О том, как в Израиле появилась община израильских арабов

Jul 30, 2017 21:06

Перепост из Фейсбука с небольшими изменениями.
-----
Искал эту карту, не мог в свое время найти, а вот она:



Источник - материал в Фейсбуке Шауля Ариэли.

Самоцитата из моей статьи "Палестинский вопрос":

"Война за независимость Израиля, она же Первая арабо-израильская война, по очень многим параметрам напоминает Карабахскую войну 1991-1994 годов. Бои между соседними деревнями, массовые депортации населения по национальному признаку - все это имело место и там, и тут. Однако по итогам Карабахской войны в Армении не осталось азербайджанского населения, а в Азербайджане армянского. А вот в Израиле все время с 1948 года по настоящее время проживают "свои" арабы, составляющие примерно 20 процентов населения. Есть основания думать, что именно эта планка в 20 процентов изначально была установлена национальным руководством в качестве "безопасного максимума", позволяющего Израилю оставаться национальным государством, но в то же время решающего проблему труда на "низших уровнях" экономической пирамиды. А вот армянам азербайджанский труд в процессе создания своего национального государства почему-то был не нужен - они строят свое государство сами.

Доказательством тому, что я написал, может служить судьба Арабского треугольника (Тира, Тайбе, Калансуа) и региона Вади-Ара (Умм эль-Фахм с прилегающими районами) во время Войны за независимость Израиля. Тира отбила две атаки Хаганы и бригады Александрони в мае-июне 1948 года. Вади-Ара тоже контролировалась арабами до самого конца войны. Тем не менее по Родосским соглашениям о перемирии оба этих региона были включены в состав Израиля, причем руководство Израиля пообещало не депортировать их арабское население. Сейчас именно эти два региона включены Либерманом в его план "обмена территориями и населением". Авигдор Либерман предлагает включить их в будущее палестинское государство в обмен на еврейские поселения Иудеи и Самарии.

Если включение Вади-Ары в состав Израиля можно объяснить тем, что через этот регион проходит стратегически важная 65-я дорога, то включение Треугольника невозможно объяснить ничем, кроме желания сохранить арабское население внутри Израиля в достаточной близости от крупнейших городских центров страны. На самом деле и казус Умм эль-Фахма объясним именно этим. К концу войны в границах Израиля оставалось "слишком мало" арабов, и некому было бы заниматься в условиях мира "арабским трудом".

Представьте себе, что в ходе Карабахской войны азербайджанцам удалось удержать Агдам, но в рамках мирных переговоров армяне потребовали включения его в состав Нагорно-Карабахской республики, пообещав гарантам выполнения соглашений, что азербайджанское население Агдама не будет депортировано. Это неправдоподобно, но в Палестине произошло именно так.

Кстати, жители Тиры, героически оборонявшие свой город, не возражали против его включения в состав Израиля. Что подтверждает тот факт, что им был важен не суверенитет и не арабские национальные сантименты, а возможность продолжать жить и трудиться на своей земле."

-----

На карте мы видим эти самые территории, включенные в состав Израиля по Родосским соглашениям, с чисто арабским на тот период населением. К западу от них черным цветом показана "линия передовых позиций", которую занимал ЦАХАЛ с июля 1948 по апрель 1949 года. Арабы Тиры, как было написано выше, героически отбили две атаки израильтян, а на остальных участках этой линии израильтяне толком и не пытались продвигаться вперед. Они были заняты тем, что происходило южнее и севернее.

Линия передовых позиций более или менее совпадает в этой части Палестины с границами плана раздела согласно резолюции ООН номер 181, принятой 29 ноября 1947 года, на основании которой полгода спустя было создано Государство Израиль.

Черная линия должна была бы стать линией прекращения огня, если бы в 1949 году израильское руководство хотело раздела Палестины по этническому принципу. К западу от нее прошла почти полная этническая чистка арабов в первый период Войны за независимость, который в зарубежной историографии называется Гражданской войной в Палестине, закончившийся провозглашением Израиля 14 мая 1948 года. Остались только две деревни, Джиср аз-Зарка и Фурейдис, жителей которых не депортировали, потому что они работали на полях у евреев Зихрон-Яакова. Эти евреи попросили руководство Хаганы не депортировать "их арабов" до осени, когда закончатся сельхозработы, а осенью уже вмешалась ООН и остановила этнические чистки.

