Северный Флот: глубоководное

Jul 03, 2019 09:40

.Путин: среди погибших подводников - семеро капитанов первого ранга и два Героя России.
.Гибель 14 подводников ВМФ России. Главное..
Минобороны сообщило, что при пожаре на глубоководном аппарате погибли 14 российских подводников. ЧП произошло на спускаемом аппарате подлодки «Лошарик», сообщил источник. Главное о случившемся, сообщает «РБК»

Что произошло

1 июля 14 моряков, занимающихся батиметрическими измерениями при «изучении придонного пространства и дна Мирового океана в интересах Военно-морского флота России», погибли после пожара, возникшего на глубоководном аппарате. В числе погибших - семь капитанов первого ранга и два Героя России.
    Пожар был ликвидирован усилиями команды.
    Где именно произошла катастрофа - неизвестно. В сообщении Минобороны указано, что это были российские территориальные воды.
    На каком именно глубоководном аппарате погибли моряки, Минобороны не сообщает. Сейчас он находится на базе Североморск.
    ЧП произошло 1 июля около 20:30 на спускаемом аппарате глубоководной атомной подлодки проекта 10831 (также известного как «Лошарик»), погиб штатный экипаж этого спускаемого аппарата, сообщил источник РБК в силовых структурах.

«Лошарик» - это российская атомная глубоководная подводная лодка, глубина погружения может достигать 6 тыс. м, пишет портал «Военное обозрение». На ее борту нет никакого вооружения. Аппарат был создан в 1980-х годах конструкторами КБ «Малахит», входит в состав Главного управления глубоководных исследований Минобороны России.

Глубоководный спускаемый аппарат крепится к носителю снизу. Носителем выступает специально переделанная для этих целей атомная стратегическая подлодка проекта 667БДР «Кальмар» К-129. Подлодка К-129, по данным «Военного обозрения», числится в составе российского Северного флота и носит обозначение БС-136 «Оренбург»

Причины

Согласно сообщению Минобороны, причиной гибели подводников стало отравление продуктами горения.
    Почему возник пожар, не сообщается.
    Расследованием причин пожара занимается главнокомандующий ВМФ адмирал Николай Евменов.
    Следственный комитет начал проверку по факту гибели моряков.
    Норвежское агентство по радиационной и ядерной безопасности заявило, что, по словам российских чиновников, на борту глубоководного аппарата произошел взрыв газа.
    Минобороны сообщило, что никаких уведомлений норвежцам не направляло.

Реакция

Президент России Владимир Путин отменил запланированный визит в Тверскую область на форум «Реки России». Вместо этого он встретился с министром обороны Сергеем Шойгу. Путин назвал случившееся «большой потерей для флота, да и вообще для армии». Глава государства выразил соболезнование семьям погибших и поручил главе Минобороны оказать им всю необходимую помощь и поддержку. Президент также поручил Шойгу вылететь в Североморск и на месте обеспечить тщательное расследование причин пожара.
    Губернатор Мурманской области Андрей Чибис написал на своей странице в Facebook, что гибель подводников - страшная трагедия. Регион готов оказать Северному флоту необходимую помощь.

. Пожар на "Лошарике" и подробности о проектах "Нельма", "Яуза" (Кашалот)..


Один из погибших - капитан первого ранга и командир пострадавшего "Лошарика" Долонский Денис Владимирович.Звание Героя России он получил 6-7 лет назад за исследование Арктики и Антарктики.

Второй погибший - испытатель глубоководной военной техники, каперанг Николай Иванович Филин (на фото). Героем России он стал в 2018 году. Оба капитана были приписаны к воинской части Петергофа.

Погибшие числились в списках личного состава одной из военных частей Питера. Известна как «эксплуатант атомных глубоководных станций» (коей является Лошарик"), подчинена Главному управлению глубоководных исследований Министерства обороны.

Среди 14 погибших подводников были семь капитанов первого ранга, два Героя России, сообщил президент России Владимир Путин. На "Лошарике" служат только офицеры. На момент возгорания - не ниже кап-3.


