Пятнадцать фараонов на сундук мертвеца - 21 Клеопатрин муж - 1

Dec 12, 2018 00:02

. Пятнадцать фараонов на сундук мертвеца - 21.
После смерти Авлет[ес]а трон перешел к его старшему сыну Птолемею XIII, которого заставили по старому птолемейскому обычаю жениться на сестре Клеопатре VII, и сделали супругов соправителями. И всё бы ничего, но мальцу было покамест лет 9-10, а его жене - уже все 17-18, и ни о какой полноценной семейной гармонии речи быть не могло. Тем более что за ребенка всем распоряжались регенты - глава дворцовых евнухов Потин[ос] (ака Пофин[ос]), учитель-воспитатель Теодат[ос] (Теодот[ос] или Диодот[ос]) и стратег Ахилла[с] Египтянин (возможно, метис), командовавший воинами-габиниянами (бывшими воинами Габиний[ус]а, решившими осесть в Египте на ПМЖ).



Клеопатра VII


Главной проблемой юного Птолемея XIII стала гражданская война среди "популюскве романусов" между Помпей[усо]м и Цезарем. Поскольку Авлетес во времена изгнания был под покровительством Магн[ус]а, и войска, приведенные Габиний[ус]ом, считались помпеянскими, Египет поддержал его, выделив по просьбе приплывшего в Александрию в 49 году Гней[ус]а Помпей[ус]а Младшего (сына) 50 кораблей и 500 габиниян.

Тем временем Клеопатре VII окончательно надоели отсутствие сексуальной жизни с половонедозрелым супругом и его наглые советники, отчего она сбежала на границу, к арабам, где навербовало бедуинское воинство, дабы начать борьбу за единоличную власть. Птолемей XIII, Потин[ос], Теодат[ос] и Ахилла[с] выступили супротив нее с царским войском, и обе рати расположились лагерями друг супротив друга у Пелусия.



Голову Помпей[ус]а отделили от тела

Но во внутриегипетские дела опять вмешался коварный романский политИк. Великий Помпей[ус] проиграл битву при Фарсале и бежал, сломя голову, куда глаза глядят. Глаза его глядели в Египет - именно тут он надеялся отлежаться, распихать ото спячки габиниян и набрать новое войско, обложив данью покоренных им когда-то царьков востока... Ну или просто залечь на дно в Брюгге. Как-то так. Но он не понял простую вещь - поддерживать могущественного вождя или беглого неудачника совсем не однои то же. Все трое регентов и фараон при известии о прибытии Помпей[ус]а, пришли к единодушному решению - нет человека, нет проблематичных разборок с Цезарем. Великий полководец был зарезан в лодке по пути с корабля на берег у Пелусия одним из габиниян, которым совсем не хотелось куда-то уходить из гостеприимного Египта (многие из них уже женились и обзавелись тут хозяйством), а Птолемей XIII наблюдал за этим с берега, сидя на парадном возвышении.

Голову убитого послали Цезарю, но тот оказался ловким и циничным политиканом - разыграв "страх и ужас на море", он вопиял о коварном восточном вероломстве ("я желал его победить, а не убить!") и срочно примчался в Александрию с флотом и 4000 воинами, сошел на берег и принялся угрожать фараону и его приближенным судом и приказывать распустить армию. В этом, конечно, диктатор палку перегнул - подчинить себе Египет и сделать послушным вассалом - это одно, а загонять его правителей в угол без выхода - это другое. Во-первых, александряне начали резать легионеров по ночам в переулках - нрав ужителей этого города был известен своим поганством, они и фараонов убивали, что там какие-то иноземцы. Во-вторых, Птолемей XIII в Александрию прибыл, но армию не распустил - она осталась у Пелусия караулить Клеопатру VII.



Арсиноя IV

На этой стадии в события вмешалась Клеопатра VII - она тайно бежала из Пелусия в Александрию, спрятавшись в сумке для постели (которую романтическая легенда превратила в ковер) и прокралась в постель к Цезарю, который то ли влюбился в 18-летнюю девицу (будучи уже 51 года от роду), то ли решил, что иметь царицу на своей стороне это "вау круто". В пользу второй версии может говорить то, что диктатор заставил Птолемея XIII и Клеопатру VII помириться, дабы усмирить недовольство александрийцев. Впрочем, даже если бы старикан "корсикански любил" соплячку, вряд ли он мог ревновать к 10-летнему шкету.

Все были довольны и успокоились, лишь один человек чувствовал себя несчастным - Потинус шеей чувствовал, что его сделают козлом отпущения за убийство Помпей[ус]а, и потому не мог быть спокоен. Он списался с Ахилла[с]ом (который тоже считался соучастником убийства и имел такие же опасения) и вызвал его с армией к Александрии. Цезарь, прознав про сие, тут же приказал казнить наглого евнуха, однако положение его было хреновым - всего с 4000 солдат он оказался заперт в Брухии (дворцовом квартале), который осаждали снова возбудившиеся александряне, а за городом тусили 20 000 габиниян (в основном галлы и германцы, к которым за годы обитания в Египте прибился всякий средиземноморско-пиратский сброд). На исходе 48 года началась Александрийская война...



Компьютерные историки настаивают, что всё было как-то так...

Стратегия Цезаря была проста и сложна одновременно -  продержаться до подхода подкреплений, за которыми было послано в Сирию. Ему удалось забаррикадировать Брухий, захватить остров Фарос и сжечь египетский флот (а попутно сгорела и знаменитая Александрийская библиотека - в первый раз...). Но толпища александрян настойчиво ходили вокруг Брухия, к тому же младшая сестра фараона и фараоницы, девочка 14 лет Арсиноя IV, сбежала из дворца и вместе со своим воспитателем, евнухом Ганимед[ес]ом добралась до лагеря Ахилла[са], провозгласив себя царицей Египта. Тут возникла сложность - Египтянин не поладил с евнухом, но эту проблему решили, зарезав полководца, благо Ганимед[ес] оказался в этом амплуа ничуть не хуже. Габинияне вошли в Александрию и сильно насели на цезареян, одно время даже отрезав их от пресной воды.

Александрийцы послали к Цезарю с предложением - он отпускает на волю Птолемея XIII, а они перестают поддерживать Арсиною IV и Ганимед[ес]а. В положении диктатора выбирать особо не приходилось - фараон был отпущен, прибыл в армию габиниян и... возглавил ее. Война продолжалась по тому же сценарию. Но в это время наконец-то жаль подмога подошла - некий Митридат Пергамский, галат (из галлов, живших в Малой Азии), привел войско из Палестины (в том числе и 3000 евреев во главе с Антипатром Идумеянином, отцом Ирода Великого), которое пробилось к столице и соединилось с Цезарем. Летом 47 года состоялось решающее сражение двух армий в дельте Нила, в ходе которого габинияне были разгромлены, а мальчик Птолемей XIII погиб.

Мнишек - Дьяченко, Помпей, Коржаков, Клеопатра

Previous post Next post
Up