В Луцке решили декоммунизировать Ярослава Галана, зверски убитого бандеровцами

Feb 20, 2019 21:52

.В Луцке решили декоммунизировать Ярослава Галана, зверски убитого бандеровцами.


В Луцке продолжается варварский процесс т.н. декоммунизации. В исполнительном комитете Луцкого городского совета приняли решение демонтировать мемориальную доску украинскому писателю Ярославу Галану со стены дома 12 на улице Богдана Хмельницкого.

При этом пламенные декоммунизаторы в лице исполняющего обязанности мэра Луцка Григория Пустовита, его первого заместителя Григория Недопада, директора департамента жилищно-коммунального хозяйства Юрия Крася и, что самое интересное, директора департамента по охране культурного наследия Петра Троневича, который в силу своих обязанностей должен охранять подобные памятки и противостоять их уничтожению, поют старую песню про законы Украины "Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов на Украине и запрет пропаганды их символики", "О местном самоуправлении на Украине" и "О благоустройстве территорий".

Декоммунизаторы также ссылаются на информацию, размещённую на сайте так называемого Украинского института национального беспамятства, возглавляемого одиозным ультраправым радикалом Владимиром Вятровичем, где указано, что украинский писатель Галан Ярослав Александрович (1902 - 1949) включён в список лиц, подпадающих под так называемый закон о декоммунизации.

ДЛЯ СПРАВКИ: украинский писатель, журналист и педагог Ярослав Галан родился на территории современной Польши. Писал на украинском и польском языках. Был зверски убит во Львове членом одного из украинских националистических бандформирований, которого впоследствии за содеянное приговорили к высшей мере наказания. Попал под закон о так называемой декоммунизации из-за того, что в 30-х годах 20-го века был членом Коммунистической партии Западной Украины. Но она не имела никакого отношения к ВКП(б) и КПСС, ибо в те годы Западная Украина не входила в состав СССР.

фото: odnarodyna.org

ОР

.Истории от Олеся Бузины. Когда на Украине было жить хорошо?..



Независимость началась с поисков колбасы, которую «з’їли москалі». С тех пор прошло 17 лет. За это время выяснилось, что украинские олигархи «съели» еще больше в виде заводов и прочей госсобственности.

И снова встал вопрос: а были ли на нашей земле времена, когда она текла молоком и медом?

Экономическое процветание - вещь относительная. То, что считается богатством сейчас, через поколение уже не будет удовлетворять возросшие стандарты потребления. И все-таки можно говорить о периодах, когда народ доволен своей жизнью, и фазах явного неблагополучия - голода и дефицита предметов первой необходимости.

Эпоха Киевской Руси кажется сегодня утраченным былинным раем: едут на картине три богатыря, задает пиры князь Владимир и прыгают в купальскую ночь непуганые мужички с толстозадыми красными девицами. На самом деле, появление государства в наших местах крепко ударило по шапке этим мужикам. А заодно - и по карману. Князя в Киеве нужно было кормить. А потреблять ему, нюхнувшему константинопольской роскоши, хотелось все больше.

Экономика Руси была проста. Ее создали викинги, оседлавшие путь "из варяг в греки". Появившись в Новгороде в IX веке, они сначала разнюхали дорожку по Волге в Персию и столицу Арабского халифата - Багдад. Потом к нему прибавилась еще и ветка по Днепру в Византию. Уже тогда Русь была, прежде всего, сырьевым придатком более развитых цивилизаций. Главные статьи ее экспорта - меха, воск и рабы. Наловив в пущах девок, их везли на базар в Булгар на Волге, где обменивали на арабские серебряные монеты - дирхемы. Клады этой валюты древности рассыпаны по всей территории Руси - от Киева до Ладоги.

Все наши нынешние проблемы имеют истоки уже в тех временах - экстенсивное производство, базирующееся на избытке ресурсов, бесхозяйственность, ориентирование на иностранные денежные системы. Древняя Русь и заваливаться стала, когда кризис поразил сначала халифат, а потом Византию, на которые была направлена наша внешняя торговля. К XIII столетию оба эти государства распались. Произошло то, что случилось бы сегодня, рухни в один момент США и Евросоюз. Куда бы продавали металл украинские заводы? А, главное, за что? Ведь доллар исчез бы точно так же, как в средневековье дирхем, чеканку которого прекратили.

Нашествие монголов только поставило последнюю точку в этом процессе. А первые толчки "мирового кризиса" Средневековья чувствуются уже в середине XII века. Окрестности Киева пустеют. Население мигрирует во Владимиро-Суздальское княжество, где вместе с переселенцами появляются двойники южно-русских городов - Галич и Переяслав.

Материальный быт Киевской Руси крайне примитивен. Специалистов по каменному строительству хватает только на храмы. Все остальное от ложек до городских стен делают из дерева. Крестьянин живет еще даже не в хате, а в полуземлянке площадью 8-10 кв. м. Над землей торчит только крыша этого строения, а отапливает его очаг без трубы.

