Фёдор Михайлович отвечает Владимиру Владимировичу.

Jan 24, 2012 18:56

Все уж отписались по путинской статейке "за национальный вопрос". Кто похвалил, кто ноги вытер. Дай, думаю, и я почитаю, раз уж Сам глаголить изволил да ещё по такому вопросу. Честно говоря, не обнаружил ничего для себя интересного. Примерно так я себе и представлял национальное видение Владимира Владимировича. Но один момент меня, всё же, покоробил. А именно, вот этот:

Великая миссия русских - объединять, скреплять цивилизацию. Языком, культурой, «всемирной отзывчивостью», по определению Федора Достоевского, скреплять русских армян, русских азербайджанцев, русских немцев, русских татар… Скреплять в такой тип государства-цивилизации, где нет «нацменов», а принцип распознания «свой-чужой» определяется общей культурой и общими ценностями.

Апелляция к Фёдору Достоевскому, стало быть. Вроде, всё взаправду. Говорил про "Всемирную отзывчивость"? Вроде, говорил (хотя, я припоминаю, что Достоевский говорил о "всемирной отзывчивости" Пушкина, ну да ладно). Стало быть, можно считать что как бы и благословил путинскую "Великую миссию русских". Гаденько. Посмотрим, что же сам Фёдор Михайлович писал о предмете:

Вы тревожитесь, чтобы "старший брат в семье" (великорус) не оскорбил как-нибудь сердца младшего брата (татарина или кавказца). Какая, в самом деле, гуманная и полная просвещенного взгляда тревога! Вы напираете на то, что православный великорус не "единственный, хотя и старший сын России". Позвольте, что ж это такое? Русская земля принадлежит русским, одним русским, и есть земля русская, и ни клочка в ней нет татарской земли. Татары, бывшие мучители земли русской, на этой земле пришлецы. Но, усмирив их, отвоевав у них назад свою землю и завоевав их самих, русские не отомстили татарину за двухвековое мучительство, не унизили его, подобно как мусульманин-турка измучил и унизил райю, ничем и прежде его не обидевшего, - а, напротив, дал ему с собой такое полное гражданское равноправие, которого вы, может быть, не встретите в самых цивилизованных землях столь просвещенного, по-вашему, Запада. Даже, может быть, русский мусульманин пользовался иногда и высшими льготами против самого русского, против самого владетеля и хозяина русской земли... Веру татарина никогда тоже не унижал русский, никогда не притеснял и не гнал, и - поверьте, что нигде на Западе и даже в целом мире не найдете вы такой широкой, такой гуманной веротерпимости, как в душе настоящего русского человека. Поверьте тоже, что скорей уж татарин любит сторониться от русского (именно вследствие своего мусульманства), а не русский от татарина. В этом всякий вас уверит, кто жил подле татар. Тем не менее хозяин земли русской - есть один лишь русский (великорус, малорус, белорус - это всё одно) - и так будет навсегда, и уж если православному русскому придет нужда воевать с мусульманами-турками, то верьте, что никогда русский не позволит кому бы то ни было сказать себе на своей земле veto! Деликатничать же с татарами до такой степени, что бояться сметь обнаружить перед ними самые великодушные и невольные чувства, вовсе никому не обидные, - чувства сострадания к измученному славянину, хотя бы как и к единоверцу, - кроме того, всячески прятать от татарина всё то, что составляет назначение, будущность и, главное, задачу русского, - ведь это есть требование смешное и унизительное для русского... Чем я оскорбляю татарина, что сочувствую моей вере и единоверцам, чем гоню его веру? И чем я виноват, что, в его понятиях, всякая наша война с турками принимает непременно характер вероисповедный? Не может же русский изменить основные понятия всего мусульманства. Вы говорите: "ну, так деликатничай, секретничай, старайся не оскорбить"... Но, позвольте, если уж он так чувствителен, то ведь он, пожалуй, может вдруг оскорбиться и тем, что на той же улице, где стоит его мечеть, стоит и наша православная церковь, - так уж не снести ли ее с места, чтобы он не оскорбился? Ведь не бежать же русскому из своей земли? Не залезть же куда-нибудь под стол, чтоб было не слышно и не видно, из-за того, что в русской земле младший брат-татарин живет!..

Интересное дело. А где же скрепление "русских армян" с "русскими азербайджанцами"? Где непреодолимая тяга к обобщению ценностей с "русскими татарами"? Оказывается, в ненависти к русским не товарищ Фёдор Михайлович Владимир Владимировичу. Вот ведь...

Жаль, что не доведётся нам прочитать рецензию Достоевского на статью Путина.


А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен

politics, russia

Previous post Next post
Up