлениям: ждать и отрабатывать отечественные технологии или монетизировать запасы, пока на них есть спрос.

Если «Газпром» перейдет на российское программное обеспечение к 2025 году, то это негативно скажется на экономических показателях компании. Об этом написал глава компании Алексей Миллер премьер-министру Михаилу Мишустину. Он просит главу правительства изменить проект указа президента, сообщает РБК.

«Принятие указа в текущей редакции приведет к существенной единовременной финансовой нагрузке и рискам негативного влияния на экономические показатели „Газпрома“», - считает Алексей Миллер. Он указал, что переход на преимущественное использование российского программного обеспечения (ПО) и радиоэлектронное и телекоммуникационное оборудование обойдется «Газпрому» в сумму от 180 млрд рублей.

Замглавы «Газпрома» Олег Аксютин отправил параллельное письмо в Минпромторг. В нем он предлагает исключить сроки перехода на российское ПО и оборудование и добавить пункт о том, что субъекты критической информационной инфраструктуры должны разработать и утвердить планы перехода на преимущественное использование российского ПО и оборудование.

С одной стороны, как замечает зампред правления «Газпрома», речь идет о единых программно-аппаратных комплексах на опасных производственных объектах и замену их нужно производить единовременно. С другой - представители российских ИТ-ассоциаций заметили РБК, что санкции и острая конкурентная борьба несут угрозу госбезопасности: например, еще в 2012 году через спутник произошло дистанционное отключение компрессорных станций «Газпрома».

«Новатэк» тем временем может отказаться от использования на третьем проекте «Обский СПГ» от российской технологии сжижения «Арктический каскад». Источники «Коммерсанта» сообщили, что компания выступила инициатором расторжения контракта с «Казанькомпрессормашем» и Siemens на поставку компрессоров и газотурбинных установок Siemens стоимостью около 130 млн евро.

«Де-факто контракт еще не расторгнут, но „Новатэк“, как поясняют собеседники „Ъ“, объясняет необходимость его прекращения пересмотром производственных планов по „Обскому СПГ“», - пишет издание. По его данным, причиной отказа стали сложности с запуском четвертой линии «Ямала СПГ», которая будет работать по российской технологии. Глава «Новатэка» Леонид Михельсон заявлял, что четвертой линии необходимо поработать год-полтора, чтобы понять ее экономику. В результате, пишет «Коммерсантъ», «Новатэк» рассматривает вариант технологии сжижения газа по лицензии немецкой Linde AG c установкой восьми турбин американской Baker Hughes LM9000. Он будет использоваться на «Арктик СПГ-2».

Импортозамещение в ТЭК России развивается, но не очень высокими темпами, считает аналитик ГК «ФИНАМ» Сергей Кауфман.
«В 2014 году, когда остро встал вопрос об импортозамещении, уровень зависимости от поставок оборудования и технологий из-за границы в ТЭК оценивался в 60%, в 2020 году это значение снизилось приблизительно до 43%», - говорит эксперт. Он указывает на то, что основные игроки делают акцент на импортозамещение, а государство его стимулирует, предоставляя различные субсидии проектам. «При этом всё ещё остаются, очевидно, слабые места, в которых уровень импортозамещения пока невелик - работа с ТРИЗ, шельфовые проекты, горизонтальное бурение, различное ПО, и в том числе производство СПГ», - говорит аналитик ГК «ФИНАМ».

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) и эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков замечает, что основные проблемы при импортозамещении возникают в технологиях, связанных с СПГ и разработкой месторождений трудноизвлекаемой нефти. «И там и там пока полноценного решения для замещения иностранного оборудования не найдено», - говорит Игорь Юшков.

В случае с трудноизвлекаемой нефтью сложность состоит в том, что даже у иностранных компаний нет готового решения, отмечает ведущий аналитик ФНЭБ: «Российские компании создавали СП с иностранцами для того, чтобы на базе западных технических наработок найти промышленную и рентабельную технологию добычи нефти из Баженовской свиты. Получается, что теперь российские компании занимаются разработкой такой технологии с нуля».
В то же время по сжижению газа российские технологии еще необходимо отработать, тогда как есть западные и компании не хотят терять деньги. «Точно говорить, что „Новатэк“ отказывается от применения „Арктического каскада“ на новых проектах СПГ пока нельзя. Проблемы при применении новой технологии - это нормально. Однако задержки - это потеря денег. Что тут перевесит, сказать сложно. Ведь при использовании иностранных технологий и оборудования так же есть проблемы, связанные в основном с санкциями», - говорит Игорь Юшков.

С тем, что компании оказались перед неприятным выбором, согласен и энергоэксперт Александр Собко. Он пишет в Facebook, что пик спроса на газ прогнозируют на 2040 год.
«Но для нашей страны задача „вписаться“ в СПГ-гонку не должна стать самоцелью. При монетизации газовых запасов нужно получить и выгоду: налоги и мультипликационный эффект при использовании для производства российского оборудования», - пишет эксперт. Он считает, что в случае отказа «Новатэка» от российской технологии на «Обском СПГ» перспективы масштабирования собственных наработок для последующих проектов откладываются ещё дальше. «Полноценного сотрудничества между российскими газовыми компаниями в этой сфере, чего ещё несколько лет назад пыталось добиться Минэнерго, реализовать не удалось. Это приводит к развилке: воспользоваться доведёнными „до ума“ собственным технологиями и построить производства в лучшем случае через десять лет, а значит - упустить часть рынка, а то и получить риски, связанные с тем, что заводы не успеют окупиться. Или же использовать иностранное оборудование со всеми очевидными минусами. Понятно, что на деле будет что-то среднее. Но пока все запланированные проекты с большой вероятностью будут основываться на чужих разработках. „Якутский СПГ“ будет использовать технологии американской Air Products. А „Балтийский СПГ“ выбирает между предложениями Linde и Technip», - пишет Александр Собко.

Энергоэксперт отмечает, что самим компаниям намного комфортней использовать иностранное оборудование, которое уже много раз проверено. И пока речь может идти только о возможном отечественном производстве части сопутствующего оборудования.

хотя, .. Спущена на воду подводная лодка Б-602 «Магадан» проекта 06363..
и . Заложен средний морской танкер «Василий Никитин» проекта 23130.

Севморпуть, Россия сосредотачивается, Арктика, Путинслил, Россия 2021, ВМФ, Север, Битва Конца

Previous post Next post
Up