Но знать одевалась во все импортное. Дорогие ткани завозили из Греции. Мечи - из Германии, где в мастерских на Рейне существовало их массовое производство на экспорт. Ездить предпочитали тоже на "иномарках" -- привозных лошадях восточных пород. Их называли "аргамаками". Замените тогдашние "брэнды" на нынешние мерседесы и тряпки от Гальяно и получите явную перекличку с современностью. Живем, как в эпоху феодальной раздробленности. Даже Ющенко-старший советует Ющенко-младшему оставлять чек на 700 долларов за бутылку французского шампанского. Киевские князья тоже предпочитали иностранные вина - их завозили из Константинополя. Лакали бы и шампанское, да только французы еще не успели его тогда изобрести…



Характерный пример Руси эпохи упадка - наступление в XII веке так называемого безмонетного периода. Все денежные расчеты в это время производятся в гривнах - слитках серебра, весом 160г (киевская) и 200г (новгородская). Это тоже самое, что оставить в обороте только 1000-долларовые банкноты. Значит, древнерусские "олигархи" настолько сконцентрировали богатства в своих руках, что у народа не осталось в буквальном смысле ничего. Только право платить налоги натурой. Ничего удивительного, что во время нашествия монголов это государство так плохо защищали. А за что было драться? За жадного князя с боярином? Вы сейчас, дорогой читатель, готовы отдать свою жизнь за "Росукрэнерго"? Положить ее, так сказать, на "алтарь Отечества"?

Зато в XVI веке на исходе литовского владычества Украина производила впечатление края такого же девственного, как американские прерии. Литовцы были очень гуманными "колонизаторами". Практически их не было видно и слышно. При таком начальстве немногочисленные туземцы, пережившие татарское нашествие, наслаждались всеми дарами природы. "Нам принадлежит знаменитый замок и город Киев, -- писал литовский мемуарист Михайло Литвин. - Почва Киевской области до того плодородна и удобна для обработки, что нива, вспаханная только раз парою быков, дает обильнейший урожай; даже не возделанные поля производят растения, питающие людей своими корнями и стволами".

В XVI ВЕКЕ НАШИ ПРЕДКИ ЖИРОВАЛИ, КАК КАЗАК ПАЦЮК У ГОГОЛЯ - ВАРЕНИКИ ИМ САМИ В РОТ ПРЫГАЛИ НАПЕРЕГОНКИ С ОСЕТРАМИ. Нам сложно даже представить, насколько украинская природа всего 450 лет назад отличалась от нынешней! "Старые дубы и буки, -- продолжает Литвин, -- изобилуют роями пчел и сотами, отличающимися прекрасным цветом и вкусом. Зубров, диких лошадей и оленей такое множество в лесах и на полях, что за ними охотятся только ради кожи, а мясо по причине большого его изобилия, бросают, за исключением филейных частей; ланями и дикими кабанами совсем гнушаются. Дикие козы в таком огромном количестве перебегают зимою из степей в леса и летом обратно в степи, что каждый крестьянин убивает их до тысячи в год. По берегам рек во множестве встречаются поселения бобров. Птиц такое поразительное множество, что весною мальчики наполняют целые лодки яйцами диких уток, гусей, журавлей и лебедей… Орлят запирают в клетки ради их перьев, которые прикрепляют к стрелам. Собак кормят мясом диких зверей и рыбою, так как реки изобилуют невероятным количеством осетров и других больших рыб, подымающихся из моря вверх по рекам в пресную воду. Поэтому многие реки называют золотыми, особенно Припять, которая в одном месте в начале марта наполняется таким множеством рыбы, что брошенное в нее копье стоит отвесно, словно водруженное в землю"…

Зачем работать в таком раю? Даже Запорожская Сечь кормила себя в основном за счет охоты и рыбной ловли. Не станешь же заводить ферму, когда вокруг тебя бродят целые стада дичи с качеством мяса, которое сегодня не попробуешь в лучшем киевском ресторане?

ПОЛЬСКИЕ КРЕСТЬЯНЕ ЖИЛИ ХУЖЕ НАШИХ.



Эту идиллию убила Люблинская уния в 1569 году. Литва объединилась с Польшей и в качестве компенсации за военную помощь против Ивана Грозного передала ей Украину. Поляки явились на наши земли с ненасытным аппетитом и масштабными экономическими прожектами. Огромные территории на границе с Диким Полем разбирали магнаты. То, что считалось ничьим, вдруг приобрело собственников из далекой Варшавы.

Наших предков это страшно возмущало. Еще вчера они охотились и ловили рыбу, где хотели, а теперь должны были спрашивать у кого-то разрешения! Восстания начались одно за другим меньше, чем через тридцать лет после унии. Двести лет "под Литвой" даже не заметили. А нового пана, едва увидев, сразу же захотели забросить назад за Вислу.

