ОТВЕЧАЕТ ЛИ ИЗРАИЛЬ ЗА САБРУ И ШАТИЛУ? (в связи с публикацией Дова Конторера).

Dec 24, 2017 23:12


В своем историческом повествовании о Первой Ливанской Дов Конторер добрался до заключительной фазы войны- резни в Сабре и Шатиле и степени ответственности израильской армии за происшедшее.

«Не будет сущей нелепостью предположение о том, что массового убийства жителей Сабры и Шатилы удалось бы избежать, если бы ливанская правительственная армия произвела по просьбе Израиля разоружение и проверку бейрутских лагерей беженцев, но ее командование вновь отвергло предложение ЦАХАЛа.
Это не снимает с израильской стороны всей ответственности за случившееся на следующий день, и здесь можно вспомнить уже приводившееся в данном очерке предупреждение, с которым начальник АМАНа Йегошуа Саги выступил задолго до начала ливанской кампании: "Всё, что случится в зоне нашего военного контроля, будет записано на наш счет, и никому не будет дела до того, кто конкретно стрелял в безоружных - наши солдаты, люди Хаддада или фалангисты".


Многим покажется странным, но наибольшую дальновидность на состоявшемся 16 сентября заседании кабинета проявил министр строительства Давид Леви: "Наша позиция, состоящая в том, что мы вошли в Западный Бейрут с целью предотвращения кровавого хаоса, может очень сильно пострадать и мы можем оказаться людьми, не заслуживающими доверия, если мы пускаем фалангистов в определенный квартал. Я знаю, что такое для них месть, это бойня. Если это случится, никто не поверит тому, что мы вошли туда навести порядок. Вина ляжет на нас". Но, высказав это возражение, Леви не потребовал голосования по затронутому им вопросу, и никто из министров не возвращался к нему в ходе дальнейшей дискуссии, отмечает Шимон Голан.

И все же, то обстоятельство, что израильское командование не раз, всерьез и настойчиво предлагало ливанской правительственной армии осуществить операцию по изъятию оружия и аресту подозрительных лиц в бейрутских лагерях беженцев, показывает, что оно, как минимум, не ставило перед собой специальную цель запустить в лагеря одержимых жаждой мести фалангистов

По версии Шарона, Эйтан доложил ему, что ущерб, причиненный фалангистами мирному населению, "оказался большим, чем можно было ожидать". Министр обороны утверждал, что начальник Генштаба указывал на проявленную фалангистами жестокость как на причину того, что операция в Сабре и Шатиле была прервана днем на несколько часов, и отмечал, что она же заставила ЦАХАЛ запретить фалангистам вводить в лагеря дополнительные силы.

https://yaqir-mamlal.livejournal.com/

Итак, по версии Конторера израильское руководство «.как минимум, не ставило перед собой специальную цель запустить в лагеря одержимых жаждой мести фалангистов».

Бенни Моррис говорит об ответственности Шарона и Эйтана за происшедшее куда более определенно.

«Фалангисты началиетали действия в лагерях по инициативе Израиля и при поддержке ЦАХАЛа.

15 сентября силы ЦАХАЛа вошли в западный Бейрут. Серьезного сопротивления они не встретили. Сирийцы и боевики ООП уже покинули город. Шарон обсудил с лидерами фалангистов Фади Фарамом, Хубейкой и другими детали предстоящей операции в лагерях. Он поставил целью ликвидацию террористов. «Я хочу чтобы никого из них не осталось.»

Хубейка: «Как отличить террориста от простого жителя?»

Шарон: «Я сейчас тороплюсь. Обсудим это в узком кругу.»

16 сентября в 18.00 150 фалангистов Хубейки вошли в лагеря. ЦАХАЛ на расстоянии контролировал операцию.Фалангисты двигались по линиям ЦАХАЛа. По просьбе одного из командиров фалангистов Гиси Сокера израильская артиллерия помогала им стреляя осветительными снарядами. Позже самолеты сбрасывали осветительные бомбы.

В 18.50 армейские радиоприемники приняли обмен репликами между Хубейкой и его помощником. Тот спрашивал, что делать с 50 арестованными женщинами и детьми. «Это последний раз, когда ты у меня спрашиваешь! Ты знаешь, что делать!» - ответил Хубейка.

Израильское правительство собралось на срочное заседание. Несколько министров заявили, что их не привлекли к процессу принятия решений по западному Бейруту.Бегин ответил, что попросту не пожелал этого делать.

Министр Давид Леви заметил, что «знает, что такое месть у фалангистов».

Силы Хубейки двигались от дома к дому и убивали жителей. В течение 30 часов фалангисты целенаправленно, не встречая сопротивления убивали жителей, поодиночке и семьями..

17 сентября командование ЦАХАЛа получило сообщения от солдат наблюдавших за происходящим. Фактически Эйтан дал командирам фалангистов разрешение продолжать чистку до утра и согласился предоставить им бульдозеры для сноса «незаконных строений.»

(Бенни Моррис. Жертвы.Тель-Авив. Ам Овед. 2001. стр. 507-508)

http://www.am-oved.co.il/page_2609
Итак по версии Морриса, армейское руководство повиннно не в том, что не предотвратило акцию в Сабре и Шатиле, а в том что инициировало и координировало ее.Но автор Вестей в очередной раз сглаживает острые углы. Стоило ли для этого публиковать подробный очерк?
Автор приносит извинения комментаторам за внесение изменений в текст после начала обсуждения. Но считает следующее дополнение принципиально важным.
И Конторер и Моррис подчеркивают что израильское командование предостерегало фалангистов против насилия по отношению к жителям лагерей. Насколько это влияет на степень его ответственности?
Одним из самых серьезных улик против российских властей после кишиневского погрома 1903 года было письмо якобы направленное министром внутренних дел Плеве кишиневскому губернатору с распоряжением - "увещевать" потенциальных погромщиков против насилия по отношению к евреям,но не препятствовать силой погромам. Это письмо позволило обвинить царские власти в том что они инициировали погром. Письмо так и не было найдено. Но если бы оно имело место, это действительно был бы решающий аргумент.
В 1982 году Шарон и Эйтан "увещевали" фалангистов не чинить насилия.  Но вместе с тем инициировали акцию и контролировали ее проведение. Какова в данном случае степень их ответственности?

История

Previous post Next post
Up