Премудрости саперов 17го века. Взрывные ящики.

Oct 01, 2015 22:03



Минно-подрывное искусство XVII века
(Историко-технический очерк)


Взрывные ящики для разрушения каменных стен и башен.

Хотя в XVII веке для разрушения крепостных стен по прежнему часто использовалось взрывание подземных мин, однако проложить мину под крепостную стену было далеко не всегда возможно. Например, если грунт скальный или наоборот болотистый. Да и прокладка подземной мины из-за огромного объема земляных работ, занимала долгие недели и месяцы. И хотя в те века жизнь и война были неспешные, однако и тогда очень часто фактор времени становился решающим. Например, если на выручку осажденной крепости спешит полевая армия, то вовремя взятая противником крепость могла решить исход не только кампании, но и всей войны.

Куда более быстрым,  простым и эффективным способом было взрывание стены или башни с помощью взрывных ящиков (Spreng=Kasten ).

От автора. Наименование изделий на немецком дается  в статье в той орфографии, которая существовала в XVII веке. Заметим также, что часть терминов в книгах того времени дана не на немецком, а  на латыни. Это следует иметь в виду.

Прежде чем описывать конструкции ящиков и способы приведения их в действие, заметим, что для успеха взрыва было необходимо предварительно выдолбить в толще стены нишу для ящика. Делалось это при помощи различного ручного инструмента (долото, кувалда, лом, рычаг, таран и т.п.). Разумеется, для  этого нужно было приблизиться к стене или башне вплотную, и иметь возможность находиться там в течение нескольких часов или даже дней. Для этого использовались передвижные  укрытия, известные еще с античных времен. Так называемые винеи или  таранные черепахи.
Разумеется, осажденные пытались помешать как подтягиванию черепахи, так  и работам по долблению стены. Однако, не всегда в их распоряжении имелось достаточно средств (камни, бочки с горящей смолой, бомбы и т.п.) и возможностей.

Несколько отступая от темы, заметим, что помимо попыток  сорвать работы по подрыванию башни или стены осажденные нередко позади стены начинали возводить новую стену или вал, чтобы воспрепятствовать противнику ворваться в крепость через пролом. Но
поспешно возводимый барьер уже ведь не обладает в должной  мере той стойкостью, которую имеет капитальное строение.

Как всегда война это действие и противодействие.  Нападающий пытается пробить оборону, обороняющийся старается этому помешать. Не существует абсолютного оружия нападения, равно и не существует абсолютных средств обороны. Кто сделал свое дело лучше, за тем и успех.

На рисунке слева: реконструкция взрывного ящика, помещенного в выдолбленную нишу стены.

Крайнахс не приводит в своей книге ни размеров взрывных ящиков,  ни количеств пороха, требуемого для разрушения стены.  Если исходить из того, что фугасность черного пороха близка к   фугасности тротила, а бризантность порядка 24%, то примерно можно полагать, что для разрушения стены пороха потребуется в три-четыре раза, чем тротила. А рассчитать заряд тротила можно по современному Руководству по подрывным работам. Но во всех случаях обязательно нужно знать толщину стены и материал, из которого она построена.

Ящики, как следует из комментариев к гравюрам, изготавливаются из железа или латуни.

От автора. Конструкция ящика, его массивность, равно как и материал, из которого он изготавливается, вызывает недоумение у современного читателя. Почему, например, он делается из металла, а не из дерева? К тому же из дорогой латуни или из дефицитного и трудного в обработке  в те времена железа? Это сегодня отлить любое металлическое изделие не составляет труда. А в XVII веке
железоделательных заводов было наперечет.
И ведь ящику не лежать годами в нише. Дерево с этой задачей справится ничуть не хуже. Защитить порох от сырости одинаково просто (или сложно, если хотите) что в латунном, что в деревянном ящике. Да и конструкция самого ящика на первый взгляд тоже не самая целесообразная. Фактически вместо ящика с крышкой мы видим здесь один ящик, вставленный в другой.
Но мы описываем то, что было, а не то, что было бы на наш взгляд рациональнее.

