«Этот постулат про еврейскую трусость и покорность палачам очень любят на Украине. Я там вырос, и знаю по себе. Едва заходила речь об уничтожении евреев во время войны (в школе об этом не говорили, в газетах не писали, в музее ни слова и ни стенда, памятных мест не существовало - все на уровне дворового всеобуча), тут же вспоминали, как они безропотно шли на смерть. Овцы!»
http://www.9tv.co.il/news/2018/04/12/256333.html Владимир Бейдер пишет о мифах про «еврейскую трусость». Но вот как понимал любавичский Ребе сущность Холокоста и его виновников:
«В мире не существует свободного выбора и единственный кто мог допустить уничтожений миллионов, так же как он использует в своих целях народы и вождей - это Бог. Исходя из этого р.Шнеерсон не обвиняет Гитлера или нацистов или их союзников, а только одного Бога:
«Причина всех наказаний и уничтожений в том, что Господь захотел этого».
(Алон Дахан. Последний спаситель. Мессианское мировоззрение рабби Менахема Мендла Шнеерсона. Международное издательство Contento de Semrik. 2014/ стр. 176)
http://old2.ih.chabad.info/#!g=1&url=article&id=83922 Обвинять народ в трусости нелепо и кощунственно. Нелепо, потому что сопротивление или покорность - удел конкретных людей. Но правомерно спросить: какой стиль поведения в конкретной ситуации диктоваа подобная философия,основанная на традиции. Люси Давидович так описывает поведение религиозных евреев ао время депортаций из варшавского гетто:
«Верующие евреи шли на Умшлагплац и поднимались в вагоны, завернувшись в талесы и произнося молитвы и изречения из Теилим. Игнорируя насилие вокруг. Для верующего еврея сознание того, что он вскоре предстанет перед Всевышним было важнее ощущения беспомощности. Господь их оставил, но они продолжали верить. Стойкость в вере раввинов и верующих служила образцом для людей на Умшлагплатц- как надо вести себя перед лицом смерти. «Евреи не отчаивайтесь! Вы видите, мы идем навстречу Машиаху! Если бы у меня было вино, я бы поднял стакан Лехаим!».
(Люси Давидович. Война против евреев. Змора, Битан, Моран. Тель-Авив. 1982. стр.322)
https://simania.co.il/bookdetails.php?item_id=18355 Это тоже стойкость. Но улицы в городах Израиля называют в честь героев восстания в варшавском гетто. Они порвали с традицией. Глава, посвященная восстанию в книге Давидович называется «За вашу и нашу свободу!»