Когда живешь в Севастополе много лет, то, выезжая за его пределы, начинаешь понимать, что попадаешь в другую реальность. И не важно, в какой город и какой страны - везде ты чувствуешь, что севастопольская жизнь наполнена каким-то другим содержанием. Одна из основ его - подсознательная ностальгия по СССР.
Антология возникновения «ностальжи»
Белокаменный город у моря довольно долгое время был закрыт пограничными кордонами не только от всего остального мира, но и от граждан СССР, не имеющих севастопольской прописки. Въехать можно было только по специальному разрешению, выдаваемому в органах исполнительной власти. В «запретную» зону Севастополь превратили в 1984 году по инициативе командующего Черноморским флотом Калинина, уговорившего генсека ЦК КПСС Юрия Андропова сделать это.
В наступившую эпоху тотального дефицита это было весьма удобно для севастопольцев. В экономике административно-командного типа снабжение города-базы флота осуществлялось по совсем другим нормативам. Разница с другими крымскими населенными пунктами была небольшая, но именно она грела душу севастопольцев и создавала ощущение защищенности.
В Севастополе у местных жителей начали формироваться некоторое неприязненное отношение к приезжим и осознание собственной исключительности
Через некоторое время в Севастополе у местных жителей начали формироваться некоторое неприязненное отношение к приезжим и осознание собственной исключительности - большая страна заботилась о них, выделяла морской форпост на Черном море среди других регионов, тем самым делая его будто бы особенным.
Именно поэтому на Всекрымском референдуме 20 января 1991 года и на Всесоюзном референдуме 17 марта 1991 года севастопольцы высказались, фактически, за сохранение СССР.
Советский Союз распался в 1991-м, но вплоть до 1 декабря 1995 года город продолжал быть закрытым. По постановлению Кабмина Украины, возглавляемого тогда Евгением Марчуком, кордоны убрали и въезд в Севастополь был открыт.
Бури «перестройки» и дикого капитализма начала 90-х не миновали севастопольцев, но именно они дали настоящий старт ностальгии по всему советскому, которая проявляется до сих пор. Люди стремились к стабильности, но видели ее не результатом развития страны и проводимых в ней преобразований, а возврата к советской системе.
В 90-е годы Севастополь называли «заповедником коммунизма», намекая как на царившие в нем настроения, так и на имевших большинство в городском совете коммунистов. Большую роль в этом также играл состав населения, в котором около 30% приходилось на пенсионеров.
Мысли о том, «как было хорошо раньше и как теперь все изменилось» транслировались старшим поколением во все возрастные группы. Этому способствовала героизация прошлого Севастополя, на фоне которого современная жизнь в сравнениях проигрывала, поскольку не имела достаточно ярких примеров.
Еще одним важным фактором формирования просоветских настроений в Севастополе было информационное поле, главное место в котором занимали российские телеканалы, до начала 2000-х транслируемые эфирным телевидением (на местных телеканалах), а затем в сетях кабельного телевидения.
Ностальгия по всему советскому в России подпитывалась и возвратом, фактически, советского гимна, и программой «Время» в эфире Первого канала, и высказываниями лидеров, постоянно хваливших СССР
Подобная картина наблюдалась по всей России со времени прихода Владимира Путина к власти. Ностальгия по всему советскому подпитывалась и возвратом, фактически, советского гимна, и программой «Время» в эфире Первого канала, и высказываниями лидеров, постоянно хваливших СССР.
Развитие интернета только подстегнуло «советские» настроения в городе-герое. На городском форуме постоянно действовала тема, в которой предлагалось вспомнить, как жил Севастополь в советские годы. Она так и называлась - «Ностальгия Рожденных в СССР».
Референдум о присоединении… к СССР
Хотели ли крымчане и севастопольцы в Россию или в СССР, об этом спорили политологи и общественные деятели как до, так и после прошлогоднего мартовского «референдума».
Между тем, превалирующую часть голосовавших составляли люди пожилого возраста. А они устали от перемен последних десятилетий. Они хотели обратно в СССР. В то прошлое, когда в Крыму было все хорошо, солнечно и туда приезжали генсеки на белых автомобилях. Но, так как СССР больше нет, то ничего не оставалось, как желать в Россию, которая всем своим внешним видом показывает, что она как СССР, только Россия.
Что там, за показушным фасадом, севастопольцы не особо знали. А по городу распространяли листовки и газеты с пропагандистскими текстами о замечательной и бесплатной страховой медицине, о высочайших пенсиях и зарплатах, о том, что заработают заводы и фабрики, а Севастополь снова станет эпическим советским «городом-садом». И пенсионеры пошли на «референдум» выбирать будущее для своих детей и внуков. Будущее, нарисованное картинками из советского прошлого.
Россия не СССР, но ностальгия осталась
Возвращение Севастополя в Россию оказалось вовсе не таким, как это себе представляло подавляющее большинство горожан, но их запросы были не просто «завышенные, а некорректные»
Возвращение Севастополя в Россию оказалось вовсе не таким, как это себе представляло подавляющее большинство горожан, но их запросы были не просто «завышенные, а некорректные». Они надеялись вернуться в Советский Союз, но попали пока в состояние без особых экономических перспектив.
Об этом в интервью через год после «референдума», в апреле 2015-го, заявил глава Заксобрания Севастополя Алексей Чалый.
«Потихоньку, понятно, эта эйфория сходит на нет. Начинается обычная рутинная жизнь в новых условиях. И в этом плане, я думаю, что для большинства граждан ожидания не оправдались, хотя, откровенно говоря, ожидания у значительной доли граждан были, я бы даже сказал не завышенные, а некорректные, потому что в силу специфики населения Севастополя и ощущения, которое здесь было на протяжении многих лет, многие люди видели себя возвращенными в 90-й год, в Советский Союз с работающими заводами, предприятиями и т.д.», -
сказал Чалый.
Пришло время севастопольцам удивляться российским реалиям, которые если и походили на советские, то в самых худших проявлениях того тоталитарного строя. Поначалу горожане думали, что это трудности переходного периода. Надо немного потерпеть. Но потом пригляделись и поняли, что «так по всей России».
То национализация подкрадется к бизнесу, который до этого обещали выкупить для государственных нужд. А зачем выкупать если есть замечательное, апробированное еще во время октябрьского переворота 1917 года слово «экспроприация». А то и без всяких указов придет «самооборона» и отожмет предприятие без всяких на то документов от новой «власти». Ну прям как революционные матросы в том же 1917-м.
Представители севастопольского бизнеса теперь ностальгируют по украинским законам
Представители севастопольского бизнеса теперь ностальгируют по украинским законам: Украина отменила для предпринимателей уголовное наказание - оно было заменено штрафами. А в России на бизнес нередко давят правоохранительные органы, угрожая реальным сроком. А уж если штрафы, то на миллионы рублей.
Зато государство строгое, чуть что - сразу в тюрьму, прям как в СССР.
Между тем, на севастопольском форуме снова возникла
тема «Ностальгия Рожденных в СССР есть что вспомнить? заходи) 2».
Здесь севастопольцы далеко не пенсионного возраста вместе умиляются жизни в СССР, совершая сеанс коллективного ностальгирования.
«Back in USSR, Back in USSR, Back in USSR…» (назад в СССР) - звучит подтекстом в комментариях.
Геннадий Кравченко, крымский обозреватель