Конструктивно взрывной ящик представлял собой железную или латунную пустотелую толстостенную отливку, открытую сверху.  По форме это параллелепипед, несколько сужающийся кверху. По длинным сторонам сверху имеются  проушины для деревянных крепежных планок.
В этот ящик вставлен дном кверху второй металлический ящик меньших размеров. Свободное пространство заполнено черным порохом. В одной из стенок имеется отверстие для запальной трубки.

От автора. Пока неясно, для чего столь толстые стенки и зачем столь странная конструкция. При этом гравюра не показывает никаких ручек для переноски или иных средств перемещения. А ведь такой ящик наверняка имеет очень значительный вес, поскольку заряд пороха явно составляет несколько пудов, а то и десятков пудов.

Если исходить из того, что порох обладает невысокой  бризантностью при относительно высокой фугасности, проще говоря,  обладает хорошим метающим действием, то можно предположить, что эти два ящика, вставленные друг в друга, представляют собой два снаряда, разлетающиеся при взрыве в противоположные стороны (один вниз, второй вверх). И уже за счет  кинетической энергии (ударного  действия) ящиков происходит разрушение стены. Тогда становится возможным объяснить и
массивность ящиков.
Заметим, что на гравюре, показывающей размещение ящика в стене нет,  ни малейших указаний на то, что нишу после установки ящика, следует засыпать грунтом, иначе говоря, делать т.н. забивку. А ведь наличие забивки усиливает действие взрывчатки примерно в полтора раза. Во всяком случае, так указано в современном Руководстве по подрывным работам.
Ниже мы рассмотрим две другие показанные в гравюре конструкции взрывных ящиков, которые на наш взгляд подтверждают наше предположение.

Гравюра также показывает спаренный заряд из двух взрывных ящиков. В этом случае запальная трубка помещается между ящиками.


Второй тип взрывного ящика, показанный на гравюре, представляет собой две заостренные трубы, соединенные между собой и имеющие открытые торцы.  С обеих торцов в трубы свободно вставлены две трубы меньшего диаметра. (я бы сказал, два снаряда). Они между собой не соединены.

Наружная труба в самом узком месте имеет сверление для запальной трубки.
Вся внутренняя полость заполнена порохом.

На реконструкции слева: вверху показан внешний вид взрывного ящика. Ниже он же в продольном разрезе. А еще ниже для наглядности он показан без порохового заряда и один из снарядов выдвинут наружу.

Достаточно очевидно, что при взрыве пороха оба снаряда разлетаются в противоположные стороны и за счет своей кинетической энергии разрушают материал стены.

От автора. Еще раз хочу подчеркнуть, что порох имеет слабую бризантность и хорошую фугасность. Во взрывных зарядах XVII века разрушение каменных стен происходило очевидно в большей степени за счет кинетики металлических снарядов,   и в гораздо меньшей степени за счет   энергии самого  взрыва. А вот с   введением в практику взрывных работ  в XIX веке нового поколения взрывчатых веществ (пироксилин, нитроглицерин, динамит, мелинит,
тротил и т.п.), которые сразу стали называть бризантными, т.е. дробящими, порох уступил им свое место в подрывном деле. Петарды и взрывные ящики стали не нужны и со временем про них все забыли.

Кстати, должен сказать, что там, где в первую очередь требуется фугасность, т.е. метательное действие, черный порох в качестве инженерной взрывчатки наряду с новыми ВВ продержался вплоть до середины Первой Мировой войны. Я имею в виду грандиозные по своему размаху подземно-минные действия 1914-1918 годов   на Западном фронте, где требовалось разрушение и выбрасывание больших масс относительно непрочного грунта.

Третий тип взрывного ящика отличается от предыдущего своим снарядом, который имеет заостренную головку и сам более массивный.
В узости ящика приклепано кольцо, с помощью которого можно перемещать ящик и подвешивать его в нише.

