Ури Авнери
05.08.17
С ТОСКОЙ В ГЛАЗАХ...
ШЛИ ДНИ, и весь Израиль не сводил с него глаз, затаив дыхание. Потом пошли часы. Потом минуты.
Мир наблюдал, а приговоренный Мухаммад абу-Али из Калькилии ждал своей казни.
Абу-Али был приговоренным террористом. Он купил нож и убил четырех членов семьи в соседнем еврейском поселении. Он действовал один в приступе гнева, когда его любимый двоюродный брат был убит израильской пограничной полицией во время демонстрации.
Этот случай воображаемый, но очень близко напоминает то, что может произойти в реальности.
В ИЗРАИЛЕ нет смертной казни. Она была упразднена в первые годы государства, когда у всех еще была свежа память о казни еврейских подпольщиков (которых британцы называли «террористами»).
Собрание было торжественным и праздничным. После голосования и нахлынувших эмоций весь Кнессет встал в минуте молчания. Бурное выражение чувств аплодисменатами и другими шумными действиями в Кнессете запрещено.
В тот день я гордился моей страной, за которую пролил кровь.
В ИЗРАИЛЕ были казнены два человека.
Одного из них расстреляли в первые дни государства. Еврейского инженера обвинили в передаче информации британцам, которые передали ее арабам. Создали суд из трех офицеров, которые приговорили его смерти. Позднее была устанолена его невиновность.
Вторым казненным был австрийский нацист Адольф Эйхман, который в 1944 году руководил депортацией венгерских евреев в лагеря смерти. Он не занимал особенно высокого поста в нацистской иерархии, и был всего лишь подполковником СС («обрештурмбанфюрером»). Но он был единственным нацистским офицером, с которым еврейские лидеры поддерживали непосредственные контакты. В их представлении он был чудовищем.
Эйхман, похищенный в Аргентине и доставленный в Иерусалим, оказался заурядным банковским служащим, не особо внушительным и не особенно умным. Когда его приговорили к смертной казни, я написал статью, в которой задал сам себе вопрос, одобряю ли я эту казнь? И ответилː «Не осмелюсь сказать ‘да’ и не осмелюсь сказать ‘нет’». Его повесили.
ЛИЧНОЕ признаниеː я не могу убить таракана и не могу убить мухи. Это не сознательный принцип, а почти физическая невозможность.
Но так было не всегда. Когда мне едва исполнилось 15 лет, я вступил в «террористическую» организацию «Иргун» («Национальную военную организацию»), которая в то время убила на арабских рынках немало людей, в том числе женщин и детей, как возмездие за убийство евреев во время арабского бунта.
Мне было слишком мало лет, и меня на такие акции не направляли, но мои товрищи и я гордо распространяли листовки, призывавшие к ним. Я, несомненно, был соучастником, пока не покинул эту организацию, ощутив несогласие с «терроризмом».
Глубокая перемена в моем характере произошла, когда я бы ранен на войне 1948 года. Несколько дней и ночей я пролежал на больничной койке, не в состоянии есть, пить или спать, и мог только думать. Это породило во мне неспособность лишить жизни любое живое существо, включая человека.
Поэтому я, естественно, являюсь убежденным противником смертной казни, и от всей души приветствовал ее отмену Кнессетом (еще до того, как стал членом этого далеко не августейшего собрания).
Несколько дней назад кто-то вспомнил, что смертная казнь вроде бы и не совсем отменена. Один двусмысленный пункт военного кодекса остался в силе, и теперь раздаются шумные требования ее применить.
Связано это с убийством трех членов еврейской семьи в поселении. Напавший араб был ранен, а не убит на месте, как обычно случается.
Вся управляющая в Израиле правая клика разразилась хором требований казнить его. Присоединились к хору Биньямин Нетаньяху и большинство членов го кабинета.
Отношение Нетаньяху понять несложно. Никаких принципов у него нет, и он идет за большинством, на которое опирается. Теперь он глубоко увяз в крупном коррупционном скандале в связи с приобретением германских подводных лодок. Его политическая судьба висит на волоске. Тут не до моральных тонкостей.