АГС АС-23 проекта 1851 «Нельма», слева - АГС проекта 1910 «Яуза» (Кашалот).

По неподтвержденным данным на вооружении данной в/ч находятся автономные глубоководные станции проектов 1851 "Нельма" и 1910 "Кашалот" ("Яуза"). Эти аппараты похожи на глубоководную атомную подводную лодку АС-12 "Лошарик", которая формально считается "глубоководной атомной станцией".

Пожар произошел позавчера, 1 июля, в ходе проведения батиметрических измерений. В результате случившегося погибли 14 моряков-подводников, они отравились продуктами горения. Еще 4-5 человек были доставлены в военно-морской клинический госпиталь Североморска Мурманской области. У них диагностированы отравление продуктами горения и контузия. Всего штатный экипаж лодки - 25 офицеров.

Известно, что в 1972 году в ЦКБ «Волна» Минсудпрома СССР были разработаны и подготовлены два эскизных проекта - автономной глубоководной станции (АГС) /проект 1910 «Кашалот»/ (Яуза) и комплекса состоящего из носителя и носимого аппарата /проект 1851 «Нельма»/.

В январе 73-го ПЛАРК К-170 поставлена на СРЗ «Звездочка» в Северодвинск для доработок. В 1974 году СПМБ Машиностроения и ЦКБ «Волна» прошли слияние, новое объединение получило название СПМБМ «Малахит». В ходе работ, по предложению ГК Бавилина С. М., был изменён техпроект в части энергетической установки АГС.

В соответствии с Приказом Главкома ВМФ СССР, для эксплуатации глубоководных станций в октябре 1976 года был сформирован отряд гидронавтов. В отряд отбирались люди, служившие на подводных лодках не менее 5 лет и являющиеся членами КПСС. Требования по медицинской части были аналогичными для космонавтов. Первым офицером отряда стал Чеботаев П. А., он и занялся дальнейшим формированием отряда на территории 39-й бригады строящихся подводных лодок.

АС-23 заложена на Ленинградском адмиралтейском объединении (сейчас «Адмиралтейские верфи») 25 сентября 1981 года (заводской номер 01429). Спуск на воду состоялся 30 октября 1983 года.

В 1986 году впервые была осуществлена подводная стыковка. Комплекс АГС-носитель зачислен в состав 29-й бригады подводных лодок Краснознамённого Северного флота СССР (в/ч 13090) с базированием на Оленью Губу (Снежногорск-1) 30 декабря 1986 года. Командир АГС - Терехов Ю. А.

Информация о дальнейшей службе АС-23 является закрытой и в открытых источниках не публиковалась. АС-23 - КС-86 является единственным комплексом построенным по проекту 1851 «Нельма». Предположительно с 2009 года комплекс АС-23 - КС-411 находится в Северодвинске на СРЗ «Звездочка».

Предположительное назначение субмарин: проведение специальных разведывательных операций, постановка помех на маршрутах патрулирования АПЛ ВМФ РФ, подъем предметов со дна моря и с затонувшей техники, а также научно-технические задачи. Благодаря своему малому размеру, она может использоваться для диверсионных операций в разных районах Мирового океана.

По проекту предположительно было построено четыре станции, три из которых проходят ремонт и модернизацию на Северодвинском предприятии «Звездочка». В т.ч. по 1851.1 - АС-21 и АС-35.

Из-за высокой секретности глубоководных станций о них известно мало, но из той информации, которая есть (справочники ЦКБ «Малахит» и «Адмиралтейских верфей») более-менее известно:

Конструкция: полуторакорпусная, изготовлена из титанового сплава. Двигательная установка - однореакторная атомная энергетическая установка 10 МВт.

Тактико-технические характеристики (предположительно):

Экипаж - не менее 10 офицеров;
Длина - 44/55 м;
Ширина - 3,8 м;
Осадка - 4,2 м;
Водоизмещение - 529−730 т, м.б. 1000 т;
Глубина погружения по западным данным - более 1000);
Скорость подводного 6, надводного - 20 уз. (сомнительно).