От автора. В общем то анализ устройства именно этого взрывного ящика и подтолкнул авторов к пониманию сути и конструкции взрывных ящиков всех типов, используемых для разрушения стен и башен всех типов.


Кроме вышеописанных взрывных ящиков на гравюре изображен взрывной ящик цилиндрической формы.
Из текста можно понять, что если вышеописанные ящики предназначены для разрушения крепостных стен, то цилиндрический ящик более подходит для разрушения башен.

Он представляет собой изготовленный из толстостенного металла (железо или латунь) сосуд цилиндрической формы и имеет дно. В него в перевернутом виде вставлен второй сосуд меньшего диаметра.
Свободная полость внутри заполнена порохом..
Сбоку имеется сверление, в которое вставлена запальная трубка.

Большой сосуд имеет в верхней части проушины, в которые вставлены сухари. Материал, из которого они изготовлены, неизвестен.   Очевидно, эти сухари предназначены для удержания малого сосуда внутри большого.

Заметим, что запальные трубки горят всего 15-30 секунд. Естественно, что взрывник не успеет удалиться на безопасное расстояние. Таким образом запальные трубки можно полагать лишь конечными запальными устройствами. Как уже было описано в первой части статьи, в арсенале взрывников имелись запальные свечи. Из них составлялся каскад нужной длины, обеспечивающий время, требуемое для отхода взрывника. Одним концом каскад свечей вставлялся в запальную трубку, а противоположный поджигался.


В Германии сохранилось свидетельство использования взрывных ящиков при нападении на крепости.

На снимке, сделанном авторами в июне 2013 года башня Гейдельбергского замка, взорванная с помощью взрывного ящика  в 1693 году.

Замок Гейдельберг являлся резиденцией курфюрстов Пфальца с 1196 года. В течение веков он достраивался и перестраивался.
Пфальцское курфюршество  было завоевано и опустошено французами в 1689 (и ещё раз в 1693) во время войны за Пфальцское наследство. Во время последней осады замок оказал отчаянное сопротивление и французские петардиеры взорвали "Толстую башню"  с помощью взрывных ящиков. Это привело к капитуляции замка. Французы поголовно перебили сдавшихся и сожгли замок, как это было тогда, да и сейчас тоже принято  в гуманной, культурной и просвещенной Европе. С тех пор он так и стоит в руинах.
В 1720 году  курфюрст Пфальца перенес свою резиденцию в Мангейм. В 1803 году  Гейдельберг вместе с территорией Пфальца вошёл в состав курфюршества Баден.

Еще в 1386 году  курфюрстом Рупрехтом I с соизволения римского папы Урбана VI в городе был основан университет, ставший впоследствии  одним из самых известных университетов Европы.

Большая благодарность Антону Калмыкову из Волгодонска , отыскавшему в недрах сети книги фон Крайнахса, фон Валлхаузена и ряд иллюстраций.
Источники и литература

1.U. fon Cranachs. Deliciae Cranachianae oder rare und kunstreiche Fried-und Krieges-Inventiones, bestehende in XI Kupfferstiche. Hamburg.1672
2.M.Croll. The history of landmines. Leo Cooper. Barnsley. 1998
3.L.Monin, A.Gallimore.The devil`s gardens. History of landmines. Pimlico.Sydney.Australia. 2001
4.W.C. Schneck.The Origins of Military Mines. Engineer Bulletin. 1998
5.А.И.Иволгин. Развитие и применение минно-подрывных средств. Военное издательство. Москва. 1956г.
6. Экспозиция военного музея в Кобленце (Германия).
7.J.J. fon Wallhausen..Manuale Militare oder Kriegs Manual. Auctorius.Frankfurt. 1616
8.К.Носов. Осадная техника античности и средневековья. Полигон. Санкт-Петербург. 2003г.
9. Руководство по подрывным работам. Военное издательство. Москва. 1969г.
10.Фотоархив Веремеева Ю.
11 Фотоархив Мартыненко Ю.

http://www.saper.etel.ru

история, оружие

Previous post Next post
Up