И ведь что удивительно: гнет народа в самой Польше был куда тяжелее, чем в Украине. В исконных польских землях царила фольварочная система. По-нашему - барщина. Это было что-то вроде совхоза, только принадлежавшего не государству, а одному человеку. Крестьянин являлся на хозяйственный двор со своим инвентарем и лошадью, получал "наряд" и отправлялся работать в поле под присмотр панского управляющего. "Жизнь их так тяжела, -- писал о польских крепостных итальянский путешественник Руджиери, -- что даже во время самой жестокой зимы можно увидеть плохо одетых женщин, которые босиком ходят по снегу".

Украинские крестьяне, а тем более, казаки жили куда свободнее. В гигантских латифундиях пограничных магнатов, вроде Вишневецких, с них собирали только оброк. Более того! Чтобы заманить селян на целинные земли, только что отобранные у кочевых татар, крупные паны полностью освобождали их от налогов лет на десять-пятнадцать - живите, как хотите, пока "поднимитесь". Такие поселения назывались "слободами". Не удивительно, что сюда - на Полтавщину и Черкащину - сбегались крестьяне с Галичины и Волыни, где уже господствовали фольварочные порядки.

Уровень жизни тут кажется по нынешним меркам крайне низким - тесные крошечные хатки без дымарей, топившиеся по-черному, бычий пузырь вместо стекла в окошке и домотканая одежда, покрашенная в лучшем случае отваром дубовой коры. "Живут тесно, -- писал об Украине заезжий итальянец Альберто ди Вимина, -- зимою в одной и той же комнате помещаются и люди, и скот. Плохая домашняя утварь гармонизирует с постройками, потому что кроме ножа и горшка, все в доме деревянное. Лишь немногие употребляют простыни… Спят на лавках, на соломе или на какой-нибудь шерстяной тряпке".



ЕВРОПЕЙСКОГО УРОВНЯ ЖИЗНИ ЕЩЕ НЕ БЫЛО. Какой ужас! А вот, и не ужас -- типичный среднеевропейский уровень жизни того времени. Например, сегодня многим кажутся эталоном бывшие страны советской Прибалтики - Латвия, Эстония и Литва. Мол, и нам бы так! В XVI или XVII веках вам в эту Европу вряд ли захотелось бы бежать. Вот как изображает тогдашнюю жизнь литовцев посол германского императора Герберштейн: "Живут они в низких и очень длинных хижинах, посредине в них поддерживается огонь, и когда у него восседает отец семейства, он может видеть скот и всю домашнюю утварь, ибо у них в обычае держать скотину под той же крышей, под которой живут они сами".

А эстонцы даже в куда более поздние времена - в не таком уж далеком от нас XIX веке - потрясали туристов нечистоплотностью. Проехался как-то через их "цивилизованные" земли с русским уланским полком корнет Фаддей Булгарин - будущий известный литератор. Так его вообще чуть кондрашка не хватила: "За Нарвой, где начинается эстонское народонаселение, т. е. в стране, населенной чухнами, положение наше сделалось еще несноснее. Чухны, как известно, живут не в домах, а в ригах. В том отделении, где топится печь, живет зимой семья, А на гумне, где хлеб молотят, помещается домашний скот. Трубы нет, окно в ладонь величиною. Густой дым наполняет жилье, и чтоб избавится от него, надобно садиться на пол, между грязными ребятишками, поросятами и телятами. Последних чухны берегут едва ли не более, чем своих детей! Смрад нестерпимый и на немощеном полу грязь, как во дворе…Сколько ни было попыток, чтоб заставить чухон жить в светлых домах, с трубами о окнами - все напрасно! Граф Шереметьев выстроил на свой счет чистые и светлые дома для крестьян близ Дерпта, но крестьяне только на лето переходят в эти дома, а зимою живут в своих ригах, утверждая, что в дыме и вместе со скотом жить здоровее!"

А ведь Дерпт - это нынешний Тарту - известнейший университетский город! Вот какая дикость совсем недавно в его окрестностях процветала!

В общем, по меркам XVII столетия катался украинский крестьянин почти, как сыр в масле. А восстание Богдана Хмельницкого вообще началось на экономическом подъеме! Ему предшествовали десять лет "золотого покоя" -- периода, когда не было бунтов, а сельскохозяйственное производство постоянно росло. Вопрос встал, кому делить это добро: польской шляхте или казакам. Знаете, что было толчком народного недовольства в славном 1648 году? Откроем "Летопись Самовидца", написанную тогда. Главных причин она называет две - то, что польские полковники реестровых казаков "до всякой домовой незвичайной роботи пристановляли", а правительство запрещало им заниматься самогоноварением: "неволно козакови в дому своем жадного напитку на потребу свою держати, не тилько меду, горилки, пива, але и браги".

Представляете, какой это был замечательный свободолюбивый народ! По нынешним меркам это выглядело бы так, как если бы солдаты перебили генералов, заставляющих их строить задарма дачи, а самогонщики пооткручивали головы ментам, не дающим производить нелицензионную водку.

фото: buzina.org

заглавное фото: Художник Амвросий Жмаха. Изобразил в начале века процветающую Украину казачьих времен

Олесь Бузина, 15 февраля, 2008 года.

Бузина - Галан, Украина

Previous post Next post
Up