Ури Авнери
17.06.17
НОВАЯ ВОЛНА
В годы моей молодости пошучивали: "Ты один такой на свете - и это хорошо!"
Теперь эту шутку приложили к Дональду Трампу. Он - единственный в своем роде. И это, конечно, хорошо.
Но так ли он уникален? Неужели во всём, или, по крайней мере, Западном мире, нет ему подобного?
Как фигура, он конечно уникален. Очень трудно вообразить западную страну, где изберут на высшую должность такого оригинала. Но если отвлечься от его личных особенностей, так ли Трамп уникален?
ЕЩЕ до выборов в США, в Британии произошло событие. А именно, голосование по "Брексит".
Британцы, один из самых благоразумных народов на земле, демократически высказался за выход из Европейского Союза.
Это решение не было разумным. А говоря прямо, оно было идиотским.
Европейский Союз - одно из величайших достижений человечества. После многих веков внутренней борьбы, включая две мировые войны с несчетными миллионами жертв, наконец, возобладал здравый смысл. Европа стала единой. Сперва экономически, а затем ментально и политически.
Англия, а позднее Британия, была причастна ко многим из этих войн. Как великая морская держава и всемирная империя она извлекала из них выгоду. Ее традиционная политика состояла в разжигании конфликтов и поддержке слабого против сильного.
Эти дни для нее ушли в прошлое. От империи (включая Палестину) остались лишь воспоминания. Британия теперь страна среднего калибра, как Германия и Франция. В одиночку ей не выстоять, но так она решила.
Почему, Бога ради? Никто не скажет наверняка. Возможно, из прихоти. Возможно, это были приступ раздражения, тоска по добрым старым дням, когда Британия правила морями и строила Иерусалим на своей отрадно зеленеющей земле. (В настоящем Иерусалиме не так уж много зеленого и отрадного).
Многие думают, что если бы провели второй тур, британцы развернулись бы в обратную сторону. Но британцы не верят во вторые туры.
КАК БЫ ТО ни было, голосование по "Брекситу" ознаменовало для Британии крутой поворот вправо. И сразу же после этого Америка проголосовала за Трампа.
Трамп "правый". Правейший из "правых". Между ним и правой стенкой нет ничего, кроме, возможно, его грехов или тисков.
Британское и американское голосование вместе, возможно, предвещают всемирную волну "правых" побед. Во многих странах "правые" и откровенные фашисты играют мускулами, уверенные в своем успехе. Марин Ле Пен почуяла запах победы. Надеются на победу и ее подобия во многих странах, от Голландии до Венгрии.
Такие политические волны история знала и в прошлом. Подобную волну после Первой мировой войны поднял Бенито Муссолини, принявший римские фашины и превративший их в международный символ. После Второй мировой войны по половине земного шара, от Берлина до Шанхая, прокатилась коммунистическая волна.
Теперь поднималась правая волна, готовая поглотить мир.
И вдруг произошло что-то совершенно противоположное.
КАЗАЛОСЬ, нет ничего прочнее политической системы Франции с ее давно утвердившимися партиями, во главе которых класс старых опытных партийных аппаратчиков.
И вдруг - нате вам! - появляется некий, никому не известный не-политик, который одним движением руки смахивает с шахматной доски все фигуры. Социалисты, фашисты и все прочие валятся на пол.
Этого нового человека зовут Эммануэль Макрон (Эммануэль - достойное еврейское имя, которое значит "С нами Бог"). Очень молод для президента (39 лет), прекрасно выглядит и очень неопытен, если не считать кратковременного пребывания на посту министра экономики. Кроме того, он решительный сторонник Евросоюза.
Занятно, что партийные функционеры успокоились: он долго не продержится. Но потом пришли парламентские выборы, и поток превратился в цунами. Небывалый результат: уже первый тур новая партия Макрона завершила с потрясающим результатом, который во втором туре, несомненно, увеличится.
ВСЕМ нужно задуматься. Макрон был, очевидно, полной противоположностью Новой Правой Волны. Не только в том, что касается европейского единства, но и почти всего прочего. Центрист, он скорее левый, чем правый. В сравнении с американским Трампом, он человек скромный. И прогрессивный в сравнении с британкой Мэй.
Ах, Тереза Мэй!
Что на нее напало? Взойдя к власти с убедительным большинством после голосования по "Брекситу", она не угомонилась и, кажется, хотела доказать, что может получить еще больше голосов, действуя в одиночку. Такое с политиками случается. Она назначила новые выборы.
Даже я с моим скромным опытом мог бы сказать ей, что она совершает ошибку. Несвоевременные выборы люди почему-то не приветствуют. Они как кара божья. Накликали - и проиграли.
Мэй утратила большинство и не имеет на примете никаких коалиционных партнеров. Поэтому она вынуждена обхаживать самых отвратительных правых: протестантов из Северной Ирландии, в сравнении с которыми Трамп большой прогрессист, потому что у этих протестантов ни прав для геев, ни абортов, и вообще ничего не предусмотрено. Бедная Мэй!
Кто же вышел в большие победители? Самый немыслимый из немыслимых: Джереми Корбин. (Еще одно достойное еврейское имя: Джереми был знаменитым библейским пророком).
Его качества совершенно не вяжутся с победой: ультра-левый, ультра-всё. Многие члены его партии терпеть его не могут. Но он оказался близок к победе на выборах. В любом случае, он не позволит Терезе Мэй эффективно управлять.
Достижения Корбина напоминают то, что имело место в ходе выборов в США, в Демократической партии. Официальный кандидат, Хилэри Клинтон, наталкивалась на широко распространенную антипатию в своей собственной Демократической партии, нор наиболее вероятный альтернативный кандидат, Берни Сандерс, вызвал волну восхищения и энтузиазма.
И это был далеко не многообещающий кандидат: 78 лет, десять лет - в сенаторах. Но его приветствовали, как приветствовали бы новичка, человека вдвое моложе его. Если бы партия выдвинула его своим кандидатом, нет сомнений, что сегодня он был бы президентом. (Ведь даже Хилэри получила половину голосов).
ЧТО ЖЕ общего у этих побед или почти-побед? Поднимают ли они "волну" выше?
На первый взгляд, нет. Не победили ни левые (Трамп, "Брексит"), ни правые (Макрон, Корбин, Сандерс).
Значит, ничего общего?
Общее есть: это восстание против утвердившейся власти.
Это общее у победивших и почти победивших: они нанесли удар по традиционным партиям. Трамп выиграл вопреки республиканцам, Сандерс боролся с демократическим истэблишментом, Корбин - вопреки лейбористам, Макрон вопреки всем. Голосование "Брексит" было, прежде всего, направлено против британских правящих верхов.
Значит, такова Новая Волна? Долой засидевшихся у власти, кем бы они ни были.
А В Израиле?
Мы к этому еще не пришли. Мы - последнее национальное движение в Европе. Последнее новое государство. Последняя колониальная империя. Но раньше или позже, мы к этому, в конце концов, приходили.
Половина Израиля, почти все левые и центр, клинически больна. "Авода", правившая страной 40 лет чуть ли не единовластно - теперь жалкая руина. Правое крыло, расколотое на четыре соперничающие партии, пытается навязать почти фашистскую программу по всем сторонам жизни. Я лишь надеюсь, что что-то произойдет до их окончательной победы.
Нам нужен принципиальный лидер вроде Корбина или Сандерса. Молодой идеалист как Макрон. Тот, кто разобьет вдребезги все существующие партии эры оккупации и начнет с начала.
Лозунг Макрона - он и для нас: "Вперед, Израиль!"