И тут вдруг израильское руководство настаивает на включении в состав новорожденного еврейского государства полосы земли, густо населенной арабами, на которой в это время не было ни одного еврейского жителя. Иордания ставит условие: арабское население оттуда не должно быть депортировано. Израиль на это соглашается. В апреле 1949 года заключаются Родосские соглашения, и ЦАХАЛ без боя выходит на зеленую линию.

Почему так произошло? По единственной причине. Израильское руководство спохватилось: еврейское государство получилось почти без гоев. А кто же у нас работать будет, епть? Кто будет строить молодую страну, работать на полях, обслуживать инфраструктуры? С самого начала предполагалось, что от 20 до 30 процентов населения Израиля будут составлять гои, а тут их вдруг не осталось. Вот и пришлось корректировать карту.

Никто же тогда не предполагал, что можно создать для гоев бантустан и возить их на работу в Израиль оттуда. После 1967 года евреи сообразили, что можно жить и так, и даже желательно жить именно так. В результате родился план обмена территориями и населением.

Кстати, секретную карту территорий, которые предполагается передать будущему палестинскому государству согласно плану Либермана-Нетанияху, можно увидеть в брошюре, выложенной Шаулем Ариэли, на странице 63.

-----

Добавлю еще кое-что в рамках этой публикации.

То, что было сказано выше, относится к ситуации в центре Израиля. Ситуация на юге и на севере имела свою специфику.

Юг Израиля оккупировала египетская армия, и населявшие эту территорию арабы отступали вместе с ней, поэтому в южном регионе арабского населения после Войны за Независимость фактически не осталось. Чтобы решить проблему труда в этом регионе, туда в первую очередь направлялись новые репатрианты из стран Северной Африки и Ближнего Востока. В принудительном порядке. После 1967 года проблема решилась и там - открылся резервуар рабочей силы в Секторе Газа.

На севере Израиля этнической чистки арабов в таких масштабах, как в центре страны, не было, потому что ЦАХАЛ начал продвигаться туда уже после того, как положением в Палестине занялась ООН. Однако и там власть страны пытались снизить процент арабского населения до тех самых 20 процентов. Для этого арабы сселялись в крупные населенные пункты, беженцев не пускали, некоторые деревни все-таки удалось снести. Однако и сейчас север Израиля имеет в целом перевес арабского населения над еврейским.

Короче, что я хотел сказать, если есть те, кто не понял.

И так называемые левые, и так называемые правые в Израиле полагают, что израильское руководство в 1948 году пыталось произвести масштабную этническую чистку в Израиле, но у него не всё задуманное получилось. Левые при этом добавляют, что Накба была преступлением против человечества, а правые - что очень жаль, что намеренное не удалось полностью выполнить. Так вот, неправы обе стороны этого спора. Намерения выгнать всех арабов из Израиля не было. Было намерение сократить арабское население в Израиле до "безопасных" пропорций и поддерживать эти пропорции в дальнейшем.

Руководство Израиля изначально никогда не пыталось сделать нашу страну этнически гомогенной, потому что израильское народное хозяйство с самого начала зависело от арабского труда. Положение арабов под военной администрацией (1949-1966 гг). было очень похоже на положение палестинцев сейчас. Арабы имели возможность покидать свои населенные пункты только по пропускам, а пропуска выдавали только тем, кто работал на заводах и стройках в израильских городах или в киббуцах и мошавах. Остальные имели возможность покинуть свои населенные пункты только в один день в году - в День Независимости. Фактически арабы были прикреплены к своим работодателям и боялись потерять рабочее место и лишиться пропуска. Им можно было платить самый минимум - все равно им некуда было деваться. Когда в 1966 году военную администрацию отменили, арабы кинулись устраиваться на работу туда, куда раньше не могли устроиться, и грянул сильнейший экономический кризис. Десятки, если не сотни тысяч евреев потеряли свои рабочие места. Популярный анекдот "пусть последний, кто покинет аэропорт Лод, не забудет выключить свет", родился именно в этом году. К счастью, вскоре началась Шестидневная война, после которой открылся палестинский рынок рабочей силы, и это спасло израильскую экономику.

Арабо-израильский конфликт, Вопросы теории, История, Война 1948 г

Previous post Next post
Up