О, Котель!

May 19, 2017 12:43



Гидеон Леви
"Ха-Арец",
18 мая 2017 года

ИЕРУСАЛИМСКОЕ НАВАЖДЕНИЕ
Америка выдавила из-себя что-то нечленораздельное о Западной Стене, и рухнуло небо. Где там эта стена? Кому принадлежит? Настал конец света и сионистской затеи. Какое счастье, что есть у нас в США представитель "Еврейского Дома" Никки Халей (под видом американского посла). Он бросился наперехват новому эмоциональному Холокосту, заявив, что, по его мнению, Западная Стена (Котель) - Наша. Какое облегчение! Храмовая Гора (опять) в наших руках.

Изо всех израильских причуд, эта самая вздорная. Страна, стремящаяся выглядеть светской, западной и современной свихнулась из-за стены. Стена стала фетишем. Конечно, можно прожить и без нее, но, как любое наваждение, она способна свести нас с ума.

Одержимость Котелем часть другого, более обширного, синдрома - одержимости Иерусалимом. Нет более разделенного города, чем единый Иерусалим, и нет большего самообмана, чем мысль о том, что может быть найдено решение, не предусматривающее справедливости в Иерусалиме. Можно, конечно, любить Иерусалим, который был привлекательным городом до последней оккупации с его удивительной историей и святыми местами.

Можно молиться ему по десять раз в день, городу, в котором евреи жили на протяжении многих поколений и о котором тосковали. Это волнующее и желанное место для туристов.

Но если страна просыпается в ужасе, потому что некий американский чиновник не упомянул, что Котель - часть Израиля, лишь доказывает, что наши представления иллюзорны, и что мы совсем не уверены в том, что Котель действительно принадлежит Израилю, как и не уверены мы в своих границах, суверенитете и законности. Когда речь заходит об Иерусалиме, рвутся швартовы, а когда речь заходит о Котеле - наступает обморок. В обоих случаях дело в отрыве от реальности.

Есть немало израильтян, для которых Котель - святая святых. Они заслуживают уважения. И есть немало других израильтян, которые не подходили к Стене многие годы, и, однажды побывав там с армейской или школьной экскурсией, не собираются вновь посетить это место. Многие из них, возможно, любят Иерусалим, но издалека, и не собираются туда переезжать, тем более что он стал таким уродливым за годы оккупации. Но связь чувств израильтян к Иерусалиму, Котелю, лагерю беженцев Шоафат или Шейх Джара с вопросом суверенитета очень относительна. Могила в Умани тоже священна, но никто (пока что) не претендует на суверенитет над ней.

Одержимость Иерусалимом в ее теперешней форме вещь новая. Израиль неплохо жил и с маленьким Иерусалим. Мини-Иерусалим был местом гораздо более приятным, человечным и израильским. Однако в последние 50 лет чудовище обратилось против своего создателя. С одной стороны, нет вопроса, по которому мир был бы так един, как по вопросу об Иерусалиме. Ни одна страна не признаёт израильского суверенитета над Восточным Иерусалимом. И в Западном Иерусалиме тоже нет ни единого посольства.

Иными словами, когда речь заходит об Иерусалиме, Израиль играет сам с собой, или правильнее было бы сказать, разговаривает сам с собой. Котель - это оккупированная территория, точно такая же, как Касба в Наблусе, даже если новый посол США Давид Фридман ринется туда прямо из аэропорта. Трамп может посетить Котель с Премьер-министром Биньямином Нетаньяху или без него - это не имеет значения. Будущее Иерусалима еще далеко не определилось, даже если Яир Лапид - обладая оружием Судного Дня - утверждает, что он будет единым вечно.

Никто не говорит, что израильтянам нужно запретить падать ниц на священные камни. Но превращение вопроса об Иерусалиме в краеугольный камень любого решения конфликта - это результат 50-летнего промывания мозгов и ритуала, включающего все диковинные обряды посвящения у Котеля.

Вообразим, что Израиль в один прекрасный день согласится с позицией всего мира о передаче Святого Бассейна под международный контроль (такое иногда в некоторых странах случалось)? Упадет ли хоть один волос с головы еврея, пришедшего прочесть слихот, молитву о прощении? Станет ли после этого Котель местом  менее праведным? Менее еврейским? Менее священным? Менее горестным?

Гидеон Леви, История, Иерусалим, Стена Плача

Previous post Next post
Up