Беловежская пуща

Dec 11, 2016 21:08




Экс-лидер Украины Леонид Кравчук (справа), экс-глава Белоруссии Станислав Шушкевич (в центре)
и первый президент России Борис Ельцин (слева) сразу после подписания Беловежских соглашений

Станислав Шушкевич
рассказывает, как 25 лет назад было принято эпохальное решение

Ехали мы в "Вискули" (в Беловежье) с одной целью: решить наши экономические вопросы, попросить поставить нам больше нефти и газа. Мы были романтиками. Политиками-романтиками, что вообще никудышнее понятие. И к тому же мы - простите - были очень приличными людьми. Мы решили так: если он (Ельцин) нам подбросит нефти и газа за счет Украины, мы же сами себя будем чувствовать сволочами. Позовем Кравчука. И решили позвать.

Мы в тупик приходили, когда обсуждали, и тогда Бурбулис выдает  фразу, которая всем известна, она не претерпела изменений ни в каком соглашении:

"СССР как геополитическая реальность и субъект международного права прекращает свое существование".

Главное действующее лицо у нас Ельцин. И он взял бразды правления в свои руки, решил нам всем объяснить, что мы должны сделать. Он сказал так: мы должны объяснить миру, что мы ядерные, но никому не грозим; мы должны ответить миру, что все обязательства Советского Союза будут выполнены; мы должны ответить миру, что мы уважаем малочисленные народы; мы должны ответить миру, что мы уважаем границы и все послевоенные соглашения. В результате там, в "Вискулях", было составлено это соглашение.

Там многое на коленях у Гайдара было написано, когда мы правили документы. Заранее не было привезено. Я думаю, больше всего было привезено в голове у Гайдара.

Была бутылка коньяка, когда мы вшестером вели обсуждения. Когда у нас получалась удачная статья, мы позволяли себе смочить губы из рюмки коньяка. И вот, представляете, шестерка здоровых мужиков, 0,5 литра армянского коньяка, и вот столечко (показывает меньше четверти бутылки) в ней отпито. Вот это все наше пьянство в Беловежской пуще.

До Горбачева дозванивались с трудом, а в американский Белый дом - мгновенно, Поэтому США узнали об этом соглашении раньше, чем Россия.

Мне абсолютно ни на каком этапе - приезда в Беловежье, подписания, отъезда - не было страшно.

Но, честно говоря, страх меня опутал, когда я ехал в автомобиле домой. Я ехал обратно и слушал радиоприемник. Я его крутил: все об этом говорят, все хвалят. Союз развалили, черт знает что!
------
Полностью на сайте Русской службы Би-би-си:
http://ww.bbc.com/russian/features-38242176

История, СССР

Previous post Next post
Up