ОТБРОСИМ на минуну мою личную предвзятость, но и с чисто практической точки зрения, смертная казнь - большя ошибка.
Казнь человека, которого его народ считает патриотом, возбудит неистовый гнев и жажду мести. На каждго казненного появлятся десятки других, готовых занять его место.
Я говорю, исходя из собственого опыта. Я уже упомянул, что всупил в «Иргун», когда мне едва исполнилось 15 лет. За несколько недель до этого британцы повесили молодого еврея, Шломо Бен-Йосефа, который открыл огонь по автобосу, полному женщин и детей, но никого не ранил. Он был первым евреем, казненным в Палестине.
Позднее, уже отрекшись от «терроризма», я глубоко переживал казнь других еврейских «террористов». (Я горжусь тем что изобрел единственное научно оправданное определение «терроризма»ː «Борец за свободу с моей стороны - террорист для другой стороны».)
ЕЩЕ ОДИН довод против смертной казни я уже назвал в начале статьиː ее драматический эффект.
С момента провозглашения смертного приговора вовлеченным в эту историю оказывается ввесь мир, не говоря обо всей стране. От Тимбукуту до Токио, от Парижа до Претории, будут взволнованы миллионы людей, ранее не проявлявших к израильско-палестинскому конфликту никакого интереса. Судьба приговоренного станет важным моментом в их жизни.
Израильские посольства будут завалены посланиями достойных людей. Повсюду включатся правозащитные организации. Во многих городах пройдут демонстрации, и массовость их будет с каждой неделей нарастать.
Израильская оккупация палестинского народа, остававшаяся на заднем плане для газет и ТВ, окажется в центре внимания. Редакторы пошлют специальных корерспондентов, эксперты и аналитики выскажут свое мнение. Некоторые главы государств не устоят перед искушением обратиться к президенту Израиля с просьбой о помиловвании.
С приближением дня казни давление будет нарастать. В колледжах и церквах призывы к бойоту Израиля будут звучать всё громче. Израильские дипломаты засыпят тревожными сообщениями Министерство иностранных дел в Иерусалме. В посольствах будут приняты дополнительные меры предосторожности.
Правительство Израиля проведет срочные заседания. Некоторые министры посоветуют отменить приговор. Другие будут настаивать, что отмена окажется проявлением слабости и поощрением террора. Нетаньягу, как обычно, не сможет принять решения.
Я ЗНАЮ, что такая линия аргументации может привести к неверному выводу, что нападающих арабов нужно убивать на месте.
Действительно, это уже вторая дискуссия, расколовшая Израиль. Первой было дело Элора Азариа, солдата и военного медика, добившего раненного и истекающего на земле кровью араба, который совершил нападение. Военный суд приговорил Азариа к полутора годам заключения. Этот приговор был подтвежден после апелляции. Многие хотели бы освбождения Азариа. Другие, включая Нетаньяху, хотели бы смягчения приговора.
Азариа и его семья рады и счастливы, оказавшись в центре общественного внимания. Они уверены, что он поступил правильно в соотвествии с неписаной «нормой», по которой ни одному арабскому «террористу» не должно быть позволено остаться в живых.
Фактически эта «норма» была открыто провозглашена много лет назад Премьер-министром Ицхаком Шамиром (который как лидер «Лехи» был одним из самых успешных террористов 20-го века). Большого ума для такого изречения не надо.
С КАКОЙ стороны ни посмотреть, смертная казнь - варварская и неразумная мера. Она была отменена во всех цивилизованных странах, за исключением США (которые едва ли можно отнести к «цивилизованным»).
Когда я задумываюсь над этим, мне на ум приходят бессмертные строки Оскара Уальда из «Баллады Редингской тюрьмы». Глядя на своего соузника, осужденного за убийство и ожидающего казни, Уальд написал:
I never saw a man who looked With such a wistful eye Upon the little tent of blue Which prisoners call the sky...
«Нет, не смотрел никто из нас // С такой тоской в глазах // На лоскуток голубизны // В тюремных небесах...» [Перевод Нины Воронель]