К месту проведения специальных заданий подлодку «приносит» специальная переоборудованная под носитель АГС подводная лодка. Первым носителем АГС проекта 1851 была АПЛ проекта 675Н, которая была переоборудована из АПЛ проекта 675. Позднее ее носителем стала АПЛ «Оренбург». Возможно, в 2016 году модернизированные на «Звездочке» АГС проекта 1851 проходили ходовые испытания вместе с переоборудованной там же под носитель АГС АПЛ проекта 09787 БС-64 «Подмосковье».

Наименование проекта - «Яуза» - приводится в справочнике «Краткая история ОАО «СПМБМ «Малахит».



Модель АГС проекта 1910 производства компании «МикроМир»

Конструкция:

Двухкорпусная субмарина. Прочный корпус изготовлен из титанового сплава. Субмарины оснащены робототехническими, манипуляторными и другими комплексами. Они используются не только для разведывательных и научных целей, но и в качестве средства доставки боевых пловцов.
Двигательная установка: ядерная энергетическая установка с водо-водяным реактором и двумя турбогенераторами общей номинальной мощностью 10000 л. с., основной гребной электродвигатель и 6 подруливающих колонок. Вероятно, что находящаяся в отдельном прочном корпусе ЯЭУ обслуживается только в условиях базы - в доке.

Тактико-технические характеристики:

Экипаж - 8−12 человек,
Длина - 69 м,
Ширина - 7 м,
Осадка - 5,2 м,
Водоизмещение надводное - 1390 т,
Водоизмещение подводное - 2000 т,
Скорость надводная - 10 уз.,
Скорость подводная максимальная - нет данных,
Глубина погружения по западным данным - до 1000 м).

Список построенных АГС проекта 1910 «Яуза»:

АС-13
АС-15
АС-33



Первый экипаж АС-13

Дальнейшим развитием проектов атомных глубоководных станций 1851 «Палтус» и 1910 «Кашалот» стал проект 10831 «Калитка», он же "Лошарик".

В целом очевидно, что сверхсекретный проект глубоководных атомных станций продолжает развиваться и очень перспективен. Прежде всего - у них нет аналогов в мире, подобные АПЛ на больших глубинах недоступны для наблюдения и уничтожения средствами, стоящими на вооружении любого из государств планеты.

. Черезвычайная ситуация объявлена по всему миру..3 июля 2019, 07:41
. Системный сбой..3 июля 2019, 11:14.
Пишут, что погибшие моряки служили в вч 45707 из Петергофа - одной из самых секретных и закрытых не только в ВМФ, но и во всей армии. Фактически это отряд космонавтов на ВМФ по уровню подготовки и профессионализма. И столь же высокой степени секретности. Поэтому авария имела либо какой-то внешний фактор, либо была даже для таких профессионалов слишком серьезной. Суета в Штатах среди высшего руководства только подтверждает - характер происшествия выглядит крайне экстраординарным.

По сути, если приводить аналогии с космосом, речь может идти о происшествии типа катастрофы "Челленджера" - что говорит о каком-то системном сбое. Такого рода аварии на высокотехнологичных объектах - всегда совпадение целой цепи негативных факторов, объективных и субъективных. А вот каких именно - из-за степени секретности мы вряд ли узнаем.

ПС. В самой вч 45707, как сообщают, сейчас идет проверка военной прокуратуры и следователей. Но, наверное, это обычная процедура в таких случаях.

.Шойгу заявил о спасении части экипажа подводного аппарата Минобороны.
. Очевидцы об аварийном всплытии АПЛ "Подмосковье" с "Лошариком".
.Минобороны обнародовало имена 14 погибших подводников.

. https://www.youtube.com/watch?v=GxTMatTZsww .
. Некоторая дополнительная информация по катастрофе „Лошарика”.

Мурманск, Глубоководное, ВМФ, морские катастрофы

Previous post Next post
Up